220
221
222
КЛУБ«АВТОЛЮБИТЕЛЬ»ПриемнаяРУССКИЙ ТРАНЗИТ5- -ИЗ РОССИИ врынок для... ПРОДАВЦОВКрупнейший в Калининграде и области авторынок в Борисове не впечатлил. Того, кто бывал тут года четыре назад, он вообще мог вогнать в ступор. Да, рынок стал цивилизованнее: новый забор, навесы над торговыми рядами, культурные магазинчики запчастей... Но вот количество машин... Тогда их было несколько тысяч кряду, а сейчас - от силы штук пятьсот. И самое удивительное в разгар теплого, солнечного дня, пусть ив середине недели, единственными посетителями «Борисово» были мы с фотографом! - После новых, наделавших шума таможенных пошлин в прошлом, а затем ив этом году бизнес идет очень плохо, жалуется Игорь Янус, директор авторынка. - В первом полугодии в месяц завозили по 5000 машин, сейчас - всего 300. Потери у всех - боюсь, снова возродится «серая» растаможка... Не знаю, сбудется ли невеселый прогноз бизнесмена, но на рынке теперь все больше «областных» машин (раста220 За рулем 11/2003можены по льготной схеме и за пределы области их вывозить нельзя). Говорят, гости из «материковой» России еще случаются, но редко. Ведь растаможенные на метрополию иномарки стоят теперь столько, что покупать их ничуть не выгоднее, чем, скажем, в Москве. И все же перестраиваться под новые пошлины калининградский рынок не спешит: ряды, как и раньше, забиты дорогими «мерседесами», «ауди», «фольксвагенами», а вот маленьких машин, на которые цены не повысились, практически нет. Мы с трудом обнаружили забившийся в угол «Пежо-206» и не менее сиротского вида «Форд-Ка». Не любят малышей в Калининграде! - Рынок стал примерно в два раза беднее, чем три месяца назад, - сетует И. Янус. - В регионе осталось не более десятка фирм, которые могут себе позволить закупить партию машин, чтобы поставить их у нас или в автосалоне на реализацию. А перегонщики теперь работают в основном под заказ для российских регионов.пойди ТУДА...Зная, что у местных перегонщиков хорошие связи с «автохаусами» в Германии, здесь по старой памяти заказывают подержанные машины москвичи, жители Центральной России и Урала. Схема проста: звонят, обговаривают все детали заказа, затем пересылают небольшой задаток (обычно около 1000 долларов), и перегонщик отправЦЕНЫ НА АВТОРЫНКЕ «БОРИСОВО». КАЛИНИНГРАД(растаможены в РФ, начало октября) гад выпуска «Ауди-Аб» БМВ-320 «Маэда-626» «Мерседес-Е220» «Мицубиси-Галант» «Ниссан-Примера» «Опель-Вектра 2,0» «Пежо-206» «Ровер-75» «Тойота RAV-4» «Форд-Ка» «Форд-Мондео» «Фольксваген-Гольф» 1998 1998 1998 1999 2000 2000 2000 2000 2000 1997 1997 1998 2000 ТЫС. долл. CUM 17,7 12,5 9.2 18.3 14,0 12,0 12,9 10,7 20,5 14,5 5,6 8,5 13,5 РУССКИЙ ТРАНЗИТляется на поиски - в Германию, Голландию, Францию. Есть нужный объект звонок хозяину. Согласен? Тогда «курьер» за свои покупает машину, пригоняет ее в Калининград, оплачивая все сборы... А дальше хозяин прилетает за автомобилем либо просит перегнать его куда-то на «материк». Есть на рынке в Борисове и такая услуга. Сегодня из Калининграда в Россию ведут три дороги. Первые две - сухопутные: через Литву и Белоруссию либо через Польшу и Белоруссию. Теперь появился третий путь - паромом до СанктПетербурга. Стоят они покупателю автомобиля (если платить перегонщику) примерно одинаково - 500 долларов. У каждого из трех путей свои плюсы и минусы. Например, паром надо ждать несколько дней, а на машине можно тронуться в любую минуту. Если не возникнет каких-то проблем на границе, на автомобиле до Москвы можно доехать за сутки с небольшим; на пароме дорога займет больше двух... Если сегодня нанимать местного перегонщика, самым выгодным по-прежнему считается сухопутный путь через Литву. Оплата зависит от цены автомобиля. Простенькую