106
107
108
109
110
111
«ХОЛОДНЫЙ» ТЕСТВАДИМ КРЮЧКОВ. ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ. КОНСТАНТИН ЯКУБ1 «ХОЛОДНЫЙ» ТЕСТПЯТЕРКУ В ХОЛОДИЛЬНИК Иномарки отечественной сборки и машины совместных предприятий покупают, чтобы избавиться от проблем, характерных для «жигулей», «москвичей» и прочих изделий нашего автопрома. Автомобили подороже должны быть и получше - в том числе по части пуска в мороз, не правда ли? Поэтому мы решили подвергнуть контрольной «заморозке» известную читателям по прошлому году пятерку участников пробега «Евразия-2003»: «Форд-Фокус», «Рено-Символ», «КИА-Рио», «Хёндэ-Акцент» и «Шевроле-Ниву». Цель испытаний - определить для каждого автомобиля предельную температуру холодного пуска. В ходе подготовки к эксперименту (читай - к зимней эксплуатации) гайки крутить не пришлось - машины посетили станции технического обслуживания. Их готовность к сезону холодов целиком на совести заводовизготовителей и фирменного сервиса: выбор моторного и трансмиссионного масла, охлаждающих жидкостей, свечей, настройка контроллеров управления двигателем. Уравнивать шансы автомобилей маслами одной вязкости или аккумуляторами одной марки мы не стали принципиально. Все должно быть как в реальной жизни что сервис рекомендует, то и хорошо. К тому же четыре России время от времени случается зима. Причем более длинная, суровая иг " м в Германии, ции или, скажем, Корее. Согласитесь, сформулировать едва ли не главное требование к автомобилям, которые эксплуатируются в наших климатических условиях, несложно: их двигатели должны уверенно пускаться в мороз. А теперь - смех сквозь слезы. В холодной стране России предельную температуру надежного пуска контролирующие органы не проверяют - нет такого пункта в перечне обязательной сертификации! Раз с производителя не требуют, значит, можно особо не усердствовать. Поэтому многое зависит от того, сколь трепетно завод относится к потребителю. Сегодня холодный пуск, по существу, является конкурентным параметром: завелась в мороз - хорошая машина, не завелась - плохая. Проверим?автомобиля из пяти все еще на гарантии - вольности с комплектующими и эксплуатационными жидкостями запрещены. Проверка обещала стать комплексной: качество автомобиля плюс качество обслуживания. С нашей стороны подготовка ограничилась контролем зарядки аккумуляторных батарей и заправкой конкурентов бензином из одной колонки. Это отступление от реальных условий связано с тем, что пусковые свойства двигателей сильно зависят от характеристик конкретного«Шевроле-Нива» завелась при -30°С, «Хёвдэ-Акцент» не дотянул и до -20°.топлива, а для чистоты эксперимента следовало исключить «химический» фактор. Также «на всякий пожарный» приобрели в запас пять комплектов рекомендованных заводами свечей и два новых аккумулятора. Где морозили? В «зиловском холодильнике», точнее, в аэроклиматической камере АМО «ЗИЛ». Она позволяет в относительно короткий срок (8-10 часов) не только охладить автомобиль до требуемой температуры, но и выровнять ее во всех узлах и агрегатах. Это моделирует достаточно длительную стоянкуЖ*За рулем 1/2004107 ТЕХНИКА«ХОЛОДНЫЙ» ТЕСТВстроенный термометр «Шевроле-Нивы» заблуждается - мороз «всего» -30°С.