245
МастерскаяКОРОБКА ПЕРЕДАЧПРОСТОТА И КОВАРСТВОАНАТОЛИИ ВАИСМАНМеханические коробки передач автомобилей ВАЗ довольно надежны. Знаю немало случаев, когда они (особенно на «классике») служили владельцам сотни тысяч километров - только обращайся с техникой уважительно, не насилуй, вовремя заменяй масло! А если уж возник дефект, да еще прогрессирует, тогда визит к мастерам не откладывай. Чаще всего владельцы «Жигулей» сетуют на самовыключение четвертой передачи. Приводить чертежи коробки не буду - желающие раскроют их сами. Причина дефекта чаще всего в том, что под действием вибраций лопаются упругие тарельчатые шайбы, поджимающие в осевом направлении кольца заднего подшипника первичного вала. А иногда подшипник с ослабленной посадкой в корпусе начинает вращаться вместе с валом, изнашивая шайбу. Так или иначе, первичный вал приобретает немалую (миллиметра полтора) свободу осевого перемещения. Для поработавшей коробки, у которой уже подношены шлицы скользящей муфты и соответствующей шестерни (фото 1), этого достаточно, чтобы передача зацеплялась лишь едва-едва! А отсюда - ускоренное смятие и износ кончиков шлицев, появление на них конусности... и самовыключение под нагрузкой. Водитель вынужден придерживать рычаг рукой, чтобы передача не вылетала, но это же не выход!Многим почему-то невдомек, что в исправной коробке задача вилки - только передвигать скользящую муфту при переключении передач. Остальное время она не нагружена. А если мы ее заставим держать самовыключающуюся передачу, то катастрофический износ последует незамедлительно (фото 2). Нетрудно сообразить, что передача будет зацепляться все слабее... и однажды просто исчезнет. Конечно, наиболее уязвимые места коробки - это весь «интеллектуальный» набор деталей, что крутятся со вторичным валом: синхронизаторы, их пружины, муфты и т. д. А удерживает все это хозяйство от осевого смещения скромная гайка на заднем конце вала, законтренная шайбой с усиком. Как показал наш опыт, не больно-то надежно. Если взяться за эластичную муфту и энергично покачать вдоль оси, люфта не должно быть. Болтается? Масло подтекает через задний сальник? Первым делом проверим, завернута ли эта гайка. Случаи, когда она откручивалась, не единичны. В более поздней конструкции завод применил специальную, конусную гайку. Но и такую мы порой фиксируем анаэробным клеем - другого выхода нет. Традиционно деликатное место коробки - стопорная пластина подшипника и оси шестерни заднего хода. Она закреплена тремя винтами с упругими шайбами. Их нужно затягивать на совесть, только ударной отверткой, иначе шайбы от вибраций порой лопаются, винты вывертываются. Последствия плачевны. С появлением пятиступенчатой «классики» возникла новая проблема: иногда ломается болт крепления блока шестерен пятой и задней передач. Этот болт термообработан - и довольно хрупок, к тому же нагрузки усугубляются его большой длиной. И вот - печальный коробки такой же. Только результат: ремонт коробки, здесь при выключенном даже не заикаясь о ее замесцеплении на «нейтрали» не, мероприятие дорогое! перестает вращаться перЧастенько обращаются вичный вал. Как это часто бывает, по пустякам. Приезжает клиент, на лице паника: вчевладельцы путают дефекты ра, мол, все было отлично, сцепления и коробки переа нынче рычаг переключедач. Скрежет при включения «гуляет» как попало. Уснии передачи не говорит о покаиваем. Дело-то извест«виновности» коробки. Это ное: лопнула или соскочила признак того, что неотрегуоттяжная пружина рычага. лированное сцепление, как Вернуть ее на место можно, говорят, «ведет». А рывки включении передач не снимая коробки и не разпри бирая. Но только тому, у кочреваты более серьезными го ловкие пальцы. А если их последствиями: иногда данет, нужна голова, чтобы же ломается рычаг. Важно, ненароком не обратиться чтобы сцепление включак горе-мастерам, которые и лось («брало») не в самом снимут коробку, и разберут, верхнем положении педали ив одночасье дров налома(риск пробуксовки), а выключалось не в самом нижют. Платить же заказчику! Ну и, конечно, привычны нем (не «вело»). жалобы на шумы в машине. Кстати, если сцепление Ас ними - та же ситуация, сильно изношено, то даже что и сто лет назад. Некотона «классике», где оно «умирые локализовать легко, а рает» постепенно, с замеесть и такие, что источника ной лучше не тянуть. А на не найдешь. переднеприводных автомоНапример, жалуется забилях ВАЗа оно нагружено казчик на шум в коробке пебольше - и тут при первых редач «классики». Выжал же признаках пробуксовки сцепление при остановке - его нужно менять, чтобы шум пропал? Значит, его исне встать «средь чистого точники - в основном, подполя»... шипники первичного и проМеханизм привода комежуточного валов, которобки «восьмерок-десяток» рые сейчас остановились. довольно сложный - и тоже Кстати, это еще не значит, изнашивается. Бывает, все что они вот-вот развалятся! передачи плохо включаютНасторожить должен тот ся, но не по вине коробки. шум, который день ото дня Просто «крестовину» привоусиливается. Тут тянуть да пора менять. Достаточно с ремонтом не следует. снять кожух и прощупать Подход к шумам двух- люфты - и вы все поймете. вальной переднеприводной Остальное дело техники. DЗа рулем 10/2003 245