110
111
ТЕХНИКАконструкцииСОВРЕМЕННЫЕ РУЛИКАК ГУЛЯЮТ РУКИ ПО ШТУРВАЛУМАКСИМ САЧКОВЗолотое правило опытных водителей - всегда держать руки на руле. Снимать их можно только по необходимости, например, чтобы переключить передачу. Конструкторы тоже учат нас хорошим манерам, все чаще вынося органы управления на штурвал.БАРАНКИ В УПАКОВКЕ Разместить кнопки на руле дело нехитрое. Проблема соединить провода во вращающемся рулевом колесе с неподвижными электрическими цепями в колонке. Простенькие конструкции, где на штурвал выведена только «бибикалка», обходятся ползунком, который ездит по контактным кольцам. Кнопка на руле замыкает контакты, ток по пластине течет к клаксону. Второй провод не нужен, минус «сидит» на рулевом вале. Конструкцию «переходника» изменили ради подключения новых устройств. Одно из них - подушка безопасности, к которой идут питающие и управляющие электрические цепи. Место ползунка занял плоскийшлейф, намотанный на катушку. При повороте руля он вытягивается на нужную длину, а потом вновь накручивается на бобину. Кстати, многие горе-ремонтники, снимая рулевое колесо, забывают потом выставить «переходник» в среднее положение. А так как длина шлейфа ограничена (она рассчитана обычно на четыре оборота руля), то после первого же поворота «штурвала» до упора приходится заказывать новую деталь. В рули современных автомобилей с мультиплексной проводкой часто встраивают управляющий блок, который собирает сигналы от всех кнопок на баранке, преобразует их в цифровой код и передает адресатам. Такое устройство позволяет не тащить широкий шлейф от штурвала к рулевой колонке, сделав конструкцию более компактной. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ Количество и само наличие кнопок на руле не всегда зависят от цены автомобиля. Конечно, на дешевых машинах они почти не встречаются. Но иногда и дорогие модели об-Правой рукой водитель БМВ 7-й серии управляет коробкой передач и аудиосистемой, левой - телефоном и системой голосовых команд. Двумя кнопками на ободе может вручную переключать передачи.Концепт «Вольво-SCC». Наряду с уже привычным набором клавиш на «штурвале» расположена кнопка, управляющая тремя камерами заднего вида и еще одной дополнительной, которая следит за детьми на заднем сиденье.Конструкция «переходника» рулевого колеса: 1 - подвижное кольцо; 2 - провода к рулевому колесу; 3 - корпус; 4 - провода к рулевой колонке; 5 - соединительный шлейф. 110 За рулем 11/2003На руль «Сузуки Концепт S» вывели управление световыми приборами и стеклоочистителями. СОВРЕМЕННЫЕ РУЛИхолятся аскетичным, по нынешним понятиям, набором. Например, на руль «Лекcyca-GS300» вынесены только кнопки переключения передач. С лицевой стороны обода - «Down» для последовательного переключения вниз, на обратной - «Up», соответственно, вверх. Кстати, японцы выбрали не только оригинальное расположение, но и обозначения кнопок (у большинства моделей на клавишах коробки - значки «плюс» и «минус»)- Правда, иногда так помечают и кнопки регулирования громкости магнитолы или управления круиз-контролем. Тогда для коробки передач используют другие символы, а клавиши располагают в стороне от остальных. На некоторых автомобилях с гидромеханическими коробками или вариаторами встречаются иные обозначения на руле. Например, у «Хонды CR-V» на баранке расположены две клавиши, управляющие «автоматом» индекс «D» соответствует обычному режиму, «S» спортивному.Вершина конструкторской мысли - штурвал болида формулы 1. «Руль «Тойоты»: 1 - кнопки выбора программного обеспечения; 2 - настройка противобуксовочной системы; 3 - включение системы контроля старта; 4 - выбор режима работы двигателя; 5 - связь с боксами; 6 - регулировка сцепления; 7 - отключение автоматического режима переключения передач вверх; 8 - диоды, дублирующие флаги на трассе; 9 - экран, отображающий время прохождения сектора; 10 - тахометр; 11 технический монитор; 12 - электронный спидометр; 13 - ограничитель скорости на пит-лайне; 14 подтверждение вызова из боксов; 15 - включение нейтрали; 16 - выбор параметров, выводимых на технический монитор; 17 - регулировка дифференциала. Подрулевыми рычажками пилот последовательно переключает передачи и управляет сцеплением.НА НЕСКОЛЬКО ОКТАВ Да что там коробки передач - запуск системы голосовых на большинстве современкоманд. ных моделей рули буквально Пока до унификации расусеяны кнопками: клавишей положения клавиш не дошли - на пару фортепьянных окдаже конструкторы одной тав. Они отвечают за аудиофирмы. Проектируя «семерсистему, телефон, круиз-конку», баварские инженеры вытроль и другие опции. несли управление круиз-конНа штурвале БМВ 7-й сетролем на подрулевой перерии под правой рукой распоключатель, а в «трешке» предложена кнопка «S/M» - спорпочли-таки расположить клативный или ручной режим виши на руле. «Плюсом» и коробки. Чуть ниже - клави«минусом» задают нужную ши аудиосистемы. С их попостоянную скорость, а запомощью ищут нужную радиоминают ее, нажав соседнюю станцию или любимую пескнопку. ню на компакт-диске. Самую Конструкторы современнижнюю кнопку можно заного «Гелендевагена» не стапрограммировать, возложив ли распыляться по мелочам на нее любую из перечисленвывели на руль управление ных функций. бортовым компьютером. НаКлавишами «плюс» и жимая кнопки, можно «хо«минус», расположенными дить» по меню, отдавая копод левой рукой, регулируманды различным приборам ют громкость звука аудиои системам. Кстати, такая схесистемы и громкоговоряма управления реализована щей связи. Под ними - упране только на вседорожнике, вление телефоном, а выше - но и купе «Мерседес-Бенц CL».БАРАНКИ НОВОЙ ВЫПЕЧКИ Похоже, в ближайшее время достойной замены привычному рулевому колесу не появится. Разве что штурвалы станут еще меньше - как у концептов, многие из которых через несколько лет превратятся в серийные модели. Но вырисовывается и другая тенденция - «штурвалы» будущего будут еще плотнее усеяны кнопками. В прототипе «Вольво-SCC» можно, не снимая рук с баранки, управлять бортовым компьютером, навигацией, круизконтролем, аудиосистемой. Рядом - кнопки, отвечающие за климат в салоне и работу видеокамер заднего вида. А кнопки на руле «СузукиКонцепт S» заменили подрулевые переключатели. Конечно, маловероятно, что рули серийных автомобилей будут настолько перегружены кнопками и тумблерами, как «штурвалы» автомобилей формулы 1. Просторный салон, в отличие от тесного кокпита, не зажимает конструкторов в строгие рамки. К тому же рядовому водителю недолго и запутаться в мудреной клавиатуре. А вот некоторые гоночные «штучки», например информационные дисплеи в середине баранки, вероятно, появятся на дорогих автомобилях уже через несколько лет. При необходимости они отобразят самую разнообразную информацию о состоянии автомобиля и предстоящем маршруте. Интересно, а можно будет, припарковавшись, посмотреть на руле кино или сыграть партию в шахматы с умным бортовым компьютером? DЗа рулем 11/2003 111