36
37
38
39
ТЕХНИКАПРЕЗЕНТАЦИЯ: ГАЗ-3106ЗАНАТОЛИЙ ФОМИН. ФОТО: ГЕОРГИИ САДКОВКУСОКтот вездеход видели, наверное, все посетители Российского автосалона-2003. Но экспонат на стенде - одно, реальный автомобиль - другое. Представленный на суд зрителей ГАЗ3106, как оказалось, вполне способен перемещаться самостоятельно. Самое время рассказать о нем подробнее. МЕЖДУ «ШЕВИ» И УАЗОМ Делать вседорожники сегодня выгодно. Спрос на них неуклонно растет, причем покупателей не смущают ни высокие расходы на обслуживание, ни расход топлива. Более того, автомобили повышенной проходимости в России все же ездят по плохим дорогам и даже бездорожью. Так что торопиться переходить на «паркетную» схему с несущим кузовом, независимыми подвесками и без пониженной передачи нам рано. Хотя в мире нынче другие приоритеты - управляемость и безопасность.За рулем 1/2004 ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ГАЗ-3106*"ППод крышкой - мотор ЗМЗ-4052.2.Индекс есть, а имени нет.ГАЗ-3106 по размерам должен занять нишу между компактной «Шеви-Нивой» и «полноразмерным» УАЗ3162. По конструкции он типичный представитель «классической» школы - рама и зависимые подвески на пружинах. Эта схема неплохо зарекомендовала себя на экспериментальных пикапах «Атаман», оттуда же заимствована и конструкция рамы. А вот габаритные размеры ГАЗ-3106 заметно меньше, чем «донора». Колесная база машины 2670 мм (на 90 мм короче, чем у УАЗа), колея 1620 мм (на 20 мм шире, чем у УАЗа) - эти размеры определены окончательно. По сравнению с ульяновским вездеходом нижегородец получился на 60 мм короче, на 100 мм уже и ниже. Впрочем, первое впечатление обманчиво - окрашенный золотисто-коричневым металликом ГАЗ-3106 (собственного имени пока не имеет) кажется еще меньше. Внешность машины вряд ли будут критиковать. Яркой индивидуальности в ее дизайне нет, что в наших условиях скорее достоинство. Лубочная самобытность ГАЗ3111 осталась в прошлом. Кто-то обратит внимание на заднюю стойку «а-ля «Ленд Крузер», кто-то на форму дверей, напоминающую «Ленд-Ровер», кто-то на задний бампер, похожий на «паджеровский», но в целом выстраивается запоминающийся образ.По внутренним размерам ГАЗ-3106 меньше ульяновского соперника и предлагает только пять мест, причем все сиденья оснащены подголовниками и инерционными ремнями безопасности. В отличие от ульяновских машин (у них два бензобака по внешним сторонам рамы), у ГАЗ-3106 бак традиционно расположен внутри рамы, что положительно сказывается на пассивной безопасности, позволяет опустить пол в салоне, хотя и не дает сделать его ровным. Конструкция задних сидений на опытном образце пока далека от совершенства - при складывании не получается ровный пол в грузовом отделении, но на подходе сиденье-книжка, которое должно решить эту проблему. Поправима и ситуация с неудобной посадкой задних пассажиров через узкую дверь - на следующей модификации машины центральная стойка передвинется на 35 мм вперед, благо, говорить о кузовных штампах еще рано. СЮРПРИЗЫ ШАССИ Классика полноприводного жанра - подключаемый передний привод без межосевого дифференциала - явно теряет популярность. Преимущества его общеизвестны: простота, надежность и экономия топлива при езде по хорошим дорогам. Основной недостаток - такой полный привод нельзя использоватьЗа рулем 1/2004 37 ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ГАЗ-3106на сухом и твердом покрыров и сложности с ее компотии. ГАЗ-3106 оснащен поновкой заставили вернуться стоянным полным приводом, к более простой тяге Панара. для него разработана новая Хотя «асфальтовой» управляраздаточная коробка с многоемости машины уделяется рядной пластинчатой цепью немало внимания, асимметМорзе, блокируемым межоричное решение признано севым дифференциалом и приемлемым. Настройки числом понижающей передаподвески и умеренные ходы чи 2,68. В сочетании с глав(175 мм спереди и 210 мм ными парами 4,55 это гарансзади) свидетельствуют о ботирует, что недостатка тяги лее «дорожных» приоритена колесах не будет. А отсуттах, чем у ульяновских автоствие промежуточных валов мобилей. Кстати, рулевой - залог тишины в салоне. Есдемпфер здесь предусмотрен ли ГАЗ-3106 будет запущен вв серийной комплектации. серию, новая «раздатка» пояВпрочем, кое-что газовсковится также на полноприводму вседорожнику осмелимся ных «газелях» и «соболях». записать в пассив. Во-первых, От предполагавшегося меочень большие картеры редуханизма Уатта в задней подкторов мостов снижают довеске пришлось отказаться - рожный просвет до 200 мм большое количество шарни(на 10 мм меньше, чем у УАЗас такими же шинами 225/75R16). Максимальная размерность колес, не задевающих за ниши, - 245/70R16. Во-вторых - открытые ШРУСы. Да-да, шарниры, а не карданы, как на полноприводных «газелях» и «соболях». Впрочем, на последнее замечание у специалистов есть ответ: испытано, пыльники не повреждаются даже при езде по глубоким замерзшим лужам. Что ж, поверим на слово, но все равно закрытый ШРУС был бы предпочтительнее. ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ Рассказывать об особенностях поведения ГАЗ-3106 на дорогах и бездорожье еще рано. Впрочем, пробная по-1 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯГАЗ-31К • Общие данные Размеры, мм: длина ширина высота база Радиус поворота, м Снаряженная масса, кг Время разгона 0-100 км/ч, с Максимальная скорость, км/ч Топливо Расход топлива, л/100 км (EU99/100I • Кузов Количество дверей Число мест Объем багажника 4570 1960 1880 2670j5,72000 Н.Д.155АИ-92 Н.Д. •а лонжеронной раме5 5н.д. ЗМЗЦ0522WDAUВ Двигатель Расположение, число цилиндров Число клапанов Рабочий объем, см 3 Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н м при об/мин • Трансмиссия ПриводМ 162464 108/147 222 н-д. постоянный полный с блокируйМЫМ МсЖОСЕтВЫМдифференциалом и понижающей передачей Коробка передач • Ходовая часть зависимая пружинная винт-шариковая Рулевое управление гайка с усилителем Размер стандартных шин 225/75R16 Тормоза: передние дисковые вентилируемые задние барабанные ПодвескаМ 5АБС Противобуксовочная система Бортовой компьютер ЭлектролебедкаПосмотрите: дверь открывается налево! 38 За рулем 1/2004Сзади места для троих достаточно.ездка убедила в неплохой динамике, удачно подобранных передаточных числах трансмиссии, приемлемой плавности хода и низком уровне вибраций в трансмиссии. Для первого экземпляра результат впечатляющий. Порадовало водительское место - очевидных промахов в эргономике не замечено. А коробка передач и вовсе образец для подражания. Пять положений рычага управления «раздаткой» поначалу кажется много, но ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ГАЗ-3106На кого похож? Судите сами.Вместо пяти станет три положения. Б УДЕТ - НЕ БУДЕТ?давайте посчитаем: прямая передача с блокировкой дифференциала и без, «нейтраль», пониженная и пониженная с блокировкой. Вероятно, в серийных машинах останется только три положения - не каждый водитель в силах правильно распорядиться таким богатством.Пока ГАЗ-3106 существует в единственном «выставочном» экземпляре. Второй образец, вероятно, изготовят к моменту выхода этого материала. Дальше, если примут решение о подготовке производства, начнется работа технологов. Именно этот этапсопряжен с наибольшими затратами, оправдать которые может только крупномасштабный выпуск. Насколько «крупно»? Цифры пока в секрете. Планы большие: двигатели от ЗМЗ-405 до «Штайра» и ИВЕКО, модификации с удлиненной и укороченной базой, пикап... Но даже при самом оптимистичном раскладе мы не увидим серийный ГАЗ-3106 ранее 2006 года, а его вполне реальные конкуренты «Шевроле-Нива» и УАЗ-3162 уже на рынке. И все-таки разрыв между ними достаточно велик, чтобы вместить еще одного игрока. Шанс есть - будем ждать? сРОДОСЛОВНАЯ1. Первый серийный легковой автомобиль 4x4 Горьковского завода ГАЗ-61, созданный В. А. Грачевым, вышел на испытания в 1939-м. ГАЗ-61 оснащали 6-цилиндровым 76-сильным мотором рабочим объемом 3,85 л. Раздаточная коробка не имела понижающей передачи. В 1941-1943 гг построили около 400 экземпляров. 2. ГАЗ-67Б - знаменитый «Иван Виллис». По конструкции трансмиссии - аналог ГАЗ-61. Двигатель - 4-цилиндровый 54-сильный объемом 3,28 л. С 1943 до 1953 года выпустили почти 63 тысячи ГАЗ-67 и 67Б. 3. «Козлики» ГАЗ-69 и 69А (на фото) созданы группой конструкторов во главе сГ М. Вас-серманом. С 1952 по 1956 год их строили в Горьком, затем до 1972 года в Ульяновске. Двигатель объемом 2,1 л развивал 52 л. с , коробка передач - трехступенчатая, раздаточная коробка - с понижающей передачей. 4. Полноприводный вариант «Победы» ГАЗМ72 - конструктивный аналог ГАЗ-69 - строили в 1955-1958 гг. Всего изготовили 4677 машин. 5. Прототип ГАЗ-24-95, полноприводную версию «Волги» конструктора Л . Д . Кальмансона, собрали в 1973 году. Через много лет подобные машины - универсалы 4x4 - стали в небольших количествах выпускать тюнинговые фирмы.За рулем 1/200439