102
103
104
105
•шТЯГАЧ FREIGHTLINER CENTURYЖ\\IНИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ102Зэ рулем 1/2004 ТЯГАЧ FREIGHTLINER CENTURYшмериканские тягачи на дорогах России - уже не редкость. В основном подержанные бескапотные «Интернешнл» серии 9000 за морем нынче предпочитают «носатые» модели. Например, «Фрейтлайнер-Сенчури Класс FLC 120» - не такой дорогой, как «Кенворт», но более популярный, чем «Интернешнл».АБОЧКА ПО МОРЮ ПЛЫВЕТ... В России подержанными «американцами» торгуют в основном в Москве, Питере ив Приморье. Лидирует Питер именно туда приходит из Америки паром, набитый техникой, оборудованием и товарами. Почти все грузовики в США приобретают в лизинг. После окончания срока машину возвращают производителю, а перевозчик, доплатив, получает новую. Но не каждый грузовик возьмут в зачет: неважное техническое состояние, обслуживание не у дилеров, сверхнормативный пробег послужат основанием для отказа в приеме. Поэтому машины у дилеров получше и, понятно, дороже. Более дешевые продаются, сменив нескольких владельцев. Еще дешевле грузовики на аукционе. Говорят,«Интер-9800» там можно купить всего за 4-5 тыс. долларов. Но о пробеге и состоянии лучше не спрашивать... А сколько стоит доставка в Россию? Перегон по США - доллар за милю, паром - 3-4,5 тысячи, таможня возьмет свое - 38% от стоимости. Но машину еще надо отмыть, почистить, проверить узлы и агрегаты, то есть сделать предпродажную подготовку. С запчастями особых проблем нет, у хорошей фирмы всегда есть новые и б/у. Цены ниже, чем среднего «европейца», но несколько выше, чем на МАЗ-КамАЗ. Хотя «Фрейтлайнер» еще в 1980 году стал американским филиалом «Даймлер-Бенц» (ныне «Даймлер-Крайслер»), но только с прошлого, 2003 года машина получила дизель с «мерседесовской» звездой, правда, бразильской сборки. До той поры обходились американскими «Катерпиллер», «Камминс» и «Детройт дизель». Тамошний дальнобойщик доверяет отечественному производителю, поэтому часто один и тот же двигатель можно увидеть на тягачах фирмконкурентов. Так получилось и теперь на нашей машине стоит «Детройт дизель» 60-й серии, знакомый читателям по «Интернешнл Игл 9400» (ЗР, 2002, № 11), только огромный воздушный фильтр разместили по его другую сторону. Турбонаддув, интеркулер, электронно-управляемые насос-форсунки, мощность под 500 л. с. и ресурс более двух миллионов километров - как и прежде. Питерская компания «Гудвил», дилер марок «Детройт дизель» и «Камминс», работает с «американцами» с середины 90-х. За это время никто не припомнит, чтобы пришлось «капиталить» двигатель. Замена сальников, прокладки головки блока, ремней, насос-форсунок и их бронзовых втулок, изъеденных «ле-«Двухкомнатная» кабина одинаково хорошо приспособлена для работы и отдыха.За рулем 1/2004 103 ТЕХНИКАТЯГАЧ FREIGHTLINER CENTURYвым» антифризом - это бывает. Коленвал - ни разу. Иногда на моторах с огромным пробегом меняли поршневые кольца, а вот очередь поршневой группы в сборе подходит крайне редко, и то в основном из-за порванного воздушного фильтра или обрыва клапана. Борьбой машины с человеческим фактором наемного водителя руководит блок ЕСМ - он не только хранит информацию о пробеге, расходе топлива, но и диагностирует двигатель. Сначала предупредит водителя, допустим, о низком уровне охлаждающей жидкости желтой лампочкой, потом, с ростом температуры, - красной и заглушит двигатель. При этом сделает заметку в своей фискальной памяти. Позже, при разборе полетов, водителю придется давать объяснения о причине перегрева. Электрооборудование, как принято в Америке, 12-вольтовое. При том, что мощность генератора - 2,5 кВт, а четыре аккумуляторные батареи соединены попарно-параллельно - одна пара работает только на стартер, а другая - на остальных потребителей. Польза очевидна - можно безнадежно посадить аккумуляторы, допустим, «автономкой», освещением, СВЧ-печью и прочим комфортом во время стоянки, а потом без проблем пустить двигатель.