144
145
146
147
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»совет безопасностиИЗМЕНЕНИЯ В ПДДJ&*ifНОВОЕ В ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯАЛЕКСАНДР ЯКИМОВ, доктор юридических наук, МИХАИЛ АФАНАСЬЕВ, кандидат технических наукНынешней осенью в некоторых средствах массовой информации обсуждалась сенсационная новость: с 1 января предстоят революционные изменения в Правилах дорожного движения. По этому поводу гневными выступлениями отметились не только СМИ, но и народные трибуны - депутаты. Еще бы - оказывается, любой милиционер может запросто конфисковать автомобиль у владельца, мотивируя это «служебной необходимостью»! Так ли это? Напомним, что действующие ныне Правила и Основные положения были утверждены постановлением Совета Министров - Правительства РФ 10 лет тому назад - 23 октября 1993 г. № 1090, а введены в действие с1 июля 1994 года. С тех пор в них, естественно, вносили какие-то изменения и дополнения. Очередные, вступающие в силу с1 января 2004 года (утверждены постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. № 595), 142 За рулем 12/2003внесены в связи с необходимостью привести текст ПДД в соответствие с законодательством Российской Федерации и международной правовой основой дорожного движения. Остановимся на этих изменениях и дополнениях. 1. Чтобы облегчить понимание отдельных положений Правил, дополнен и уточнен перечень основных понятий и терминов. Введено понятие «Автопоезд», чтобы четко разграничить требования Правил к собственно движению автопоездов (механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом или полуприцепом) и к случаям буксировки (движение механического транспортного средства, соединенного при помощи буксирного устройства с другим механическим транспортным средством). Имеются в виду, например, пункты 7.1, 7.3, раздел 20 Правил и др. Необходимость определения термина «Опасность для движения» обусловлена тем, что он используется в ряде пунктов Правил, например, в одном из ключевых - пункте 10.1 («При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства»). Конкретизация этого термина позволит исключить ряд конфликтных ситуаций, возникающих при разборе дорожно-транспортных происшествий. По аналогичным причинам введено и понятие «Перестроение» (например, согласно пункту 8.1 Правил перед перестроением «водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой»). Это требование некоторые водители понимают неоднозначно, не считают нужным подавать сигнал поворота при перестроении в пределах одной размеченной полосы движения (например, при объезде выбоины). ИЗМЕНЕНИЯ В ПДДУточнена формулировка понятия «Прилегающая территория» - указано на то, что на прилегающей территории действуют соответствующие требования Правил со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. Такое дополнение восполняет определенный пробел в нынешней редакции Правил. Используемый в определении понятия «Маршрутное транспортное средство» термин «остановочный пункт (остановка)» заменен иным - «место остановки», что соответствует наименованию дорожных знаков 5.12 и 5.13. С учетом этого уточнена также редакция пунктов 4.8, 8.11, 14.6, 18.3 и наименование раздела 14 Правил, при этом применявшиеся ранее различные термины заменены единым - «место остановки». Подобного рода уточнение касается также пункта 15 Основных положений. 2. Редакция подпункта 2.3.3 Правил, предусматривающая обязанность водителей предоставлять транспортное средство определенным категориям лиц, приведена в соответствие с законодательством Российской Федерации (Законом Российской Федерации «О милиции», Федеральными законами «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и «О государственной охране», а также с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан). Иными словами, такая обязанность была прописана в законах и раньше, в том числе ив п. 2.3.3 ПДД. Ныне лишь откорректирован текст этого подпункта Правил. Во-первых, он упрощен: исключен длинный перечень случаев, когда транспортное средство предоставляется отдельным категориям должностных и других лиц, а вместо этого дана отсылка к законодательству, устанавливающему такие случаи. Во-вторых, новая редакция подпункта 2.3.3 Правил уточняет перечень указанных лиц и их полномочия при использовании транспортных средств в установленных законами случаях. Отметим, что из перечня исключены сотрудники налоговой полиции, внештатные сотрудники милиции и дружинники, поскольку это не предусмотрено законодательством. Как ни странно, именно эта поправка к Правилам, сформулированная с учетом требований юридической техники и имеющая редакционный характер, вызвала больше всего критических замечаний в средствах массовой информации. Авторы их, не утруждая себя даже ознакомлением с тем, что написано в законах, почему-то пугают читателей: вскоре представители силовых структур смогут у любого потребовать предоставить им автомобиль. Более того, по мнению некоторых «специалистов», милиция не понесет никакой ответственности, если будет причинен вред транспортному средству. Между тем статья 40 Закона Российской Федерации «О милиции» прямо устанавливает: вред, причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. 