244
ТЕХПОМОЩЬмастерскаяКОГДА В МАСЛЕ «ТОСОЛ»АНАТОЛИЙ ВАЙСМАНЗАГЛУШКА-ТО МАЛЕНЬКАЯ...что наиболее часто протечки масла в «Тосол» (в системе смазки ведь давление больше) случаются по прокладке головки блока. Вот ею и занялись. Сняли головку блока, внимательно осмотрели. Привалочные плоскости я тщательно проверил. Почти идеальные! Отклонения не больше 0,02 мм. На прокладке ни малейших следов масла. Правда, в редких случаях оно находит себе «дорожки» внутри прокладки, между слоями, что обнаружить довольно трудно. Мотор собрали с новой высококачественной прокладкой и тщательно, гоняя его несколько раз минут по 15, промыли систему охлаждения. Чем? Водой с добавкой состава для мытья жирной посуды. Называть из рекламных соображений его не буду, тем более, что годится любой. Вскоре в системе не осталось следов масла. Залили свежий «Тосол», и клиент, включив музыку, счастливо уехал... Но... «недолго длилось счастье Шнеерсона», как сказал бы известный в прошлом классик. Вскоре «Нива» попала в вязкую уличную пробку, где мотор начал перегреваться, пока явно не «запарил». Хозяин его выключил... и не описать глубину его чувств: в расширительном бачке снова появились пятна масла и черные кляксы грязи! Более того, уровень масла в картере стал выше. Чтобы не испытывать судьбу, хозяин притащил к нам «Ниву» на буксире. И наступила наша очередь огорчаться. Выходило, что в тот раз настоящий дефект не был найден, а это скорее всего трещина - либо в блоке цилиндров, либо в его головке. Отсюда мрачная экономическая перспектива: моим ребятам придется полностью разобрать мотор и «голые» блок с головкой отправить на специализированную фирму для опрессовки. Разумеется, теперь за наш счет, так что ночью мне не спалось... А под утро - как током ударило. Осенило! Что, если на этой «Ниве» такая же беда, с которой я однажды, лет 20 назад, уже столкнулся? Словно на крыльях, прилетел в мастерскую. К счастью, мотор еще не успели снять. Тут яи говорю механикам: давайте, мол, заполним систему охлаждения доверху и опрессуем! Только сначала снимем крышку ГРМ, чтобы понаблюдать за технологическими заглушками головки блока (см. фото). Здесь три штуки. Итак, приступили. Подняли давление... - и вот он, бальзам на сердечные раны ремонтника! Из одной заглушки «Тосол» ударил фонтаном, другая «засвистела» чуть слабее. Только третья оказалась целой. Осмотрев первые две, нашли в них трещины! Именно это и случилось в моей практике однажды, много лет назад. Дефект, видно, довольно редкий. Устранили его примерно так же, как и тогда. Растрескавшийся центр заглушки высверлили и нарезали резьбу М14х1,5. Я выточил на станке две дюралевые резьбовые пробки, которые ввернули в отверстия заглушек. Конечно, предварительно их обезжирили и зафиксировали «холодной сваркой». Как написано в инструкции, поПохоже, охлаждение и смазка двигателя - темы, которые никогда не удастся закрыть росчерком пера! Они преподносят все новые сюрпризы. .. .На этой «Ниве» я увидел расширительный бачок такого «радикально черного цвета», что в первый момент ахнул: «Господи! Неужто рационализаторы стали делать бачки из черного пластика? А как за уровнем жидкости следить?» Но никакого нового слова в технологии на деле не было. Отвернув пробку и подсветив переноской, увидел в бачке грязную жижу с пятнами масла, а на стенках - толстые наслоения непонятного «продукта». Консистенция зернистая, как у творога. Ковырнул отверткой - отслаивается. Что это такое? Я же не химик! Возможно, реакции при взаимодействии горячего масла с «Тосолом» или наоборот могут быть благодатной почвой для множества диссертаций, а мое дело - «лечить» двигатели. Снял пробку радиатора - так и есть: и тут «по горло» масла, оно ведь легче «Тосола» и собирается наверху. Уровень масла в картере был в пределах меток - хозяин сказал, что всегда за ним следит. Тут мы ничего примечательного не нашли (забегая вперед, добавлю к сожалению). Дело в том,догрели феном, потом дали положенную выдержку, остудили. Часа через три снова опрессовали мотор - никаких утечек нет. Осталось слить грязный «Тосол» и промыть систему: метод уже описан. Наконец, залили новый «Тосол» и отдали машину владельцу. Тот привычно включил музыку... и лихо исчез за горизонтом. Теперь уже надолго. (Несколькими месяцами позже он заехал по совершенно другому поводу, а со смазкой и охлаждением - полный ажур!) Так что же приключилось с заглушками? Дефект, повторяю, редкий. Убедился в этом, опросив друзей-ремонтников: большинство и не подозревает, что заглушки могут трескаться. Могу лишь высказать свои соображения. Как знать, не закладывается ли «предрасположенность» к этим трещинам еще при сборке головки на заводе, когда в отдельных заглушках почему-либо создаются высокие напряжении, усиливающиеся при перегреве двигателя? Или причина иная, например, какие-то партии заглушек сделаны из металла более низкого качества? Или оба фактора накладываются? Вопросы без ответов. А вам пожелаю ни в какой ситуации не делать торопливых выводов. Не спешить с разборкой мотора, пока не проверены какие-нибудь маленькие заглушечки, пробочки, винтики-гаечки: ведь и они могут стать причиной больших неприятностей. D244За рулем 11/2003