машину согласятся доставить даже за 400 долларов, если же автомобиль дорогой, престижной марки, то цена возрастает - плата за риск. На дороге может случиться все что угодно, хотя число разбойничков с большой дороги в последние годы резко поубавилось. Если автомобиль надо доставить срочно, в «гонорар» закладывают дополнительные расходы - пройти без очереди пограничный пост стоит 50 долларов. Областные дороги образцовыми не назовешь. Очень узкие, асфальт, как правило, плохой. Говорят, виной тому местные грунты - какую смесь ни положи, через месяц-другой дороги «вспучивает». В немецкие времена поэтому и мостили их брусчаткой - под ней земля дышит. Что радует: здесь самый маленький отрезок пути - всего 100 км. Дальше, в Литве, дороги идеальные, в Белоруссии и европейской части России - средние. Самым легким считают перегонщики литовский участок. Лишний раз машину никто не остановит, никаких дополнительных формальностей, все просто и понятно. Одно только: не рекомендуется откровенно нарушать местные ПДД. Литовские полицейские, хоть и бывшие «наши», неумолимы, взяток не берут, штраф выписывают незамедлительно. Оплачивать надо в местном банке, причем быстро, иначе могут остановить на границе. Штрафы немаленькие - за превышение скорости 50-200 долл. Зато без причины никто трогать не будет. Самый тяжелый участок пути, по общему признанию, - Белоруссия. На границе можно ждать всяких пакостей. Например, элементарную проверку по базе на угон за пять-шесть часов. Не хочешь ждать - плати 10 евро! Местные стражи порядка буквально выстраиваются вдоль дорог, и каждый хочет хоть что-то заработать на перегонщиках и автотуристах. По любому поводу, а часто и без него останавливают машину: «Откуда едешь, что везешь и т. д.». Малейшая зацепка - и все: «Мы вашу машину забираем на штрафстоянку; приходите через день, во всем разберемся». Кто себе может это позволить? Вот и вынуждены перегонщики сами предлагать взятки... Введение нынешним летом визового режима с соседней Литвой прошло в Калининграде довольно болезненно. Для жителей области визы стоили недорого (5 евро - одноразовая, 14 - многоразовая), но, чтобы их получить, по нескольку дней простаивали в очередях у дверей литовского консульства. Вспомнили давно забытые списки, ночные переклички... Чтобы не терять времени, перегонщики летом переключились на «польский вариант», где дорога удлинялась на несколько сот километров, зато никаких виз (москвичи давно выбрали эту дорогу; об этом мы писали вЗР, 2003, № 4 ) . - Теперь вводят польские визы, и хотя поляки обещают, что это обойдется без нервотрепки, верится с трудом, рассуждает Григорий, перегонщик с солидным стажем. - Очень много людей с обеих сторон занимаются приграничной торговлей, работают в совместных проектах, вынуждены по делам часто пересекать границу - минимум месяца три неразберихи всем гарантировано. Но для Григория и его коллег это уже непременная часть их работы. В отделенном от страны анклаве многие только так и могут сегодня заработать. Но те, кто покупает в Калининграде машину «под себя», а также пришлые перекупщики и перегонщики все чаще выбирают новый путь - морем. Пусть дольше, зато без хлопот, без виз. Мы тоже решили отправиться на Большую землю таким путем. ПО ВОДЕ, А КИ ПО СУХУ Когда пару лет назад Балтийское морское пароходство как юрлицо ликвидировали (пароходы к тому времени успешно распродали за рубеж), все маршруты в море захватили иностранцы финны, шведы, эстонцы... Опомнились наши, кажется, лишь в прошлом году, после того как литовцы и поляки объявили о введении визового режима для жителей Калининградской области.На рынке «Борисово» покупателей не видно....Зато на улицах Калининграда - только иномарки.