125
ЦЕНЫДАЛЬНИЙ ВОСТОК: ИНЫХ УЖ НЕТ, А ТЕХ - ДОЛЕЧИМ...В прошлый раз мы вели репортаж с рынка «Зеленый угол» во Владивостоке за несколько дней до вступления в силу постановления о повышении таможенных пошлин. Теперь, спустя несколько месяцев можно сказать: постановление Правительства работает! Торговля подержанными «японками», и без того не очень бойкая в июле, в конце осени замерла. Нет, машин на «Зеленом углу» меньше не стало, а вот покупатели как сквозь землю провалились. Если раньше они еще бродили мелкими стайками, то теперь настолько редки, что продавцы не всегда реагируют на одиночек, изредка появляющихся между рядами машин. Но только стоит задержаться у какого-нибудь авто - они наперебой начинают предлагать свой товар. Цены тоже замерли на июльской отметке, зато ассортимент изменился. Кроме всевозможных красавцев под два литра рабочего объема и более, расплодились раньше редкие «малыши» (от 1 до 1, 5 литра). Просят за них, в зависимости от года выпуска, от 4,5 до 9 (!) АНДРЕЙ КОЧЕТОВ, ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО. ФОТО: АНДРЕЙ КОЧЕТОВ тысяч долларов США. Удивляться не стоит. Осот вроде бы в три смены работает Автодвух литров в страну должны были хлынуть неновная масса машин с моторами более полутора литров была растаможена до введения ноВАЗ, с утра до позднего вечера пульсирубольшие 1-1,5-литровые «трехлетки» (на них ют конвейеры во Всеволожске, Калининтаможенные пошлины практически не изменивых правил, и цены на тот «лежалый» товар отграде и Таганроге, многие дилеры готовы лись). Но наш рынок оказался куда консерваносительно божеские, а вот малый класс явно торговать новыми иномарками в выходные и тивнее, и перегонщики по-прежнему везут мапомолодел и подорожал. Предлагается дошины классов СиD (правда, теперь в основвольно много машин 1999-2001 гг. выпуска. праздники, а нашим потребителям все мало! К примеру, за «Тойоту-Витц» 2000 года с литроСколько их новыми автомобилями ни корми, все ном под заказ), а дешевых «малышей» как не равно упорно смотрят и на подержанные инобыло, так и нет. И цены, выросшие летом в сревым «движком» (аналог известного в Европе марки. Хоть объясняли им уже с самых высоких днем на 2 тыс. долл., вопреки всем законам «Яриса») просят 6 тью. долл.; за те же деньги трибун, что все это - автохлам, от которого прорынка упорно не падают, отпугивая многих поможно найти «Висту» (это «Кэмри» в Европе) сто мечтают избавиться иностранцы, что машитенциальных покупателей. Так, в столице в де1997 года или «Калдину» («Карина-Е»-универкабре за трехлетний «Опель-Астра» просили сал) 1998 года. Модельный ряд, как и раньше, ны эти экологически вредны и небезопасны (по в основном «Тойота» и «Ниссан», хотя и другие сравнению с новой «Окой», конечно), но нера12-13 тыс. долл. (при том, что новый стоит от 13 тыс.!), «Фольксваген-Пассат» 2000 года - от марки представлены довольно широко. Как ни зумные покупатели все равно так и норовят странно, спросом (пусть и небольшим) пользуприцениться к «бэушной» «Тойоте»! Правда, 17 тью. долл., «Форд-Мондео» 1998 г. - 8-12 ется гибрид «Тойота-Приус». благодаря заботам государства рынок подертыс. И уж очень сильно надо любить французские автомобили, чтобы добровольно отдать жанных иномарок два последних года здорово Ав общем, удар по «праворуким» был нанеза трехлетний «Пежо-206» с двигателем 1,4 л сен тяжелый, рынок почти замер, но разве люлихорадило. Что здесь происходит сейчас? 11 тыс. долларов... ди перестанут ездить? Поэтому на рынке запчаВЕВРОПА: БОЛЬНОЙ СКОРЕЕ ЖИВ, ЧЕМ МЕРТВВ целом интерес к неновым иномаркам снизился в результате введения новых таможенных пошлин, увеличивших цену автомобиля в среднем на 10-25%. Тем не менее подержанные автомобили из Европы продолжают пользоваться спросом. До июля 2003 года в Россию завезли очень много «секонд-хэнда» - рынок был затоварен, но постепенно почти все эти автомобили ушли, сейчас их осталось немного. Число ввозимых в Россию иномарок резко сократилось. По данным Калининградской региональной таможни, например, осенью прошлого года границу России ежемесячно пересекало около тысячи легковых автомобилей, а не по пять тысяч, как до повышения пошлин. Теоретически, в структуре ввозимых автомобилей можно было ожидать перелома: вместо столь популярных у нас «ауди», БМВ и «фольксвагенов» с объемом двигателя отВозможно, к весне ситуация изменится. По данным немецких автосайтов, цены на самые популярные у российских автоперегонщиков марки подержанных машин - Audi, Mercedes, BMW, VW, Opel - в Германии и Бельгии уже снизились на 500-1500 евро. Продавцы «секондхэнда» и российские таможенники уверены: приготовленные для продажи автомобили перегонщики начнут разбирать сразу к весне, следующему сезону массовых распродаж, и тогда поставки подержанных иномарок в Россию достигнут прежнего уровня. На изменении цен могут сказаться и новогодние праздники - на них, по старой рождественской традиции, приходится всплеск продаж. В это время цены уж точно снижаться не будут, а сразу вслед за праздниками наступает небольшое «похмелье» и, как следствие, период спада деловой активности. Это состояние непосредственно влияет на спрос, и можно ожидать снижения цен.стей оживление, при этом цены растут стремительно - «бэушная» резина, например, подорожала за полгода в 1,5-2 раза, остальные «расходники» - на 15-20%. Автопарк Приморья стареет и требует все больше и больше запасных частей - смена машины уже многим не по карману. Что дальше? Прогнозы не очень утешительны - несмотря на заверения чиновников, никто не занимается продвижением отечественных автомобилей (в том числе и иномарок, собранных в России) в этот регион. Во Владивостоке как не было, так и нет ни дилеров, ни сервисных станций наших производителей. Так что пока весь рынок этого региона отдан на откуп перегонщикам. Видимо, к весне они окончательно «перестроятся» на завоз в страну «малышей», и цены хоть чуть-чуть придут в соответствие с доходами дальневосточников. Но продукция АвтоВАЗа по-прежнему будет здесь расцениваться как экзотика. •За рулем 1/2004 125