3. Отныне, чтобы повысить пропускную способность улично-дорожной сети городов и уменьшить заторы, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т запрещено занимать крайнюю левую полосу на дорогах, имеющих в данном направлении три и более полосы для движения (нынешняя редакция пункта 9.4Правил предусматривает аналогичную норму для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т). Значит, такое ограничение будет касаться и грузовых автомобилей типа ГАЗ-3302 («Газель»), ГАЗ2301 («Соболь»), УАЗ-3303, нередко затрудняющих движение транспортных средств в городах. 4. Раздел 9 Правил дополнен новым пунктом 9.12, который предписывает водителям объезжать справа островки безопасности, тумбы и другие дорожные сооружения на дорогах с двусторонним движением (если знаками или разметкой не предписан иной порядок). Это позволяет избежать опасных ситуаций, особенно в случаях, когда подобные элементы находятся на пересечении проезжих частей. 5. Нововведение в пункте 12.2 Правил служит целям безопасности и удобства движения пешеходов. Оно касается использования тротуара для стоянки. Со следующего года запрещается стоянка на тротуаре легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов и велосипедов, если это не определено соответствующим дорожным знаком 5.15 с одной из табличек 7.6.2, 7.6.3, 7.6.6-7.6.9 и разметкой. Нынешняя формулировка пункта («если это не создает препятствия для движения пешеходов») способствует субъективной оценке возможности парковки на тротуаре и не соответствует международной практике. Это изменение в ПДД должно побудить городские службы больше и грамотнее заниматься организацией парковок. 6. Дополнение пункта 13.9 Правил новым абзацем позволяет установить порядок проезда нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог трамваем и безрельсовым транспортным средством. На таких перекрестках нередко возникали конфликтные ситуации между указанными транспортными средствами, движущимися по пересекающимся траекториям. Например, трамвай и автомобиль приближаются к перекрестку по главной дороге навстречу друг другу, при этом трамвай должен повернуть налево, а легковой автомобиль - продолжить движение прямо. В такой ситуации трамвай имеет преимущество, однако это не было четко сказано в Правилах. Другие изменения и дополнения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. № 595, в основном носят редакционный характер и не затрагивают существа требований Правил и Основных положений.За рулем 12/2003 143 КЛУБ « А ВТОЛЮБИТЕЛЬ »У каминаИСТОРИЯ МАРКИ «БОРГВАРД»ФРОИЛЯИН «ИЗАБЕЛЛА» Зтого господина в Бремене узнавали почти все. Правда, тот, чьи фотографии совсем недавно не сходили с первых полос газет, очень изменился: пожилой полноватый крепыш, представительный и энергичный, всего за несколько месяцев постарел и осунулся. Но его можно было «вычислить» по маршруту прогулок. Господин не спеша шел к длинному заводскому забору, долго смотрел на безжизненные корпуса, а потом брел назад, стараясь не обращать внимания на шушуканье за спиной. Имя Карл Боргвард в начале 1960-х было хорошо известно в ФРГ. Деликатнее всего его характер можно назвать противоречивым. Боргвард был своенравен до самодурства, в упра144 За рулем 12/2003СЕРГЕИ КАНУННИКОВвлении исповедовал авторитарный стиль, порой бывал откровенно груб, но при этом умел заразить коллег одержимостью и трудолюбием. От Боргварда уходили врагами либо работали на него всю жизнь. Тринадцатый, самый младший ребенок торговца углем прошел путь от слесаря до инженера, пока в 1919-м (ему было 29 лет) не стал совладельцем небольшой бременской фирмы, выпускавшей обода колес и какие-то приспособления для обработки бобов. Ими, кстати, уже были забиты все склады, и фирма стояла на грани банкротства. Боргвард умудрился сбыть неликвиды, выкупил фирму и организовал производство радиаторов и крыльев для бременской автомобильной компании «Ганза-Ллойд».