машины на открытом воздухе. То есть условия пуска в холодильнике жестче, чем после обычной ночной стоянки. Хотите попытаться оживить двигатель при -30°С, можете быть уверены - и металл, и масло, и охлаждающая жидкость, и электролит в аккумуляторе заморожены до указанной величины. Еще одно преимущество камеры - абсолютно одинаковые условия для всех участников теста и возможность повторить эксперимент в случае необходимости. Короче говоря, испытания в холодильнике куда более корректны, чем на природе. Пуски проводили точно по заводским инструкциям. Кстати, в большинстве из них нет в явном виде ссылокНа правах рекламыЗамена свечей, дополнительный аккумулятор «Хёндэ-Акцент». на предельную температуру. - 2 0 ° С . А УТСАЙДЕР Косвенно о морозоустойчиС КОРЕЙСКИМ вости машин можно судить АКЦЕНТОМтак мы пытались оживитьпо рекомендациям, касающимся масел. Из них следует, что «Хёндэ-Акцент» должен оживать при температуре от -25°С и выше, «КИА-Рио» - от -30°С и выше. «Форд» и «Рено» считают экстремальными температуры ниже -20°С, но о нижнем пределе скромно умалчивают. Лишь описание к «Шевроле-Ниве» содержит конкретную информацию: «Минус 27 градусов граница холодного пуска двигателя без вспомогательных устройств». Цифры, полученные в ходе эксперимента, вы найдете на диаграммах. Дополним их комментариями и собственными впечатлениями.Данная температура - рубикон, который вроде бы должен преодолеть каждый уважающий себя автомобиль. Во всяком случае, проверка пусковых качеств двигателя по ОСТ 37.001.052-2000 происходит именно при -20°С. Впрочем, стоит напомнить, что в обязательную сертификацию данный тест не входит, а значит, в случае провала нет смысла предъявлять претензии производителю. Как справились с этим не самым сильным морозцем наши подопечные? Серьезную заявку на лидерство сделал Всеволожский «Форд-Фокус». Двигатель ожил мгновенно с первой жепопытки. И хотя стартер потребовал тока 235 А, мощный аккумулятор емкостью 70 А-ч играючи справился с нагрузкой: частота вращения коленчатого вала (пусковые обороты) оказалась самой высокой - 180 об/мин. Второе место за «КИА-Рио» - самый низкий ток и вспышки в цилиндрах через 2 секунды после начала вращения стартера. Далее плотной группой финишировали «ШевролеНива» и «Рено». У первого автомобиля меньше ток и выше пусковые обороты, у второго чуть раньше появились первые вспышки. А вот «Хёндэ-Акцент» словно обрезало. Коленвал вращался с трудом, вспышек в цилиндрах не было, лампы на панели приборов тускне-УСТРОЙСТВО Образования » • карбюраторных ТОПЛИВНОЙ СМеСИ двигателей• Экономия топлива до 10% • Снижение выброса СО: 30-50% • Снижение нагарообразования • Снижение шума работы двигателя • Облегчение запуска двигателя, особенно в зимних условияхПРИОБРЕТАЙТЕ В МАГАЗИНАХ РОЗНИЧНОЙ r.FTM . ^ ^ в ^ Лвавввввввввввввввяавашявшявшввавваавававшшвивяа^вмвШВ. продукт сертифицироз. Москва: компания «РУФИК0>: (095) 268-2524, 269-3161,721-3173 wvm.rufiko.ru., e-mail: [email protected] Оптовые фирмы: ООО «Корсар Моторс»: I095) 167-5343.167-2297; ЗАО «Газзапчасть»: (095) 726-5430,726-5432 Регионы: С.-Петербург: -Автолом. (812) 320-3070. «Лада» 328-7670. -Глававтоснаб» 245-7505. СПАРЗ-2 320-6778. 298-9840; С.-Петербург: (812) 279-5306, Башкортостан: (3472)42-2377, (34-761 )4-12-98; Воронеж: (0732) 55-58-10; Н.Новгород (8312) 34-12-21.33-45-60; Чебоксары(8352] 63-49-70; Ульяновск(8422)41-04-78: Саратов(8452)59-34-27: Тамбов (0752) 71-05-91: Брянск 10832) 41-84-11; Белгород (0722) 25-18-07; Псков (8112) 16-96-32. Вологда (8172) 72-23-47: Тверь (0822) 33-33-15 Новгород (8162) 27-21-24; Кострома (09421 53-56-05: Иваново (0932) 30-07-93: Тула (0872) 77-40-58; Ростов-на-Дону: (8632) 95-53-15. 95-53-19: Орел: (0862) 25-70-57: Оренбург: (34-761) 4-12-98, (353-2) 77-53-16. 65-36-95: Смоленск: (0812) 51-0786. 