За рулем 11/2003221 КЛУБ « А ВТОЛЮБИТЕЛЬПриемнаяРУССКИЙ ТРАНЗИТВ грузовом трюме - полный порядок.Капитан В. Говорушкин: «Курс - Россия!».Шлюпочная «тревога» - это совсем не страшно.В Эстонии спешно купили бывший советский круизныи теплоход «Георг Отс», за несколько лет до того переоборудованный в паром, и с лета нынешнего года он начал регулярные рейсы по маршруту Санкт-Петербург-Калининград. Расстояние от причала до причала (572 морские мили или по-сухопутному - 1060 км) он покрывает за двое суток со средней скоростью 14 узлов. Затем сутки отстоя в порту - и назад. Найти в Калининграде причал, откуда отправляется в плавание «Георг Отс», оказалось непросто: никакой рекламы в городе не было (кстати, как потом оказалось, и в Питере тоже), городские кассы и турагентства билетами не торгуют. В конце концов все-таки выяс222 За рулем 11/2003нили: «Отс» базируется в Рыбном порту и только там можно купить билеты. Цена их - от 1,4 до 2 тыс. руб. за место в каюте (в зависимости от категории) да еще 750 руб. за абонемент на питание в ресторане на два дня (по желанию). Перевозка автомобиля обходится в 4200 руб.; загрузить его можно вечером или рано утром. Паром по расписанию отправляется в 10.00, а регистрация - с 8 утра. Посадка прошла быстро, каюта оказалась уютной. Весь теплоход блистал свежей краской. - Наш паром рассчитан на перевозку 105 легковых автомобилей и 12 автопоездов; кроме грузовой палубы для легковушек используем и кардеки - специальные подвесные палубы, - рассказал нам капитан «Георга Отса» Валентин Говорушкин. - Вместимость - 370 пассажиров, экипаж судна - 76 человек. На нашем рейсе пассажиров было немного - всего 60, а еще 12 грузовых и 26 легковых автомобилей. Так что кардеки остались незагруженными. Но, говорят, такое нетипично. Марина Ломоносова, пассажирский администратор парома, назвала цифры загрузки - от двухсот до трехсот пассажиров. Правда, последнее случалось только летом, когда по морю туда-сюда перемещались группы детей - в лагеря, на отдых. Сейчас основной поток пассажиров - местные жители (хоть немного дороже и дольше, чем по железной дороге, зато интереснее) плюс братья-перегонщики. - Я который год гоняю отсюда автомобили в Екатеринбург, - поведал за кружкой пива один из них - Михаил. По заказу калининградские ребята ищут мне машины в Германии. Как только начались регулярные рейсы, я постоянный пассажир парома. Вот и сейчас у меня в трюме грузовик МАН, а в кузове под тентом - глазастый «меро>. Что нравится - загрузил машину в Калининграде и двое суток никаких забот, никаких границ проходить не надо, никакой нервотрепки и поборов. Машина никуда отсюда не денется, можешь двое суток отдыхать. Вот ребята соврать не дадут, они сами дальше в Сибирь поедут. По мнению экипажа, перегонщики буйным нравом не отличаются, скандалов не замечено. Ну, выпьют ребята в первый день, про жизнь поговорят, а потом тихо по каютам расходятся. А на второй день и вовсе их не видно отсыпаются перед дорогой. Теперь из Калининграда в Питер едут не только подержанные «мерседесы», появляются и другие грузы. На нашем рейсе трейлер с прицепом вез черепицу в Москву, а рефрижератор - мясо в Санкт-Петербург. В обратном направлении в основном только пассажиры, хотя и грузы тоже случаются - буровая и дорожная техника. - По привычке многие пассажиры, оказавшись на пароме впервые, интересуются, когда будем проходить таможню, - рассказывает Марина Ломоносова. - Мы их успокаиваем - никакой таможни! Едем из России в Россию. Только морем. В общем-то все довольны путешествием. Это еще ведь так красиво... «Выражаю огромную благодарность экипажу за сервис и помощь, оказанную при ремонте автомобиля». Это, между прочим, запись из судового журнала...