172
173
174
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬполезное действиеУТИЛИЗАЦИЯСТАРЬЕ БЕРЕММАКСИМ САЧКОВКуда пристроить убитый аккумулятор? А отработанное масло с использованным фильтром? Или «лысые» шины? Большинство из нас назовет один адрес - мусорный бак, что рядом с домом или гаражом. И это - в лучшем случае. Есть ведь еще пустыри, полоса отчуждения вдоль железных дорог... Стоп! Давайте потратим время на поиски более цивилизованного варианта. Здесь вполне подошел бы какойто призыв, например: «Сохраним двор чистым!» или «Подумаем о здоровье своих близких»... Впрочем, если вы дочитали до этого места, значит, не надо объяснять, зачем это нужно.ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. НЕ ВЫХОДЯ ИЗ КАБИНЕТА Старый аккумулятор, скончавшийся в конце зимы, нашел в гараже. Рядом оказалась и пятилитровая канистра с отработанным маслом. Заодно освободил соседа от двух уезженных шин, которые из-за лени хозяина еще не на помойке. Не исключено, размечтался я, чтолибо получить за этот набор. Отказываться от честно заработанных денег не стану - не корысти ради, а эксперимента для.СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙКак вы избавляетесь от использованных шин, аккумуляторов, масел?выкидываю на «обычную» помойку пытаюсь пристроить нуждающийся сдаю во вторсырьеИтак, начну с одного из чудес XX века - Интернета. До сайта «Экологический проект по утилизации аккумуляторных батарей» добрался быстро. Общая информация, правовые документы, конференция, лозунги... и (ура!) координаты приемных пунктов. Так просто? Набираю первый телефон - фирмы «Ран-Металл»: работает только с юридическими лицами. Правда, вежливая барышня охотно назвала пару адресов, где должны принять аккумулятор. Вот только телефонов у этих контор нет утилизация без цивилизации. Интересно! Записав координаты, иду дальше по списку. Звонки и длительные прогулки по Всемирной паутине положительных результатов не приносят. Брать аккумулятор у «частника» никто не хочет.ДЕНЬ ВТОРОЙ. ВЕСТИ С КОЛЕС Единственной зацепкой остаются адреса приемных пунктов - тех самых, где не было телефонов. Предположения о «недошедшей цивилизации» оказались совсем не далеки от истины. У входа в подвал жилой пятиэтажки два колоритных гражданина усердно доламывали остатки электромотора. Крутая лестница привела в обычный пункт приема цветных металлов, отлично сохранивший колорит эпохи накопления первоначального капитала. Аккумуляторы здесь временно не принимали. Зато на второй «точке», как две капли воды похожей на первую, дело вроде бы сдвинулось с места: за аккумулятор пообещали даже 10 рублей!172За рулем 10/2003 На правах рекламыУТИЛИЗАЦИЯНо обрадовался рано - батарею принимают без электролита. И куда же его слить? Газон, канализационный люк и унитаз по понятным причинам отпадали. К тому же 10 рублей явно не возместят ущерба, который рискуешь нанести брюкам. ДЕНЬ ТРЕТИЙ. О ПОЛЬЗЕ СОВЕЩАНИЙ А не кинуть ли клич в интернетовскую конференцию? Пока ее участники раскачивались, я продолжал путешествие по электронным и бумажным объявлениям в поисках хоть намека на прием автомобильного вторсырья. Вспомнил, что пару лет назад в нескольких автосервисах принимали отработанное масло. Его даже использовали как топливо для печек, обогревающих небольшие помещения. Найти концы не удалось. Наткнувшись на сеть мастерских, занятых только заменой масла, оседлал машину. Авось возьмут жалкие пять литров отработки! Размечтался здесь утилизируют лишь только что слитую смазку. Работа - бесплатная, если расходные материалы куплены здесь же. Цены - божеские, но все-таки выше, чем в магазинах. В принципе удобно, но мне-то нужно сдать уже слитое масло. По дороге притормозил у нарядного шиномонтажа, где рассчитывал оставить покрышки. Нет, лишь переобувают, а вторсырье забирайте с собой. Опять неудача! К вечеру «конфереи» скинули несколько ссылок, но рабочий день закончился, и не только у меня.