152
153
РЫНОКзащитная полосаИНОСТРАНЦЫ В РОССИИНЕ БУДЕМ ТОРОПИТЬ ВРЕМЯМежду производителями автомобилей конкуренция весьма жесткая. Тем не менее это не мешает им иметь свои объединения для решения общих задач, выработки единых подходов. В России, скажем, уже существует комитет, функционирующий в рамках Европейского делового клуба. С председателем комитета автомобильных производителей господином Герхардом Хильгертом беседует главный редактор журнала Петр Меньших. - Хотелось бы услышать, какие компании входят в автомобильный комитет, председателем которого вы являетесь. - В комитете объединены представители ведущих мировых автопроизводителей. Действуя на общем для всех нас российском рынке, приходится решать много схожих задач. Моя работа в комитете, безусловно, очень тесно связана с моим основным занятием - руководителя представительства компании «Даймлер-Крайслер» в России. Наш комитет открыт для всех, и в нем не только европейские, но и американские, японские производители. Мы взаимодействуем с российскими союзами дилеров и автопроизводителей. - Для начала интересно узнать ваше мнение по поводу предложения российского правительства ограничить фискальными мерами ввоз в страну автомобилей иностранного производства. Какова позиция комитета? - О ввозе подержанных иномарок у нас развернулась дискуссия, в частности, была поддержана идея уравнять таможенные пошлины для юридических и физических лиц. Соответствующие предложения были нами направлены в правительственные органы. Мы полагаем, эти шаги благоприятно скажутся на развитии автомобильного рынка. Что касается увеличения налогов на новые ввозимые автомобили, дискуссия на эту тему в комитете нам еще предстоит. Я об этом узнал из газет, и необходимо всесторонне обсудить, на чем основываются подобные предложения. Если это делается, чтобы привлечь в Россию инвестиции, то можно было бы придумать что-то получше, чем просто поднимать пошлины. - А что, на ваш взгляд, можно предложить из того, что «получше»? - Пересмотреть положения, регламентирующие инвестиционную деятельность на российском рынке, а также положение о свободных экономических зонах. Не думайте, что мы все подвергаем критике, напротив, сегодня констатируем: инвестиционный кли152 За рулем 10/2003 мат в последние годы заметно улучшился. Автомобильный рынок в России вырос, особенно в сегменте от 10 до 20 тысяч долларов. И этот рост рынка касается как автомобилей, собираемых в России, так и ввозимых из-за границы. Импортеры удовлетворены продажами. Кроме того, условия для бизнеса стали благоприятнее. Полагаю, что сейчас любая фирма, ведущая дела в глобальных масштабах, рассматривает перспективы России и ее автомобильного рынка. - Пока это не очень ощущается. Возьмем для примера Китай и Россию, которая более демократична по духу и ближе к Европе. Тем не менее, в Китае за десять лет с помощью инвесторов, можно сказать, с нуля построена автомобильная промышленность, способная выпускать около 4 млн. автомобилей. В России же объемы производства иномарок выражаются цифрами совсем другого порядка: за полгода 5 тысяч «фордов», 5 тысяч «шеви-нив»... в сумме около 20 тысяч автомобилей. - Позволю с вами не согласиться. Нужно брать не просто последние десять лет, а период, начиная с 1999 года, и только в 2009 году посмотреть, что получилось. То, что произошло в России с 1999 года по настоящее время, впечатляет и вселяет оптимизм. У крупных автомобильных фирм существует глобальный подход, и в соответствии с ним они действуют во всем мире, а это означает, что каждая стремится присутствовать на рынках крупнейших стран. Понятно, что мимо Китая с его миллиардным населением пройти невозможно. Россия и Восточная Европа также важны для них как рынок, который переживает подъем. Я разделяю ваше мнение о том, что ваша страна важный экономический партнер для Европы. Но экономическое развитие требует времени, хотелось бы также, чтобы Россия вошла во Всемирную торговую организацию (ВТО). Этот шаг имеет как свои плюсы, так и минусы. И прежде всего встает проблема конку-ГЕРХАРД ХИЛЬГЕРТ Gerhard Hilgert Родился в 1949 году. Экономист по образованию. В «Даймлер-Бенц» работает с 1981 года. С 1999-го генеральный директор ЗАО «Даймлер-Крайслер Автомобили РУС». С 2002 года - глава представительства «Даймлер-Крайслер» в России и председатель комитета автомобильных производителей Европейского делового клуба. рентной борьбы. Но перемены, происходящие у вас с 1999 года, идут со скоростью, от которой захватывает дух. Если темпы развития сохранятся, то через десять лет Россия в сравнении с Китаем будет выглядеть нисколько не хуже. - Почему все-таки вы ведете отсчет с 1999 года? Это связано с приходом Путина? - Я не политик, а деловой человек. Этот год берется за точку отсчета, поскольку он был послекризисным, когда люди и компании, немало потеряв, произвели переоценку своего положения на российском рынке. С 1999 года все только и началось. - Ну и как вы с позиций председателя возглавляемого вами комитета Европейского делового клуба представляете себе год 2009-й? Как будет себя чувствовать потребитель в России, заметно отличающийся от китайского? - Создавая автомобили, мы, прежде всего, думаем о потребителе, ибо делаем машину для него. Во главу