114
115
116
117
ТЕХНИКАновинкиИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯжизньВ СИДЕНЬЕВ«Витальзитц» без обивки впечатляет изощренной начинкой.сем известны поговорки: «Лучше ехать, чем идти» или «Лучше сидеть, чем стоять». Это правильно только на первый взгляд, если ставить перед собой тактические, краткосрочные цели. Если же мыслить стратегически, думая о сохранении здоровья, то гиподинамия - совсем не лучший вариант. А поскольку ехать стоя можно лишь в городском автобусе, но не в легковом автомобиле, то немаловажно, как именно сидеть. По статистике, каждый второй водитель Германии проводит в автомобильном сиденье более полутора часов ежедневно. Притом зачастую не имея возможности сменить позу, «разогнать кровь». Сиденье, показанное фирмой «Брозе» на IAA во Франкфурте, призвано минимизировать вред, наносимый здоровью вынужденной «неподвижностью в движении». Концепция названа достаточно претенциозно и заманчиво - «Витальзитц» (vital живой, Sitz - сиденье). Разумеется, новое кресло может регулировать обороты насоса так, чтобы тот работал постоянно, но не в полную силу. Давления создается ровно столько, сколько нужно для впрыска. Ушел из топливной системы и регулятор давления, его заменил специальный датчик. Итог - снижение потребляемого тока на треть и, как минимум, удвоение ресурса.имеет множество регулировок: длины, высоты и наклона подушки, наклона спинки, поясничного упора, подголовника. В этом, по сути, нет ничего необычного. Но «Витальзитц» снабдили и иными функциями. Например, регулируемый поясничный упор по совместительству еще и массажер спины. Подушка сиденья тоже не остается неподвижной, а мягко покручивается в горизонтальной плоскости. Мол, если не ерзаете сами, я это сделаю за вас. Эта система, названная «Микромотив», впервые применена в автомобиле. В результате разгружаются межпозвоночные хрящевые диски и расслабляется мускулатура спины. Интересно, что исполнительные микромоторчики и управляющий контроллер фирме не пришлось заказывать на стороне - подошли собственные, используемые в стеклоподъемниках. Из опций фирма предлагает электроуправляемую боковую поддержку, не стесняющую при езде прямо. Новый насос может даже кратковременно развить до 7 атмосфер и перекачать до 220 л/ч (раньше только 50 л/ч). Правда, пока такого давления двигателисты не требуют, но, возможно, оно понадобится в будущем. А может, удастся даже обеспечить самоочистку форсунок, как это происходит в струйных принтерах?- И НИКАКИХ ЩЕТОК!Сприходом впрыска топлива на смену карбюраторам изменились требования к бензонасосам. Слабенькой эластичной мембране механического насоса удавалось лишь подать бензин в поплавковую камеру на высоту несколько десятков сантиметров, не более. О необходимых для форсунок давлениях порядка нескольких атмосфер речи быть не могло. Поэтому бензонасос стал электрическим и переместился поближе к бензобаку, а то и прямо в него. По устройству вся система до сих пор была достаточно примитивна: механический регулятор давления через контроллер давал команду «качать», как только давление падало ниже установленного предела, или «не качать», когда в магистрали набирались нужные две-три атмосферы. 114 За рулем 11/2003Все просто, но не слишком надежно. Из-за необходимости подать топливо еще во время работы стартера электромотор рассчитывали на напряжение 7 В. А ведь после пуска ему приходится выдерживать все 14! Хорошо хоть бензин охлаждает обмотки. Щеточный узел тоже не слишком долговечен. В общем, срок службы этого важного прибора, как правило, ниже срока жизни автомобиля. Фирма «Вистеон» предложила электронный путь решения проблемы. Во-первых, щетки долой! Кстати, на них терялось около 1,5 В. Ротор мотора теперь движется благодаря вращающемуся магнитному полю. Электроника давно уже научилась создавать такое из постоянного напряжения. Более того, специальный контроллерБлок топливоподачи: 1 - управляющая электроника;2 - чувствительный элемент датчика уровня; 3 - двигатель насоса. ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯЭЛЕКТРОМОБИЛЬ КАПИТАНА НЕМОМалютка «Эрроу» справил премьеру на Франкфуртском салоне для больших авто.Помните, как характеризовал свою подводную лодку герой Жюля Верна: mobilis in mobile - подвижное в подвижном. Именно этот принцип удалось реализовать в силовом агрегате электромобиля австрийскому изобретателю Оскару Вахауэру. Всем известно: электромотор состоит из вращаНа правах рекламыющегося ротора и неподвижного статора. А вот в моторе «Стрелы» статора в привычном понимании нет. Роторов же целых два - внутренний и наружный. Крутятся они в разные стороны, как бы отталкиваясь магнитными полями друг от друга. Причем каждый соединен со своей полуосью.