142
143
144
СОВЕТ БЕЗОПАСНОВ ИНТЕРЬЕРЕ ДОРОГИИРИНА РОМАНЧЕВА, АНДРЕИ БОЙКО. ФОТО: АНДРЕИ БОЙКО«Возраст, профессия, водительский стаж. На каком автомобиле ездит, причина нарушения ПДД...», - расхаживая по кабинету, редактор называл «приметы», по которым нам предстояло составить портрет нарушителя. «Рост, вес, цвет глаз-не интересует?» - пытались пошутить мы. Получив в ответ строгий напутственный взгляд, отправились на очередное задание. Замысел был предельно прост: рас142 За рулем 1/2004сказать народу, какой он среднестатистический нарушитель. На деле все оказалось куда сложнее. Несколько дней колесили по дорогам сначала с сотрудниками столичной ДПС, а потом ДПС Московской области и выяснили: среднестатистического нарушителя не существует. Правила «обходят» практически все, невзирая на время, месч*> и погодные условия. Так что мы предложим вам не единый портретнарушителя, а классификацию наиболее распространенных у нас нарушителей ПДД, которых можно встретить на дорогах.Встречается чаще того. Плюет на Правила не потому, что «очень надо», а за компанию. На дорогах такой тип водителей представлен практически в «массовом масштабе»: по численности популяции коллективистыне уступают льготникам (см. следующий пункт). Отметим еще самый непредсказуемый подтип - коллективист опасающийся. Этот грубо нарушает Правила с закрытыми (в буквальном смысле слова) глазами. Страшно же! Именно таких вроде бы жалко больше, чем остальных: делал-то за компанию, а досталось только ему. Нас по-настоящему растрогал один такой «подтип». У него отобрали «права» за разворот через двойную сплошную на Ярославском шоссе, но когда инспектор начал составлять протокол, нарушитель почти "рыдал и все повторял, что никому не мешал, что совершал безопасный маневр... «Посмотрите, как водитель расстроился раскаивается! Жалко!» РЕЙД ЗРобратились мы к сотрудникам подмосковной ДПС, с которыми стояли на посту. «Знаете, пару недель назад на этом же месте, так же через осевую «Фольксваген» разворачивался, а из области в Москву в это время неслась БМВ. Водитель «Фольксвагена» ее, естественно, не заметил. Результат? Четыре трупа: один в «Фольксвагене», три - в БМВ. Ну как? Вам его все еще жалко?» - с невеселой усмешкой ответил нам старший инспектор ДПС Сергей Филин. ЛЬГОТНИК Это вовсе не пенсионер на ржавой «копейке». Нет! У автольготника в кармане припасена охранная грамота от всех гаишников на свете: красная книжица с каким-нибудь узнаваемым «силовым брэндом» внутри, а иногда ис золотым «логотипом» снаружи. Женщин в этой категории не встречается. Льготники - мужчины среднего возраста, в хороших костюмах ис дорогими мобильниками в руках. Машина обычно под стать владельцу: тоже «льготная», дорогая - новая иномарка представительского класса или «навороченный» вседорожник. Часто автомобиль оснащен «мигалками» и «правильными» номерами синего цвета или белыми, но с флажком или хитрой комбинацией букв и цифр. Льготников на дороге так много, что кажется, будто полстраны у нас работает в компетентных органах, правительстве или заседает в разных по масштабу думах, а другая половина «ходит», вернее, ездит, в помощниках. Нам, к примеру, удалось полюбоваться на удостоверение некоего высокопоставленного члена совета ветеранов группы «Альфа». Вы бы видели это наивноизумленное лицо, когда инспектор остановил его за разворот через двойную сплошную. Мало того, что остановил, так еще и протокол составил. Водитель же,судя по всему, остался при своем мнении: и ему и его джипу закон не писан. Другой льготник, оказавшийся советником какого-то депутата, долго «давил на жалость»: конец, мол, политической карьере, если его лицо и совсем не льготную «двенадцатую» модель крупным планом напечатают в ЗР. Вот только когда Правила нарушал, причем грубо, о чем он думал? О том, что «корочка» с триколором всесильна? Или рассчитывал «разобраться» с инспектором? А вместо этого - ах, как не повезло - нарвался на журналистов. Впрочем, больше всегоной «десятки», для убедительности размахивая руками. - Да, я нарушаю! Всегда! И пьяный за рулем езжу! Я адвокат! Мне все можно! Денег не возьмешь? Тогда протокол пиши, так и пиши: я не ехал! Все!» Реальный пацан - существо крайне агрессивное и недалекое. Обычно это человек лет 20-28 на «девятке», «десятке» или старенькой иномарке с сильно тонированными стеклами. Спойлер, литые диски и супермощные колонки (так, чтобы машина от музыки дрожала) прилагаются. С Правилами дорожного движения в большинстве случаев не знаком. Впро-Одно неверное движение ... итог - ДТП. нас позабавил владелец тонированной «Ауди». Он плохо говорил по-русски, но старательно пытался всучить гаишникам вместо документов на машину свое удостоверение. «Служба безопасности! Служба безопасности!» - пытался вразумить нас льготник. «Служба безопасности чего?» - с интересом спросил инспектор. «Всего!!!» - радостно выдохнул нарушитель. РЕАЛЬНЫЙ ПАЦАН «Не имеете права! Я через пять минут вернусь, всех порву! Девушка, вы кто такая? А ну, быстро мне свой паспорт! Ты кого снимаешь? Ща, как дам в камеру, мало не покажется! Нет, ты меня понял?! - орал, стоя перед нами владелец тонированчем, встречаются и более «продвинутые»: реальный пацан, который где-то когдато ознакомился с ПДД, но сути дела это не меняет. Представитель данного типа нарушителей искренне верит в то, что Правила написаны для «лохов», то есть всех остальных участников дорожного движения. Он же сможет любую ситуацию «разрулить» при помощи денег или друзей, которые приедут и «всех порвут». Невменяем по определению, к тому же часто ездит в состоянии сильного алкогольного опьянения. Инспекторы рассказали нам, что того самого «адвоката», чей монолог мы привели здесь, они год назад уже останавливали пьяного, отбирали у него «права». И вот он снова За рулем 1/2004 143№ НЕРВНА, СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИза рулем. Мирному автолюбителю встреча с подобным типом может доставить не только неприятные минуты, но даже привести на больничную койку. Перейти на его лексику и тоже пообещать «порвать и моргалы выколоть» дано далеко не каждому. Лучше закрыться в машине, а по мобильнику (если он есть) вызвать наряд милиции. ЛИХАЧ Девиз всей жизни: «Быстрее ветра!». Обременен хорошим автомобилем с мощным мотором, а еще запредельным количеством адреналина в крови и ощущени-РЕЙДЗРНЕРВНАЯ ДАМОЧКА Не обязательно женщина, хотя представительницы слабого пола в этой категории преобладают. Отличительная черта: ездит по Правилам, но в опасных ситуациях теряется и, независимо от водительского стажа, ведет себя неадекватно, зачастую провоцируя ДТП. Мы наблюдали такую ситуацию (вернее, ее последствия). Морозным утром по Волоколамскому шоссе за рулем «Хонды» ехала приятная дама, как вдруг прямо перед ней со встречной полосы начала разворачиваться «четверка». На скользкой дороге ВАЗ повело в сторону «Хон-А ЧТО ДУМАЮТВ ГАИ? Начальник отдела административной практики и дознания ГУ ГИБДД МВД России Владимир Кузин Системы градации нарушителей, которую составили журналисты ЗР, или ей подобной у нас нет. Для нас нарушитель он и есть нарушитель. Только в старом кодексе было деление на злостных (это те, кто систематически нарушает ПДД) и обыкновенных. Это наглядно было видно по отметкам во временном разрешении. К злостному нарушителю отношение со стороны сотрудников ГАИ бьн ло соответствующим - применяли более жесткие санкции. Сейчас даже выделить таких нарушителей на месте невозможно - в стране нет единой автоматизированной системы учета правонарушений. За последние два года у нас зафиксирован значительный рост ДТП, числа погибших и