угла ставим передвижение - для этого, собственно, и предназначена наша продукция. Возможность поехать куда угодно и когда угодно, на том транспортном средстве, которое выберешь, и с теми людьми, которых пожелаешь взять с со- ИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ бой. В этом российский потребитель ничем не отличается от других в разных странах. Просто в России сейчас не хватает автомобилей. Их удельный вес в пересчете на душу населения несравненно меньше, чем в Западной Европе. Правда, статистика по природе своей не слишком объективна, когда, складывая в одну корзину разные показатели, получают средний. Правильнее отдельно рассматривать положение в крупных городах и отдельно в регионах. В общем-то российскому потребителю нужен многоцелевой автомобиль, соответствующий природным условиям. Цена автомобиля также должна отвечать уровню доходов. В России очень заметен сегмент вседорожных автомобилей, он, видимо, будет расти. Ныне практически все производители могут что-то предложить из этой продукции. По мере увеличения парка легковых машин будет расти и сегмент многофункциональных автомобилей, таких, как вэны и мини-вэны. У россиян есть те же возможности получать информацию об автомобиле, что и на Западе, включая Интернет, через который автопроизводители информируют своих потенциальных клиентов. Когда Россия станет глобальным игроком (вступит в ВТО), возможности у потребителя расширятся. В долгосрочной перспективе будут устранены таможенные барьеры, российский автопром должен стать конкурентоспособным, а иностранные производители определятся с тем, в каком качестве продавцов или изготовителей - они предпочтут присутствовать на рынке. Для развития автомобильной промышленности в России нужен переход на другие стандарты, подкрепляемые законодательно. Я имею в виду, прежде всего, нормы выброса вредных веществ и нормы безопасности. - Чтобы это десятилетие успешно закончилось - таможенные пошлины отменены, получила развитие автомобильная промышленность - может ли что-то сделать ваш комитет? - У каждого из членов комитета свои собственные задачи, и главная из них - увеличить продажи автомобилей своей марки или марок. Вместе с тем, как я говорил, есть и общие, приоритетность которых меняется. Например, сегодня серьезно стоит вопрос о получении точных статистических данных по рынку. Мы обмениваемся информацией с госструктурами, делаем ее открытой и для прессы. Важным шагом на пути цивилизованного развития рынка стал разработанный совместно с Таможенным комитетом приказ ГТК России № 500 от 17 июля, который упорядочивает ввоз запчастей для иномарок и препятствует появлению подделок и некачественных деталей. Другая общая тема - координация выставочной деятельности. Здесь мы тоже не можем обойтись друг без друга, равно как и обойти вниманием это явление, столь важное для продвижения товаров на рынок. Кстати, цена за площадь на московском автосалоне выше в сравнении со среднемировыми. Услуги улучшились, но не дотягивают до международного уровня. Европейский бизнес-клуб работает со всеми ответственными организациями, чтобы улучшить ситуацию и превратить Москву в привлекательный мировой выставочный центр. Я уже не говорю о том, что связано с развитием ситуации в стране: таможенное оформление, омологация и сертификация транспортных средств, вопросы интеллектуальной собственности, технологий. К последнему напрямую относится вопрос о разрешении в России системы спутниковой навигации для автотранспорта. Все это, с одной стороны, затрагивает интересы автопроизводителей, а с другой - непосредственно их клиентов, российских граждан. Особенно отчетливо это заметно в области технологий, которые пока недоступны для россиян. -Как, по-вашему, можно решить проблему навигационных систем, что нужно, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки? Может ли повлиять на это ваш комитет? - Прежде всего нужно обратиться, как у вас говорят, в соответствующие инстанции, чтобы поставить проблему. Мы как раз занимаемся этим. Далее нужен закон, защищающий авторские права от пиратства. Наконец, необходимо решить некоторые технические вопросы. Спутники, насколько я знаю, «живут» в космосе над Россией, остается раскодировать данные, перевести устройства на русский язык и т. д. Тогда можно предлагать навигационную систему, способную вести к заданному адресу. Без возможности проложить маршрут к цели навигационная система теряет смысл. Пользы от нее никакой, более ценные сведения можно получить, посмотрев в окно. В беседе принимали участие Олеся Афонина, координатор комитета автомобильных производителей Европейского делового клуба, и Владимир Соловьев («За рулем»). П За рулем 10/2003 153ФИРМЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ КЛУБЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ:«Ауди» - Оскар АхмедовФИАТ - Паскуиио С терцаPEUGEOT «Пежо» - Жерар ЖакэнRENAULTБМВ - Кристиан Кремер«Дженерал моторе» Хайди Мак-Кормак«Рено» - Жан-Мишель ЖалиньеCITROEN«Ситроен» Франсуа Дамбэн0«Хонда» - Такахаси Сёдзи<Sg>«Тойота» - Норио НакаDAIMLER-CHRYSLER Jm. MITSUBISHI«Даймлер-Крайслер» Герхард ХильгертVOIiVO«Вольво» - Диш Папке«Мицубиси» Сергей Петров («Рольф»)«Форд» Хенрик Нензен«Ниссан»Юрий Самойленко«Фольксваген» Ронни Мюллер