252
253
ТЕХПОМОЩЬСОВбТЫ бывалыхРУБРИКУ ВЕДЕТ БОРИС СИНЕЛЬНИКОВД СЯВ Jc?v!~;ВПремия 3000 рублей за лучший совет этого номера присуждена ВИКТОРУ ЖАВОРОНКОВУ, нашедшему простой способ предупредить серьезную поломку стартера. Виктор Жаворонков - мастер на все руки. Умеет работать с металлом и деревом, разберется и найдет способ отремонтировать не только бытовую технику, включая радиоприемник и телевизор, но и всю моторную. Он не может сидеть без дела, поэтому, когда нечего чинить, что-нибудь совершенствует. Неудивительно, что многие его находки публиковались на страницах ЗР Родился умелец в 1948 году в Рязанской области. Тяга к технике проявилась рано, и по окончании семи классов школы он поступил в СПТУ механизации. Перед призывом в армию окончил автокурсы ДОСААФ, поэтому на службе водил разные грузовики. Демобилизовавшись, продолжил обучение в школе со специализацией «радиоаппаратостроение». Полученный в наследство «Запорожец» ЗАЗ-968 с ручным управлением переделал в обычный так грамотно, что у ГАИ не было никаких претензий. Зато в машине нашлось множество хронических недостатков, с которыми Виктор в основном справился собственными силами. Потом были две «Таврии», тоже неновые. Купив их недорого, «довел до ума» и хорошего товарного вида, а продав, выручил сумму, достаточную для покупки ВАЗ-21099. За шесть лет эксплуатации автомобиль требовал разного ремонта, но водитель, как вы поняли, никогда не обращался в автосервис. Недавно Виктор купил новый ВАЗ-2115. Машина нравится. Пока единственное, что усовершенствовал - в выпускную трубу врезал сильфон, как на предыдущей машине, закрепив его не сваркой, а хомутами. Теперь в салоне совсем не чувствуется толчков глушителя при резком изменении оборотов - они гасятся сильфоном. Однако Виктор уверен, что ездить, не исправляя какие-нибудь заводские огрехи, вряд ли удастся долго - такова уж отечественная техника.стартерах 5712.3708 легковых автомобилей есть маленькая недоработка, но она вызывает большие неприятности. Пружины, прижимающие щетки к коллектору якоря, упираются в него после полного износа щеток. Это приводит к короткому замыканию, при котором выгорают ламели коллектора и подсоединяемые провода, не говоря о щеткодержателе (фото 1). Страдает и аккумулятор. К сожалению, сигнализации износа щеток нет. Замена якоря и щеткодержателя обходитПружины с изолирующими шайбами-грибся недешево, поэтому стоит подстраховаться. ками. Как? Нет, не предлагаю снимать периодичевставить между ними и пружинами изолируюски стартер для осмотра щеток - достаточно щие шайбы. Если щетка полностью сотрется, по коллектору будут скользить эти шайбы, не принося ему вреда. Когда кончатся две щетки одной полярности («+» или«-»), стартер перестанет включаться, требуя их замены. Подходящий материал для шайб - текстолит, эбонит, фторпласт и т. п., а форма лучше грибком, как на фото 2. Чтобы давление на щетки не было чрезмерным, укорачиваем пружины на 1,5-2 витка. Последствия полного износа щеток. В. ЖАВОРОНКОВ, МОСКВАОднажды потребовалось заменить облицовочный кожух рулевой колонки на «десятке». И тут выяснилось, что нижняя его половина была изменена, когда на заводе приняли решение перенес™ вправо рычаг регулировки положения рулевой колонки. Поэтому есть запчасти нового и старого образцов. Кожух на раннюю модель мне найти не удалось, а под заказ предлагали за несуразную сумму. Я нашел простое решение: снял рычаг регулировки и, перевернув его на 180°, установил на ось. Получилось, как на последних моделях, поэтому подошел новый кожух, который есть в продаже. Е. УСТИНОВ, САМАРСКАЯ ОБЛ., ЧАПАЕВСК «Ниве» ВАЗ-21213 верхний, подводящий шланг радиатора системы охлаждения довольно длинный. Нагреваясь, особенно сильно летом, он прогибается так, что не выдерживает хомут, крепящий его на пластмассовом патрубке радиатора. Здесь появляется течь. Чтобы разгрузить это соединение, я заменил штатную пластину под левой гайкой на крышке ГРМ самодельной, показанной на рисунке. Она подпирает шланг почти посредине, Штатная (показана пунктиром) и новая пластины (толщина 2,5-3 мм). и теперь не приходится постоянно подтягивать хомут на патрубке радиатора. С. ЕРМОЛИНСКИЙ, МОСКВАВ«Ниве» за три года шесть (!) раз ломались корпуса насосов омывателей в одном и том же месте - внизу, у крыльчатки. Приходилось менять насосы целиком и по частям, пока не купил «восьмерочную» модель (2108-5208000-24). Крепление насоса на бачке.