64
65
наше знакомствоПЛАСТИКОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ из ТольяттиПластиковые автомобили будоражат умы конструкторов давно. Еще бы пластик не требует дорогостоящего сварочного оборудования, не боится коррозии, а для замены поврежденных деталей нужны лишь отвертка да гаечный ключ. К тому же применение пластика это существенное снижение массы автомобиля. Несмотря на засилье стальных кузовов, немало конструкций из пластика было освоено в массовом производстве. Так, почти 20 лет выпускали мини-вэн «РеноЭспас», есть и другие модели: к примеру, «Смарт». Наконец мода на пластик докатилась и до Тольятти. На местном автосалоне успехом пользовался автомобильчик со звуч64 За рулем 12/2003ным именем «Сталкер». И не только из-за своего апельсинового цвета и утилитарноколоритной внешности - его кузов сделан из пластика...БАЙБЛЕНДАвтор проекта «Сталкер» тольяттинская фирма «Апал», больше известная своим кузовным тюнингом. Один из партнеров «Апала» - фирма «Лада-Лист» наладила на импортном оборудовании производство пластикового листа на основе АБС (ацетат-бутадиен-стирол). А если в пластик добавить краситель, то получится окрашенный в массе материал требуемого цвета, вплоть до металликов. Гранулированные исходные компоненты везут из Гер-Крыша «бикини» - летний вариант. ПЛАСТИКОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ ИЗ ТОЛЬЯТТИПриборная панель проста и лаконична, как и вся машина.Под капотом «Сталкера» дизель ВАЗ-341.мании и Голландии, но уже появились отечественные аналоги. В зависимости от их сочетания можно выпускать материалы различного назначения - композиция из АБС и поликарбоната дает замечательный материал байбленд. Листы из него вовсю используют в строительстве, для термопакетов рефрижераторов и разной бытовой утвари. «Апал» же делает из байбленда оригинальные элементы кузовного тюнинга и бамперы для модернизированной «десятки» (с буквой «Т» в индексе). ЕСТЬ ИДЕЯ! А что если кузов целиком сделать из пластика? Для реализации этой идеи взяли «жигулевскую» платформу, толькоколесную базу уменьшили на 150 мм. Двигатель - дизель ВАЗ-341 объемом 1,52 литра. Все агрегаты и пластиковая «одежка» «висят» на пространственной раме из стальных труб прямоугольного сечения. Чтобы заменить любой внешний элемент кузова, достаточно отвернуть саморезы. Вся скорлупа состоит из 50 деталей, изготовленных в пластиковых же пресс-формах методом вакуумной формовки на немецкой установке «Гейс». «Сталкер» пока представлен с летней, легко складывающейся крышей-бикини, способной лишь защищать голову водителя и трех пассажиров от солнечных лучей. Предусмотрены жесткий (тоже легкосъемный)верх для зимы и тент с утеплителем для межсезонья. Снаряженная масса получилась чуть более 750 кг - неплохо для четырехместного автомобиля! «СТАЛКЕР» Пробная поездка на «Сталкере» вызвала в основном положительные эмоции - небольшой, легкий, юркий. Есть, конечно, и спорные моменты, но они больше касаются компоновки и никак не связаны с идеей пластикового кузова. Поэтому не будем пока ставить их во главу угла, ведь это только первый ходовой макет. Особенно интересны, пожалуй, два наблюдения. Первое - кажется, будто на автомобиле стоит не дизельный,а бензиновый мотор. Машина оказалась вполне динамичной и показала неплохие скоростные характеристики. Второе - по плохим дорогам «Сталкер» идет гораздо быстрее, чем старушка «классика», не боясь выбоин и кочек. Этой резвостью он во многом обязан именно пластиковому кузову, снизившему массу автомобиля почти на четверть против железного родственника. И тем не менее, идея проекта «Сталкер» не в том, чтобы явить миру пластиковый автомобиль как таковой - важнее показать новые возможности современных материалов и технологий. Машину можно сделать любую - задне-, переднеили даже полноприводную, дизельную или бензиновую. А платформу взять от подходящего серийного автомобиля. Впрочем, не возбраняются и оригинальные узлы, например, независимая подвеска. А если за основу использовать рамную конструкцию, как, например, УАЗ, то изготовить его пластиковый аналог гораздо проще, чем в варианте с несущим кузовом. Итак, пока «Сталкер» имеет лишь свидетельство о рождении. Достигнет ли зрелости и получит паспорт - зависит от спроса. Ожидаемая себестоимость подобной машины при выпуске около 10 тысяч в год близка к 120 тысячам рублей. Удастся ли ей сломать железный стереотип? Скоро узнаем. QЗа рулем 12/2003 65