148
150
РЫНОКаксессуарыЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ НАСОСЫНожные насосы верой и правдой служили многим поколениям автолюбителей, а теперь мало-помалу уступают место электрическим. В самом деле, коль машины стирают белье и моют посуду, почему бы не поручить электричеству и такое малопривлекательное занятие, как подкачка шин. К тому же и сами производители механических насосов (вольно или невольно - судить не нам) отваживают автомобилистов от своих изделий - очень много брака (ЗР, 2002, № 11, с. 220). А теперь о том, что можно встретить сегодня на рынке микрокомпрессоров. Действительно ли они так хороши, как смотрятся на витрине?Со времени последней наесть и шкала psi - фунт на шей контрольной закупки квадратный дюйм). Многие прошло три года (ЗР, 2000, из этих изделий служат по со№ 3, с. 84). С тех пор многое вместительству и фонарем изменилось, и прежде всего не такая уж бесполезная расширился ассортимент. В функция, как может покакрупных магазинах выбор заться на первый взгляд. Коэлектрических насосов едва нечно, ниппель найдешь и на ли не больше, чем ножных. ощупь, а вот оценить повреНаряду с привычными «Мусждения шины при свете тангом» и «Темпом» появилзвезд непросто - не все же вося привлекательный и дизайзят с собой переноску. ном, и исполнением отечестХвалят появившиеся на венный «Муссон». Иностранрынке примерно два года цев тоже хватает, в основном назад изделия датской фиртурецкого и арабского происмы «Эйрмэн» (Air Man). На хождения. На вопросы о каповерку они оказались рочестве продавцы отвечают дом из Китая. Тем не менее уклончиво, но к внешнему российские дилеры дают на виду не придерешься: аккуних трехлетнюю гарантию ратные корпуса, длинные (в Европе на некоторые мопровода и шланги, привычдели даже пожизненную!), ная оцифровка манометра - да и отказов продавцы не в барах или Паскалях* (хотя припомнят. Интерес вызва«МуССОН» ^»v • Цена -1820 руб.ла модель «Оул» (Owl): насос с питанием от собственного аккумулятора и ограничителем давления. Не надо разматывать и потом убирать шнур, следить за манометром, а энергии аккумулятора хватило для подкачки четырех полуспущенных «жигулевских» шин. Правда, аккумулятор придется периодически подзаряжать, а значит, все-таки возиться со шнуром и адаптером. Посоветуем «Оул» поклонникам мототехники: компактность и автономность для них на первом месте. Многие насосы комплектуют насадками для накачки матрасов, мячей, продувки каналов карбюратора или топливных магистралей и т. п. Некоторые, судя по описанию, можно использовать для покраски автомобиля. Это, впрочем, требует комментариев. Более или менее приличные результаты получаются с помощью аэрографа (рабочее давление 2-2,5 бар) либо краскопульта (не менее 3,5 бар). У последнего расход воздуха несопоставим с возможностями любого из автомобильных насосов. Так что потребуется огромный ресивер и уйма времени для его накачки. Однако по заявленному максимальному давлению большинство насосов с лихвой перекрывает порог в 3,5 бар. Мы купили два отечественных и два импортных насоса: «Темп-3», «Муссон»,*1 бар = 100 кПа == 0,1 МПа ~ 1 атм ~ 14 psiШj^rt^fl^НПП 000 «АВТ0К0М», МОСКВА1^^ А §_Wa4|H .\ ^р ^gma* Щ ^ШШ Нь JЩЩ ^^0^*Мва». ^Р"^^Я Ss^s. ^^*ЧИ V АХг~ ^^^Г i vSjZ ^k\ к ^ в Э / - у З^^^^Ив^^^^ чЧшЬ^чГ^З f^^t**^* N^S^aae Щ^^ ^*^j^^g*^~ 148 За рулем 11/2003Размеры: 205x190x95 мм. Самый длинный шнур-4.12 и, при этом очень удобно наматывается на корпус. Шланг тоже размещен удачно: прочно зафиксирован ив считанные секунды готов к работе. Есть подсветка манометра, да и сам прибор - самый точный из всех, участвовавших в нашем мини-тесте: погрешность укладывается в половину цены деления (последняя составляет 0,1 кгс/см г ). ^ С ТЬкнопка стравливания воздуха. В комплекте - различные пе реходники для продувки, но своего моста для них не нашлось -леж атотДельно Работает насос сравнительно тихо. С заданием справился весьма быстро - за 2 минуты. Максимальное давление превышает6 кгс/см 2 (конецшкалы манометра). При этому «Муссона» очень низкое энергопотребление - всего 5,1 А при 2 кгс/см 2и 6,1 А при 6 кгс/см2. аксессуарыЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ НАСОСЫ«ЭЙрМЭН ХОК» Цена-2550 руб.