94
95
BQOjaJ.blТеНДеНЦИИФИЛЬТРЫ САЖИ для ДИЗЕЛЕЙА НЕЧИСТЫМ ТРУБОЧИСТАМ... ПАЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВредставьте себе, что вы в кресле директора одного из российских автозаводов. Вводная: Думой принят закон - с будущего года выпускать лишь автомобили по нормам Евро, ну скажем, III. Ваши действия? Почти наверняка вы попытаетесь отсрочить неминуемое - выбить временные разрешения-послабления. Когдато и западные производители думали так же и воевали с правительствами, осмелившимися потребовать внедрения систем пассивной безопасности. Но вскоре поняли: если техническое нововведение становится обязательным, это даже выгодно: появляется возможность продать некое дополнительное устройство, а следовательно, получить прибыль ис него. Теперь, стоит законодателям в очередной раз ужесточить экологические нормативы, фирмы наперебой предлагают более сложные нейтрализаторы-катализаторы. Так произошло с дизельными фильтрами сажи. Вдруг, как по команде, перед Франкфуртским салоном СМИ запестрели сообщениями «о самом новом, передовом нейтрализаторе частиц» в дизельном выхлопе. Обязательным такое устройство станет лишь в 2005 году, а пока позволит владельцам новых автомобилей хвастать выполнением норм Евро IV и, главное, не платить налог.меряемых нанометрами (одна тысячная микрона). Многие специалисты считают: именно такие частицы наиболее опасны для здоровья. Задохнувшись черным дымом, человек в худшем случае будет долго откашливаться, выплевывая чернуюмокроту, но риск подцепить рак легких невелик. А вот наночастицы моментально проникают в слизистую оболочку и начинают свою канцерогенную работу. Победить их в зародыше, то есть еще в процессе сгорания топлива в цилиндре, пока не удается: современный дизель уже настолько совершенен, что несгоревших микроскопических частиц выделяется ничтожно мало. Но законодатели, прислушиваясь к голосам врачей и «зеленых», требуют и их убрать из выхлопа.Фильтр «Опеля»: 1 - вход газов с частицами сажи; 2 - фильтрующий элемент; 3 - датчики давления; 4 - датчик температуры; 5 - выход. А - стадия накопления сажи; В - стадия ее выжигания.С АЖА САЖЕ РОЗНЬ Не думайте, будто черный дым КамАЗа, пройдя такой фильтр, станет чистым, как дыхание ребенка. Крупные частицы сажи забьют нейтрализатор в два счета. С ними борются, оптимизируя процесс сгорания высококачественного (и только такого!) топлива. Речь о саже, невидимой глазу, состоящей из очень маленьких частиц, из94 За рулем 12/2003Совмещенный фильтр «Мерседес-Бенц»: 1 - лямбда-зонд 2 - обычный окислительный нейтрали затор; 3 - фильтр частиц сажи; 4 - датчики давления; 5 - датчики температуры. ФИЛЬТРЫ САЖИ ДЛЯ ДИЗЕЛЕЙ ЗАДЕРЖАТЬ И УНИЧТОЖИТЬ!Выжечь, то есть окислить, накопившиеся в порах фильтра частицы можно лишь при достаточно высокой температуре, которой выхлопные газы правильно настроенного дизеля не достигают. Даже если приказать управляющему двигателем контроллеру периодически увеличивать подачу топлива, все равно градусов не хватает. Решение видели вдобавке к солярке мочевины (прямо на АЗС) либо незначительного количества специального реагента, хранящегося в отдельном бачке (5 литров хватает на 80 000 км пробега). Это снижало температуру начала реакции градусов на 100 и позволяло, обогатив смесь, очищать фильтр. Реализовать эти решения весьма сложно. Неудивительно, что бачки с реагентом прижились в основном на дорогих автомоби-Новый фильтр длиной 150-300 мм устанавливают рядом с выпускным коллектором (двигатель «Рено» 2,2 л).лях, например, «Пежо-607». А что делать остальным ведь дизель неутомимо бродит по Европе, забираясь под капоты даже малюток компакт-класса? В фильтрах нового поколения общий принцип остался прежним: задержать и уничтожить. Но как добиться нужной для сгорания частиц сажи температуры? Вопервых, фильтр разместили сразу за выпускным коллектором. Во-вторых, через каждые 300-500 км пробега контроллер включает режим многофазного впрыска, увеличивая количество поступающего в цилиндр топлива. И, наконец, главное: поверхность фильтрующего элемента покрыта тонким слоем нового катализатора, который дополнительно повышает температуру выхлопных газов до необходимых 560-600°С. Отдаленно это напоминает работу каталитической бензиновой грелки для рыболовов.Накопление (А, Б) и выжигание (В) частиц сажи.поверхность очень большая. Иногда эту «губку» делают из сверхтонкого стального волокна, также покрытого новым катализатором. Набивка настолько плотная, что задерживает до 80% частиц размером 20-100 нм. Новые фильтры стали активно участвовать в управлении работой двигателя. Ведь режим обогащения включается по сигналу от датчиков давления, установленных на входе и выходе фильтра. Когда разность показаний становится значительной, компьютер воспринимает это как признак закупоренности «губки» сажей. А выжигание контролируют с помощью датчика температуры. Активные фильтры уже появились на дизельных моторах «мерседес-бенцев» С- и Е-классов, в начале 2004 года приживутся в «Опеле-Вектра» и «Сигнум», «Рено-Вель Сатис»... До 2006 года об экологии легковых дизелей произФильтрующий элемент водителям можно не беспокосостоит, как правило, из кеиться. Но ведь 20% частиц рамической (карбид кремпока попадают в воздух, а ния) микропористой губки. есть еще пылинки размером Толщина стенок между ее каменьше 20 нм... Наверняка налами не превышает 0,4 производители уже колдуют мм, так что фильтрующая над новыми устройствами. DЗа рулем 12/2003 95