Но ведь колеса должны вращаться в одном направлении? Конечно, поэтому между одним из роторов и полуосью встроен планетарный редуктор, инвертирующий вращение. Зато - не нужен дифференциал: крутящий момент автоматически распределяется поровну, а колеса могут вращаться с разной скоростью, механической связи между ними нет! Есть, правда, один минус: питание на подвижные обмотки возбуждения приходится подавать через щетки. А вот плюсы гораздо весомее. Во-первых, экономия общей массы привода составила 50%. Вовторых, КПД нового двигате-ля равен 80%. что на 20% больше, чем у традиционного электромотора. А вся цепочка, с учетом преобразования энергии и потерь в редукторе, доводит до колес 70% мощности. В Австрии уже появилась фирма «E.Mobile Technologies», которая наладила выпуск небольших электромобильчиков для отдыха и развлечений. Причем в четырех версиях, различающихся «максималкой», - 15, 25, 30 и 45 км/ч. Запас хода скромный, всего 60 км, зато и масса невелика - 130 кг. Кстати, на батареи приходится лишь 20 кг! А зарядить их можно за пару часов.~/$ •/I72Вот и весь привод: 1 - полуоси; 2 - планетарные редукторы, один из них инвертирующий; 3 - «статор»; 4 - «ротор».СЕРИЯ АВТОПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ИЗНОСА ДВИГАТЕЛЕЙ И ТРАНСМИССИЙ1.rimet.ruЕкатеринбург (3432) 43-92-41 Москва (095) 955-12-64 С.-Петербург (812) 303-82-ПРазработки, проектирование и производство противоизносных и антифрикционных материалов сертифицировано постандартукачества ISO 9001:2000 фирмой AeroCert AG (Германия)За рулем 11/2003115 ТЕХНИКАновинкиИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯПОД ГРАДУСОМПолучив в свое распоряжение огромную вычислительную мощь современного компьютера, разработчики двигателей стремятся все более тонко настроить процесс сгорания. В этом мотористов поддерживают и экологи, ужесточающие требования к чистоте выхлопа, и рядовые потребители, стремящиеся сэкономить на бензине. Конечно, контроллер сегодня может мгновенно рассчитать оптимальную, необходимую в данный момент мотору «дозу», но чтобы этот расчет оказался верным. нужна как можно более полная информация. Владельцы впрысковых автомобилей знают: датчики следят за температурой окружающего воздуха, охлаждающей жидкости, за детонацией и содержанием кислорода в выхлопе... Лишь температуру выхлопа до сих пор не измеряли. А онаВ новом датчике «все в одном», термопара и измерительная электроника:-':-1 - кожух;2 - термопара: 3 - электронный блок.очень важна для правильной работы нейтрализатора и его долговечности. Более того, современные накопительные нейтрализаторы требуют время от времени выжигать накопившиеся вещества. Как тут обойтись без контроля температуры? Обычный полупроводниковый датчик не годится: сгорит. А вот термопара как раз то, что нужно. При нагреве одного из ее концов, как известно, возникает разность электрических потенциалов - тем большая, чем больше разность температур. То есть, строго говоря, такой датчик измеряет не саму температуру, а ее перепад на своих концах. Фирма «ABB Отомейшн продактс» из немецкого города Альценау предложила комбинированный термодатчик для выхлопных газов, автоматически учитывающий окружающую температуру и выдающий абсолютное значение с точностью ±5 С С. На фоне 1000°С в выпускном тракте датчик достаточно точен. А диапазон измерений огромен: от -40 до +1110СС! Еще одно важное преимущество устройства - безупречная линейность, выходнойО200 400600 800 1000 1200 Температура, °СВеличина выходного сигнала строго пропорциональна температуре выхлопа - обработка результатов становится проще.сигнал строго пропорционален температуре. В первую очередь прибор пригодится в двигателях с турбонаддувом, где ни в коем случае нельзя допускать нагрева лопаток турбины выше 1000°С. До сих пор ради спасения дорогого агрегата приходилось идти на хитрость: когда водитель резко прибавляет газ, например, при обгоне, контроллер обычно не просто увеличивает количество топлива, но и обогащает смесь, снижая температуру газов. С термодатчиком же обогащение начнется не сразу, а лишь когда температура вырастет до критических значений. В таком режиме выхлоп станет чище, а расход топлива меньше.