ДАНИЯ {СДЕЛАНО В КИТАЕ)Делит первое место с «Муссоном». Самый компактный насос: 185x175x75 мм (вместе с элегантной сумочкой на молнии). Но вот доставать и особенно укладывать весьма длинный шнур (3,45 м) в узкий отсек не очень удобно. Толщина провода намекает на недюжинный ток. Действительно, уже при 2 бар он достиг 10 А, а при 7 бар, когда срабатывает встроенный ограничитель - 11.8 А. «Эйрмэн» оказался самым быстрым - шину подкачал за 1 минуту 45 секунд. Правда, манометр приписал 0,1 бар в плюс, но его точность соответствует цене деления (0,2 бар). Продувочных наконечников в комплекте нет, зато подключать насос можно не только к прикуривателю, подойдет и стандартная автомобильная розетка (как в «Жигулях»): наконечник шнура - с удобным адаптером. Есть кнопка стравливания воздуха.«Койдо 6825»Цена - 685 руб. Бросается в глаза надпись на корпусе - 250 psi. Наверно, она для того, чтобы привлечь заморского покупателя - по-нашему это больше 17 атмосфер! Но манометр насоса рассчитан всего на 7 бар. а цена деления 0,2 гарантирует весьма относительную точность. Так и есть, прибор завышает показания на 0,15 бар. С заданием насос справился за 2 минуты 5 секунд (не забудем сделать поправку на реальное давление - прибавить к зачетному времени 15%). Максимальное -до конца шкалы - выдал без проблем. Токи вполне приемлемые: 5,1 А при 2 бар и 7,8 А при 7 бар. Кнопки стравливания воздуха нет, зато в крышке - набор наконечников. Габариты солидные: 265x170x85, а шнур - самый короткий: 2,88 м.«ТеМП-3» • Цена -690 руб.ФГУП «ЗАВОД ИМ. КАЛИНИНА», CAI САНКТ-ПЕТЕРБУРГУдобный корпус умеренных габаритов (240x160x90 мм), шнур длиной 3,15 м. продувочные наконечники - в крышке отсека для шнура. Шланг с двумя зажимными наконечниками под ниппель - идеальное приспособление для накачки бескамерных шин. Известно, что посадить «бескамерку» на обод непросто: подачи воздуха от насоса не хватает - он выходит через щели, не распирал шину. Бывалые соединяют шлангом накачанное колесо с «пустым» - и шина на месте. Выключатель насоса заедает - ногти недолго обломать. Работает «Темп-3» весьма неторопливо: на подкачку шины ушло 3,5 минуты. Зато шуму от него, пожалуй, меньше, чем от остальных. Манометр завышает давление на цену деления - 0,01 МПа. Ток при 0.2 МПа не так уж мал - 7,6 А, при максимально допустимых по инструкции 035 МПа он возрастает до 8,4 А«Койдо» (Coido) и «Эйрмэн Хок» (Air Man Hawk). Оценили удобство пользования, производительность (сколько времени потребуется для подкачки «жигулевской» шины с1 до 2 бар), максимальное давление (покупают же их и для грузовиков), наконец, потребление тока при давлении 2 бар и максимальном. Все изделия испытывали при выключенном двигателе (как предписано инструкцией) от бортового аккумулятора, заряженного на автомобиле.150 За рулем 11/2003Подведем итог. Все купленные нами образцы к службе годны. Явных проколов, как при знакомстве с ножными насосами, мы не обнаружили (если не считать небольшую утечку воздуха из наконечника шланга «Темпа-3»). Традиционный недостаток - отсутствие русскоязычных инструкций к импортным насосам. Затертая наклейка на упаковке сомнительная альтернатива. Данных о максимальном потребляемом токе мы там не нашли. Между тем не в каж-дом автомобиле цепь прикуривателя выдержит более 10 ампер. Хорошо еще, что указан режим эксплуатации. Ему лучше следовать и не пытаться накачать за один присест колесо от КамАЗа - по словам бывалых, «запарившиеся» насосы горят ярко. Если инструкция все же есть, посоветуем особенно внимательно прочитать строки о гарантийных обязательствах. Мы покупали насосы в разных магазинах Москвы и области, и везде нас, мягко говоря, дезинформировали. На«Эйрмэн Хок» продавец пообещал лишь два месяца гарантии вместо положенных трех лет, на «Муссон» - год вместо указанных в инструкции 18 месяцев, «Темп-3» заслужил лишь «две недели на обмен», хотя в паспорте черным по белому написано: «12 месяцев со дня продажи». Про гарантийные талоны продавец просто «забыл». Только звонок дилеру и визит к администратору магазина позволили внести ясность. Но не будем слишком придирчивы шины-то мы накачали!