55-21-89, 8-910-781-149; Волгоград: (8442) 72-61-87: Ставрополь: (8652) 24-35-46; Иркутск: (3952) 24-21-59. 54-15-95; Курск: (0712) 56-12-69, 55-35-32; Владимир: (0922) 32-55-22, 23-59-84; Калуга: (0842I 56-07-33; Астрахань: (8512) 528-444: Тюмень: (3461) 25-94-17, ф 21-45-93; Краснодар, Сочи: (8622) 60-1407: Омск, Новосибирск, Томск: (3812) 24-6437. 24-2410; Пермь, Челябинск, Татарстан, Екатеринбург, Ижевск, Самара: (8917) 34-908-14: Ярославль (0852) 25-61-95П РИГЛАШАЕМ 108 За рулем 1/2004КС ОТРУДНИЧЕСТВУР ЕГИОНАЛЬНЫХД ИЛЕРОВ «ХОЛОДНЫЙ» ТЕСТ-20°С -25°С"Шнроле-Нкм" Обороты коленчатого вала, об/минзо-'с Щ Пусковой ток -20"С Щ -25°С ЩА-жсЩ"Форд-Фокус" Обороты коленчатого вала, об/мин-30°СДвигатель не пустился 140*• -С дополнительной аккумуляторной батареей Пусковой ток. А-20"С IДвигатель не пустился"КИА-РИО" Обороты коленчатого вала, об/минСвятая святых - теплая аппаратная. Отсюда управляют морозом в аэроклиматической камере, здесь же приборы фиксируют результаты пусков двигателей.ли. Первая попытка, вторая, третья... Стоп, официальная часть испытаний для корейца родом из Таганрога закончилась. Пора оживлять бедолагу всеми доступными средствами. Поставили новые свечи, свежий аккумулятор из запаса да еще подкатили подмогу - огромную зиловскую батарею с толстыми проводами для «прикуривания». И что же? Мертвому припарки! То же медленное вращение, словно коленчатому валу чтото активно мешает, те же меркнущие лампы, пара вялых вспышек в цилиндрах и все - «залитый бензином» двигатель отказался подавать признаки жизни. Единственная машина с автоматической коробкой передач превратилась в недвиНа правах рекламыжимость. Чтобы вытащить ее на свет божий, пришлось отключать холодильник и повышать температуру. Потом были отдельные эксперименты, в ходе которых порог уверенного пуска все же нашелся: при -17°С «Хёндэ» бодро заводится от родного аккумулятора. Почему какие-то 3 градуса оказались камнем преткновения? Будем разбираться. Первый шаг - анализ моторного масла и жидкости в автоматической коробке передач: уж слишком тяжело вращался коленчатый вал. -25°С. «ФОРД» ПОДТВЕРЖДАЕТ ЛИДЕРСТВО Оставшуюся четверку заморозили покрепче. К чести соревнующихся на сей раз с дистанции не сошел никто двигатели автомобилей запустились. При температуре -25°С наметилась любопытная тенденция - стал меньше разброс пусковых оборотов и токов. Все стартеры крутят вяло, все требуют от аккумуляторов много энергии. В этих условиях многое зависит от систем управления впрыском и зажиганием. Самый весомый запас снова у «Форда» - мотор ожил почти сразу. Специалисты аэроклиматического комплекса и остальные участники эксперимента единогласно предсказывают ему победу в номинации -30°С. Из остальных чуть выше расценивались шансы «Рено», мотор «КИА-Рио» подхватывал неуверенно - от него чудес не-30вС Двигатель не пустился 100 Пусковой ток, А-20*С -25°С-30*С1 1Двигатель не пустился260"Рено-Сиывол" Обороть коленчатого вала об/мин-20°С РЛ-25Т Щ -Зо*С Двигатель не пустился 105Пусковой ток. АДвигатель не пустился-280"Хендз-АжцентОбороты коленчатого вала, об/мин -20'С Двигатель не пустился 125 Пусковой ток, А -20'С Двигатегь не пустился260ш: Над жтоеSt?