раненых. Притом,что количество правонарушений (пусть это не покажется странным) снижается. В 2001 году их было зафиксировано 47 млн., в 2002-м только 32 млн., а за девять месяцев прошлого года - около 28 млн. То есть «по валу» идет снижение, но это отнюдь не значит, что нарушать Правила сталименьше или что сотрудники ГАИ работают хуже. Тут причины другие. Да, в силу многих объективных и субъективных причин (мы, например, ушли от практики оформления мелких проступков) количество выявленных правонарушений формально сокращается, ното,что мы видим на дорогах, порядком никак не назовешь. Вот вы в отдельную категорию выделили «коллективистов». Этих людей наказать бывает сложно: «А почему я? Все ведь нарушили, я просто был последним...» Так что инспектор в такой ситуации часто старается сосредоточиться на организации движения, не допустить возникновения пробки, а наказать каждого нарушителя у него просто нет возможности. Для того чтобы изменить ситуацию, мы готовим предложения по изменениям в КоАЛе, и не потому, что кто-то жаждет крови. Ужесточение наказаний - это мера профилактическая, практикуемая с успехом на Западе не первый год. Человек знает, что неминуемо может быть оштрафован на большую сумму, и постарается не нарушать. 0 «реальных пацанах», которым на всех и на все наплевать, говорить не будем. Их, к счастью, немного и избавиться от них можно.Чья «ксива» круче?ем полной неуязвимости и безнаказанности. Нередко лихачи еще и льготники, хотя чаще безграничную уверенность в собственных силах обеспечивает приличный банковский счет. Ездит, скорее, летает, по «встречке», даже если в этом нет никакой необходимости. Разворачивается ровно там, где ему надо, паркуется также. Что такое сигналы поворота и зачем они нужны, не знает в принципе. «Права», скорее всего, купил по сходной цене, поэтому с ПДД не знаком. При этом, если что-то случится, будьте уверены: виноваты окажетесь вы. Свою недолгую, но «яркую» жизнь лихачи чаще всего заканчивают под передним мостом КамАЗа.144 За рулем 1/2004ды». Вместо того чтобы провести сеанс «снижения скорости вплоть до полной остановки», как предписывают Правила, владелица «Хонды» шарахнулась вправо и успешно влетела в дверь двигавшемуся параллельно «уазику». На педаль тормоза нажала только после того, как произошло столкновение. Надо ли говорить, что «четверка» преспокойно укатила по своим делам. Даме же теперь придется оплачивать ремонт и собственной «Хонды», и пострадавшего УАЗа. Как показали наши наблюдения, встретить нервную дамочку можно за рулем любого автомобиля: от древней «копейки» до нового «Гелендевагена».ТИХУШНИК А ведь ПДД - это закон, котоНарушает не часто, в основрый вводится не для того, ном по мелочи, и бывает почтобы гаишникам было чем том сильно мучим угрызениязаняться, а чтобы наши дороми совести. Обгонять по ги не превращались в поле «встречке» на скорости боя с десятками тысяч трупов 150 км/ч не станет, а вот въеи сотнями тысяч искалеченхать под «кирпич», припарконых. Но пока мы сами, кажваться там, где стоянка запредый из нас, не начнем думать щена, или прокатиться по асо дисциплине и порядке на фальтированной обочине модороге, не станем уважительжет. Главный принцип: «Я поно относиться друг к другу, тихонечку, никто и не замезаботиться не только о собсттит!». Надо признать, что ти- венном «я», но ио других хушниками являются 99,9% участниках движения - ничероссийских «законопослушго не изменится к лучшему и ных» автомобилистов. леденящие душу цифры * * * жертв на наших дорогах буК несчастью, единствендут расти, грозя настоящим ный, кого, кажется, невознациональным бедствием. можно встретить на российВчитайтесь в эти строки. ских дорогах, это водитель, Персонажи не вымышленкоторый строго следует Праные, быть может, узнаете севилам дорожного движения. бя. Пора меняться.