Говорили, что идея простенькой самоходной трехколески класса «складверстак» пришла в голову одному из механиков завода Боргварда. Шеф же, мечтавший о выпуске автомобилей, поддержал начинание и вскоре уже сам разъезжал на 2,2-сильном «Блицкаре» (дословно - молниеносная тележка) по Германии, рекламируя свои машины. Коммерческая элита Бремена, некогда одной из столиц ганзейского торгового союза, смотрела на Боргварда морща нос: выскочка делал «недоавтомобили», быстро шел в гору, а теперь еще и разместил свою контору напротив почтенной фирмы «Ганза-Ллойд». Вскоре, однако, Боргвард, перейдя улицу, без стука открыл дверь в кабинет председателя правления этой компании. Тот ИСТОРИЯ МАРКИ «БОРГВАРД»опешил: «Вы, собственно, кто?» - «Скоро узнаете», - бросил Боргвард. «ГанзаЛлойд» переживала тяжелые времена, а Боргвард скупал ее акции, пока не стал владельцем фирмы. Причем, с тех пор как его покинул компаньон Вильгельм Текленборг, - единоличным. Кстати, расставшись с отпрыском древнего торгового рода, Боргвард тоже вызвал раздражение городской элиты. Зато дела быстро шли в гору: от дешевого трехколесного «Голиафа» («Надо же так назвать примитивную повозку!» - негодовали бременские коммерсанты) до более солидных, просторных «Ханзы-1100» и «1700». Пока рабочие восстанавливали пострадавшие от бомбежки в годы войны заводы (новый - третий построили на окраине города еще до ее начала), Карл Боргвард сидел в американском лагере (он, как и другие немецкие промышленники, не брезговал рабочей силой из концлагерей) и старательно изучал заокеанские автомобильные журналы. Уже в 1949-м дебютировал передовой по конструкции и дизайну «Боргвард1500», затем модель 1800. Но главный успех был впереди: конструкторы начинали работу над «Изабеллой». Недорогая машина с 60-сильным мотором, независимыми подвесками, четырехступенчатой коробкой передач и симпатичным просторным двухдверным кузовом произвела на рынке фурор. Любопытно, что главным дизайнером был... Карл Боргвард. Макет автомобиля он лепил по выходным вогромной мастерской загородного дома. Машину проектировали всего 34 конструктора, работая с шести до двадцати трех. Десятого июня 1954-го с «Изабеллой» познакомили прессу. Имя, естественно, придумал шеф. Причем на ходу, отвечая на вопрос, что написать на одном из прототипов. Позже поговаривали, что Изабеллой звали хозяйку испанской гостиницы, где чета Боргвардов проводила отпуск. «Та дама», к неудовольствию супруги, строила Боргварду глазки. К концу 1954-го было продано уже более 11 тысяч машин. Острословы говорили, что «Изабелла» сочетает черты «хозяйки дома и любовницы». Было у автомобиля наряду с именем и прозвище «мошенник во фраке». Список детских болезней поначалу ив самом деле был внушительным: трескающиеся ветровые стекла, незакрывающиеся (едва водитель заезжал на бордюр тротуара) двери, протекающий салон, слабые поворотные кулаки и ручник, гудящий задний мост. Даже двигатели, впоследствии славившиеся надежностью, на первых порах очень часто выходили из строя. Постепенно с этими дефектами справились, но неудобную для невысоких водителей посадку и вертикальную стенку кузова в ногах переднего пассажира так и не изменили. Шеф произнес свое знаменитое: «Осторожно! Моя сигара кончается!». Конструкторы знали, что в этом случае спорить с любителем дорогих бразильских сигар бесполезно. Пришлось дилерам, по желанию клиентов, самим модернизировать крепление сиденья и пол с помощью... буковых брусков. Тем не менее многие владельцы «изабелл» смотрели на их недостатки сквозь пальцы: подобно покупателям «лянч» или «порше», они чувствовали себя приобщенными к некоему престижному братству. Водители «боргвардов» приветствовали друг друга миганием фар и гудками, а встретившись на бензоколонке или стоянке, долго обсуждали здоровье и достоинства своих машин. «Изабеллы» хорошо шли на экспорт, в том числе в Южную Америку, Японию и даже в США. В 1957-м портрет Боргварда появился на обложке журнала «Ньюс Вик». Росту популярности модели способствовало появление 75-сильной версии TS, универсала, заказных кабриолетов работы фирмы «Дойч» и, конечно, элегантного спорт-купе. Последнее особо ценили дамы высшего общества, а одна из первых «изабелл-купе», конечно, попала к фрау Элизабет Боргвард. Подобно американским фирмам, Боргвард стал ежегодно менять отделку «изабелл», пригласив наконец профессионального стилиста - испанца Роберта Эрнандеса. Возникшую было идею сотрудничества с «Пининфариной» шеф отверг: «Итальянцы не должны указывать мне, как делать автомобили!». Популярность «Изабеллы» увеличил бы четырехдверныи седан, но на его выпуск, как и на многое другое 110-сильный бензиновый мотор, дизель, пневмоподвеску (она появилась только в 1960-м на дорогой моделиКабриолетов на базе «Изабеллы» ателье Карла Дойча делало совсем немного и только по заказам.«Боргвард-Изабелла-комби» (вверху слева) дебютировала во Франкфурте в 1955-м.Для десятков тысяч немцев «Изабелла», наряду с другими выдающимися достижениями национальной индустрии, стала символом послевоенного подъема.За рулем 12/2003 145