рудно встретить автомобиль, в котором не было бы радиоприемника или магнитолы. А во многих машинах стоят солидные, дорогие аудиоцентры. При их монтаже самое сложное - выбрать подходящие динамики и правильно их расположить. Сделать это не всегда просто. Ведь в салоне тесно, а громкоговорители для средних и особенно низких частот весьма громоздки и требуют большого объема воздуха сзади. Иначе хорошего звука не добиться. Проблемы создают и вибрирующие панели дверей, «торпедо», задняя полка...116 За рулем 11/2003ПОИ, ПОТОЛОК, ПОИ! ТИзобретение фирмы «Джонсон контроле» (JC) позволяет уменьшить размер динамика, одновременно увеличив площадь его звукоизлучающей мембраны. Ведь ее функции выполняет... потолок или дверная панель. Упрощенно новую конструкцию можно сравнить с когда-то популярными у радистов наушниками. В них не было подвижной звуковой катушки, обмотка сидела на полюсах постоянного магнита. А звуковые колебания излучала расположенная вблизи полюсов круглая стальная пластинка-мембрана. Все очень просто, но вот качество звукагодилось лишь для прослушивания речи. Разумеется, «динамики», предложенные JC совместно с «Филипс саунд солюшн», конструктивно гораздо изощреннее, принципиально схож лишь механизм излучения звука. Дизайнерам полный простор: не нужно делать отверстия для громкоговорителей в дверях или полках. Да и места безмембранная головка занимает совсем немного. Кроме того, автомобиль становится на пару килограммов легче. Ну и как звучит потолок? Семьдесят пять процентов опрошенных из довольно большой тест-группы отметили: качество звука не ухудшилось по сравнению с традиционной аудиосистемой - и изъявили желаниеТак схематично выглядит аудиосистема будущего.приобрести новинку. В продажу она пока не поступила, но любопытные могли проверить устройство на стенде немецкой фирмы, посетив салон IAA во Франкфурте. МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВЭЛЕКТРОННАЯ ДИСКОТЕКА Педали автомобиля постепенно становятся «электронными», причем справа налево. Педаль газа уже на многих машинах лишь перемещает движок потенциометра. Стараниями «Даймлер-Крайслера» тормозная вот-вот утратит связь со штоком гидроцилиндра. А «электронное сцепление»? Конечно, можно вообще обойтись без левой педали. Но многие по-прежнему делают выбор в пользу механики. Однако любителям лихо орудовать рычагом переключения передач тоже станет полегче, если управлять сцеплением будет контроллер, способный учесть скорость автомобиля, режим работы двигателя, включенную передачу, сцепление колес с дорогой... Водителю останется лишь дать команду на выклюНа правах рекламычение или включение сцепления, а сам процесс пойдет «как по маслу». Но для этого нужно, чтобы вилку перемещал не трос, не шток гидроцилиндра, а элекТакую педаль легко перемещать в удобное положение и сделать безопасной при столкновении: 1 - педаль; 2 - датчик перемещений.тропривод. Например, соленоид, как на некоторых автомобилях «Ока», или электромотор, как предложила фирма «Валео». Тогда, кстати, нет ограничения на усилие выключения, ведь у больших авто оно электромагниту «не по зубам». Теперь левая педаль лишь перемещает чувствительный элемент датчика. Электромоторчик же отожмет ведомый диск и отпустит его в соответствии с заложенной программой, не допуская рывков.Актюатор (исполнительное устройство) «Валео» способен выжать сцепление за 100 мс: 1 - электромотор; 2 - пружина компенсации нагрузки; 3 - регулятор; 4 - настройка рабочего хода; 5 - колесо червячной передачи.поломоечная и подметальная техника тепловые пушки аксессуары и запасные чП РИГЛАШАЕМСОТРУДНИвысокого давления водопылесосы и химчисткиНа все оборудование гарантия 1 годД ИЛЕРОВМосква, ул. 1-я Энтузиастов, д. 15, стр. 2. т. (095) 77777-33 (многоканальный), e-mail: [email protected], http://www.entuziast.ru ЧЕСТВУНаши дилеры: Москва 273-06-70 • С.-Петербург 325-92-57 58, 108-66-39, 247-59-74 • Волгофад 95-36-61, 32-92-09, 42-38-05, 44-45-45 • Вологда 72-80-98 • Екатеринбург 71-77-97, 22-14-24, 22-60-62, 12-72-14, 23-84-78 • Железноводск 29-185 • Ижевск 52-80-18. 48-57-54 • Иркутск 33-08-90, 34-03-02, 53-62-85 • Казань 99-00-89, 78-29-17 • Киров 62-16-29 • Кострома 32-59-33 • Краснодар 38-48-33, 53-13-17 • Красноярск 45-30-29, 47-18-71 • Липецк 34-90-87 • Магнитогорск 37-76-50 • Н. Тагил 41-00-84 • Н. Новгород 65-14-08, 30-31-79, 77-60-14, 32-57-11 • Новосибирск 51-32-02 • Омск 57-74-18 • Пенза 902-352-27-33,62-74-29 • Петропавловск-Камчатский 11-51-97 • Пятигорск 5-25-05 • Ростов-на-Дону 95-74-33, 48-81-93, 99-46-24 • Рязань 27-37-36 • Самара 29-96-66 • Саратов 25-04-22. 41-60-52 • Сочи 99-65-28 • Тамбов 52-09-29 • Тольятти 20-88-60 • Томск 55-43-13 • Тюмень 44-33-43 • Уфа 74-16-83 • Хабаровск 64-75-09 • Челябинск 62-70-08, 37-12-29, 37-04-47,75-24-89,62-17-17 • Череповец 23-34-51 За рулем 11/2003 117