*6rт линияКачествофедставительство в России г. Москва, ул. Дм. Ульянова, д. 16/2, офис 555. тел. / факс: (095) 124 26 78, (095) 937 50 63 [email protected]. http: www.vesna.siЗа рулем 1/2004 109 ТЕХНИКА«ХОЛОДНЫЙ» ТЕСТждали, а реноме вседорожника изрядно подпортили проблемы с холодным пуском в прошлую зиму. -30°С. «ШЕВРОЛЕНИВА» В ГОРДОМ ОДИНОЧЕСТВЕ Пусковые обороты упали еще ниже, токи возросли. «Рено» выдал несколько вспышек на 9-й секунде после начала вращения коленчатого вала и больше признаков жизни не подавал. «КИА-Рио» попытался было встрепенуться на 6-й секунде экзекуции, после чего свечи залило. «Форд» вьщал серию вспышек быстрее других, но подхватить начинание не смог - свечи буквально утонули в бензине. Несостоявшемуся чемпиону подкатили «катюшу» - тщетно. Мало того, после окончания эксперимента в уже нагретой камере «Фокус» продолжал капризничать. Это единственный автомобиль, который после теста удалось вернуть к жизни лишь с помощью буксира. Остальные, оттаяв, пускались сами. Такая вот неожиданность: при -25°С - чемпион, а потом беспомощный младенец.2123 с системой распределенного впрыска топлива опередил и «корейцев», и «европейцев». Хочется верить, что это не случайность и остальныевседорожники СП «GM-ABTO-НАШ ЧЕМПИОН«Шевроле-Нива» - единственный участник теста, у которого закончилась гарантия. Поэтому предлагаем вам его краткую биографию. Зимой 2003-го автомобиль выдающихся пусковых свойств не демонстрировал - напротив, прослыл капризным и ненадежным. Великолепно схватывал с первых оборотов мотора, но категорически отказывался заводиться в сильные морозы (ниже 23-24 градусов). Естественно, мы пожаловались сервисменам на недостойное поведение машины. Специалисты «поковырялись в мозгах» «Шеви-Нивы», после чего характер запуска автомобиля изменился: вспышки в цилиндрах стали возникать с задержкой секунды в три-четыре, зато улучшились пусковые свойства на холоде. А вот отказ стартера на 38-й тысяче - банальная неисправность. Агрегат сломался и ему нашли замену. Однако об этой рокировке упомянуть нужно - стартер110 За рулем 1/2004впрямую влияет на пусковые свойства. О масле. Инструкция по эксплуатации сообщает, что граница холодного пуска двигателя без вспомогательных устройств минус 27°С. Чуть дальше - противоречие. В списке рекомендованных заводом моторных масел нет продукта, пригодного к применению при температуре ниже -25°С! Поэтому мы предложили сотрудникам фирменного сервиса заправить автомобиль маслом с выдающимися зимними свойствами. Им оказался синтетический «Шелл» вязкостью 0W40. Пусть не из заводского списка, но никаких возражений со стороны сервисменов не последовало. Аккумулятор на автомобиле все еще тот, что установлен на заводе, 6СТ-55. Перед тестом проверили плотность электролита и зарядили. Вот, собственно, и все слагаемые успеха. Но, скажем прямо, столь высокого результата от «Шевроле-Нивы» мы не ждали.ВАЗ» пускаются не хуже. С победителем все ясно. Давайте распределим остальные места. «Серебро» досталось «Форду». Среди иномарок, собранных в России, он лучше других приспособлен к эксплуатации в холодную погоду - до поры до времени пускается быстро и уверенно. Третье место поделили «Рено» и КИА. Последняя, кстати, заслуживает отдельного поощрения в номинации «самое низкое энергопотребление», поскольку не нагружает аккумулятор чрезмерно большими пусковыми токами. Последнее место у «Хёндэ». Досадно, что самый доступный автомобиль с «автоматом» оказался самым теплолюбивым. Такой из зимней спячки буксировкой не выведешь.