ВРезиновые / / шайбы у Поскольку такой насос работает ив горизонтальном положении, воспользовался этим: просверлил в бачке для него отверстие диаметром 8 мм в 10 мм от дна. Резьбу на патрубке нарезал прямо гайкой М8 и закрепил посредством двух резиновых и одной стальной шайбы, как показано на рисунке. С. ДАХОВ, МОСКОВСКАЯ ОБЛ., РУЗАПластмассовая ручка указателя поворота постоянно проворачивалась на оси, несмотря на попытки закрепить ее разными клеями. Проблему решил дополнительным, механическим креплением. Ножовкой по металлу пропилил ручку вдоль на 10 мм и, смазав ее соединение с осью клеем «Супер-Момент», стянул по разрезу червячным хомутом. Больше ручка не сдвигается с места. А. ЛАЗАРЕВ, ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛ., П. СОЛНЕЧНЫЙ252За рулем 10/2003 СОВЕТЫ БЫВАЛЫХРослым водителям немного мешает в «Жигулях» рулевое колесо, которое располагается слишком близко к коленям. На ВАЗ-2104, 2105 и 2107 его можно приподнять, установив под кронштейн крепления рулевого вала две прокладки 30x30 мм с отверстием диаметром 6,2 мм посредине, как показаноКУстановка прокладки под кронштейн рулевого вала.огда двигатель не «тянет», «троит», пожирает бензин, а регулировки не помогают, нередко причина в том, что повреждены клапаны в цилиндрах, сломаны поршневые кольца, перемычки между ними. Чтобы определить, в каком цилиндре непорядок, используют компрессометр. Если его нет, выручает резиновый шланг наружным диаметром 14 мм или немного большим и длиной около 300 мм. Выворачиваем свечу зажигания, устанавливаем поршень в ВМТ в конце такта сжатия (можно по положению бегунка в распределителе зажигания) и вставляем или плотно прижимаем к свечному отверстию шланг. Протерев другой его конец, пробуем вдувать ртом в цилиндр воздух. Если клапаны неплотно закрыты или не в порядке компрессионные кольца и поршни, воздух идет более или менее свободно, а в исправный цилиндр он совсем не идет. Н. МИКЕРИН, КАЗАНЬ первый же год эксплуатации «Газели» протерся бачок омывателя ветрового стекла о кронштейн своего крепления. До покупки нового бачка я вставил в старый, разрезав его по верхнему краю с трех сторон, пластмассовую банку из-под масла, срезав по месту ее верхнюю часть. Место разреза бачка обмотал изолентой, залил воду, поставил насос, и омыватель стал работать как прежде. Д. ДОЛБЯКОВ, ОМСКПри замене пружин подвески требуется сжать их винтовыми стяжками. Однако сразу мне это сделать не удалось крюки скользили по наклонным виткам. Вспомнил совет в 3R 2003, № 1 - подложить шланг, но пригодного не нашлось, а кусочки резины и наждачной бумаги не помогли.на рисунке. Для меня (рост 192 см) оказались достаточными прокладки толщиной 8 мм: они позволили приподнять рулевое колесо почти на 35 мм. Для этого потребовалось заменить крепежные болты Мб более длинными. В целях сохранения травмобезопасности следует расположить две их грани параллельно оси овального отверстия. Н. НУРИТДИНОВ, ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛ., СЕРТ0Л0В0 На правах рекламыВУстановка хомутов и стяжки. Под руками оказались винтовые хомуты подходящего размера. Я установил их на витки пружины так, чтобы в них упирались крюки стяжки (см. рис.), после чего пружину легко удалось сжать без перекоса, благо, стяжки держались весьма надежно. И. КЛИМОВ, ПРИОЗЕРСКИ TAG PARTS»официальный дистрибьютор мяучим мировых проиюодитшпвйictclK5 PHILIPSШ 2ШuMfORDERAЖЯ-ЯС Э^ " ^рвпхжкТелефон для справок (095) 785-5775 www.lagparts.ru За рулем 10/2003 253