ИХ НРАВЫ Словенский завод TAB (торговые марки TAB и Topla) по производству аккумуляторных батарей первоначально использовал свинец, добываемый на местном горном руднике, открытом еще 350 лет назад. После истощения запасов пришлось искать новые источники сырья. Основным стала переработка старых аккумуляторов. Владелец авто, приехавший на СТО заменить отслужившую свое батарею, получает скидку при покупке новой - около 3 евро. Когда набирается контейнер старых батарей, приезжает «каблучок» с завода TAB и забирает его. Всего 15 рабочих расположенного в живописнейшем предгорье предприятия «дают стране» около 30 000 т вторичного свинца (докупать приходится всего 5000 т), кстати, считающегося лучшим сырьем. Завод уже практически «съел» все аккумуляторы словенских автомобилистов и ищет партнеров в России.ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. ИЗБАВЛЕНИЕ Надежда цивилизованно расстаться с автомобильным старьем таяла на глазах. Утренние телефонные звонки не дали результатов. И тут почти неожиданно возник Комбинат экологического обслуживания. Оказывается, в столице есть-таки организация, имеющая соглашения с некоторыми сервисными станциями, куда можно обратиться, чтобы сдать аккумулятор, масло и даже шины. Записав адреса этих станций, сразу же отправился на поиски. На первой же - она занята обслуживанием автомобилей «МерседесБенц» (!) - моя батарея через несколько минут перекочевала из багажника «четверки» на склад. Такого удачного расклада я не ожидал! С канистрой масла все было так же просто. И шины приняли, но попросили по 20 рублей за штуку. Посчитал, что недорого и вполне оправданно - нас же не удивляет ежемесячная оплата вывоза мусора со двора. Итак, багажник пуст, задача выполнена.•Угорае* wacrw>?• Упала компрессия?ПОМОЖЕТвосстановить и защитить от износа двигДЕНЬ ПЯТЫЙ. ИТОГИ СТРАНСТВИЙВыходит, цивилизованно избавиться от старого аккумулятора, «лысых» покрышек и отработки в столице все же можно. Конечно, идеальным было бы другое: каждая станция, куда обращаются для замены масла, аккумулятора, шин и т. д., забирает это «добро» и централизованно реализует. Но до этого мы еще не дожили и неизвестно, доживем ли. Пока же считаем за благо, если после трех дней поисков находим нужный нам пункт.БЕЗРАЗБОРНОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙСтенка цилиндрамРЕСУРССОСТОИТ ИЗ /M'rtмельчайших частиц металла. В зоне трения под действием температуры и давления частицы РЕСУРС* активируются и восстанавливают поверхность деталей.(Восстановленнаяпхность1АВТ0www.smazka.ru(812)186-2739 КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬполезное действиеУТИЛИЗАЦИЯПОПРАВКАВ ЗР, 2003, № 9 в статье «Зима катит в глаза» некоторые фотографии шин не соответствуют их моделям. Приводим правильный вариант.15 место-119 очков«Кама-205»Производитель - Россия (Нижнекамск)Некоторое «вторсырье» может пригодиться в хозяйстве. Лучший материал для творчества - изношенные шины.14 место - 1.20 очков F0RTI0Производитель - Украина (разработка «Бриджстоуи»)Назвать такое положение допустимым - язык не поворачивается. В городе, где более двух с половиной миллионов автомобилей, не я должен искать пункты приема автомобильной «макулатуры», а они меня. Звать, предлагать свои услуги. Эта процедура должна быть не только обязательной, но и... модной. Сегодня в мире экологически чистые технологии - предмет особой заботы государств, правительств, бизнеса наконец. Мы же пытаемся на них равняться, предпочитая, например, «продвинутые» импортные автомобили. Станции, принимающие вторсырье, помимо всего прочего, должны внятнорекламировать цивилизованные экологические услуги, и сеть их «приемных пунктов» должна постоянно расти. Первую скрипку в этом концерте обязано играть государство, поскольку речь идет о сфере нашего обитания, о здоровье и жизни, если хотите. Без его поддержки на законодательном уровне призывы утилизировать автомобильное вторсырье останутся словесами и на поиски пунктов приема старых батарей и шин у сознательных автолюбителей как и сегодня будут уходить дни. А остальные по-прежнему будут «утилизировать» старье во дворах, на пустырях, в придорожных канавах... D13 место -175 очков«Медведь Я-650»Производитель - Россия (ЯШЗ)12 место -181 очкоMedeoПроизводитель - Россия (ЯШЗ, создана при участии «Гудьира»)4 место - 292 очка«Медведь Я-670»Производитель - Россия (ЯШЗ)174За рулем 10/2003