А может, пора уже прекратить подобные состязания? Простейшим образом введя обязательную сертификацию пусковых свойств А что же «Шевроле-Нива»? двигателя. Выполнил нормаСтартер крутил мучительно тив - пожалуйте на российдолго. Лишь секунд через деский рынок. Не уложился сять в цилиндрах наконец-то в требования - совершенстпоявились вспышки, и потовуй конструкцию и сервисмок фиатовских двигателей ную сеть, а с продажами посередины прошлого века бодгоди. Не в Африке, небось, ро заурчал. Победа! Признаживем - автомобиль должен юсь честно - в нее не верил быть приспособлен к мороникто. Но факт остается факзам, а поводов для конкурентом - восьмиклапанный ВАЗ- ции и так предостаточно. • На правах рекламыН ЭХКмЩкЩ ^ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕУРАЛЬСКИЙ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ КОМБИНАТсодержанию загрязняющих газообразных веществ в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания. Лидером в решении проблемы является АО «АвтоВАЗ». С 1999 года с конвейера автозавода сходят автомобили с российскими нейтрализаторами, активную начинку которых (каталитические блоки) производит Завод автомобильных катализаторов Уральского электрохимического комбината. Зная сырую эмиссию автомобиля и среднегодовой пробег, нетрудно подсчитать, что автомобили, оснащенные нейтрализаторами, предотвращают выброс более 300 тысяч тонн отравляющих веществ. Завод автомобильных катализаторов проектировался исходя из потенциальных потребностей автомобильной промышленности Советского Союза ив состоянии обеспечить своей продукцией все автозаводы России и стран СНГ. Завод сертифицирован на соответствие требованиям международного стандарта качества серии QS-9000, а катализаторы удовлетворяют современным требованиям по выбросам автомобилей Евро Пи Евро III, ведутся перспективные разработки по обеспечению норм токсичности Евро IV. Существующая научная школа катализа, более чем 30-летний опыт работы в области космических технологий, высококвалифицированный персонал - позволяют с уверенностью сказать, что в России есть предприятие, которое поможет решить экологические проблемы в масштабе всей страны.Завод автомобильных катализаторов Уральского электрохимического комбината существует на мировом рынке автомобильных катализаторов с 1994 года. Усилиями коллектива достигнуто требуемое рынком соотношение «цена - качество», позволяющее продавать продукцию как в России, так и за ее пределами. Номенклатура автомобильных катализаторов постоянно расширяется. Кроме легковых автомобилей, катализаторы востребованы производителями большегрузных автомобилей, дизельных автопогрузчиков, мотоциклов, экскаваторов. Производством этой продукции Уральский электрохимический комбинат вносит реальный ощутимый вклад в решение экологических проблем, в частности - это одно из условий вступления России в члены ВТО. Сегодня наш завод - единственный среди российских предприятий в области новейших технологий производства каталитических нейтрализаторов. Завод автомобильных катализаторов отличается высочайшим уровнем аналитической и исследовательской базы, специалистами завода созданы новые формулы, их передовые разработки превосходят известные зарубежные. Уже в недалеком будущем, как следует из Концепции развития автомобильной промышленности России, одобренной распоряжением Правительства РФ от 16 июля 2002г., продукция автомобильных заводов России должна оснащаться системами нейтрализации отработавших газов. Сегодня большинство автозаводов приступило, к осуществлению задачи - поэтапному переходу применения в Российской Федерации европейских требований к624130, г. Новоуральск, Свердловская обл., ул. Дзержинского, д. 2 Телефон (34370) 9-33-44, 5-71-31, 9-16-66; Факс: (34370) 9-16-66, 5-76-47; E-mail: [email protected]