ЭТАЛОН ТВЕРДОСТИ При покупке тягача клиент выбирает не только марку и модель дизеля, но, в соответствии с пристрастиями и условиями будущей работы, заказывает трансмиссию, выбирая среди известнейших марок. Сцепления, в зависимости от передаваемого момента, различаются диаметром и площадью поверхностей трения металлокерамических накладок. Момент поменьше - пара «треугольных» ведомых дисков. Если двигатель более мощный или машину ждет тяжелая работа - диски делают «крестом». «Корзины» могут быть с периферийными пружинами или с диафрагменной, но всегда оттяжного типа. При выключении сцепления выжимной подшипник (наверное, правильнее его называть оттяжным) касается фрикционной шайбы на первичном валу, она упирается в кольцевую шайбу на картере КП и этим синхронизирует скорости вращения валов при переключении. По такой схеме построены все коробки передач тяжелых американских грузовиков, но делитель или планетарный демультипликатор как обычно, с синхронизаторами. Передач, как правило, девять-десять, 16-ступенчатые - большая редкость. В электронно-управляемых коробках, в отличие от европейских, не все передачи включаются автоматически - лишь те, которыми пользуются чаще. На 10-ступенчатой коробке электроника манипулирует только тремя высшими. Главные передачи - одинарные, конические или гипоидные. Планетарные ступичные редукторы почти не встречаются. В чудовищный ресурс американских мостов просто не верится: обычно два и даже, говорят, три миллиона километров! Что там редукторы они «железные», вот ступицы из алюминиевого сплава, а шпильки полуосей не вырываются! КОНТРОЛЬНОЕ ВЗВЕШИВАНИЕ Ступицы - не единственная здесь деталь из крылатого металла. Топливные баки, колесные диски, перфорированные накладки ступенек, а ведь еще есть кабина, в которой только каркас стальной, остальное - алюминий и пластик. Рама из такой твердой стали, что просверлить в ней пару дополнительных отверстий под какой-нибудь кронштейн не так-то просто - сверла садятся. Балансирная рессорная подвеска в Америке удел самосвалов, у тягачей нагрузку несет пневматика, а направляющий элемент - реактивные штанги с сайлентблоками. Рессоры остались только впереди, параболические, малолистовые, с сайлент-блоками в шарнирах./iiI4За рулем 1/2004 ТЯГАЧ FREIGHTLINER CENTURY| ЦЕНЫ НА ЗАПЧАСТИ, ДОЛЛ. СШАКрестовина карданного вала от 50 до 200 Фильтр масляный (за пару) 45 Фильтр воздушный 95 30 Фильтр топливный (за пару) Комплект сцепления (два ведомых диска, «корзина», промежуточный диск, 600 выжимной подшипник) 150 Пневмобаллон подвески Рулевые наконечники 50 200 Продольная тяга 85 Тормозные накладки (на одну ось) Тормозной барабан 150 100 Кольца поршневые на один цилиндр Ремкомплект ЦПГ 500 Комплект прокладок головки блока 250 Насос-форсунка 500 2000 Блок управления двигателем Стекло ветровое (триплекс, 80 производство Кххии!ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯВ Америкуонбольше не вернется, о ставилтолькокарточкусвою .FREIGHTLINER CENTURY CLASS FLC120 6x4 • Общи* данные Снаряженная масса, кг Нагрузка на седельное устройство, кг Полная масса, кг Максимальная скорость, км/ч • Двигатель 7200 20000-22 000 36 300-60000 120 (с ограничителем) дизельный с турбонаддувом в интеркулером, Евро III 12 700 388/500 1800 2350 1350Рабочий объем, см 3 Мощность, кВт/л. с при об/мин Максимальный крутящий момент, Н-м при об/минР емкомплектцилиндро - п оршневойгруппыипрокладокголовкиблока всегда есть у российских дилеров.• Трансмиссия Сцепление двухдисковое с периферийными пружинами и механическим приводом механическая 10-ступенчатая с демультипликатором одинарная коническая, передаточное число 3,9, с блокировкой межосевого и межколесного дифференциаловВ результате огромный «Фрейтлайнер» весит как КамАЗ и почти на две тонны легче «капотника» КрАЗ-258Б тоже с «облегченной» деревянной кабиной. Благодаря этому и совершенной для тягача аэродинамике расход топлива всего 36-38 л/100 км, а груза везет на зависть больше. Деньги - это не только время, но и килограммы, и литры. СРЕДА ОБИТАНИЯ Эти огромные кабины ставят не на все «Фрейтлайнеры Сенчури Класс», есть варианты поскромнее. Только в России они не в чести - не для того покупают «американца», чтобы ютиться. У нас предпочитают длинные с тремя вариантами крыши: чуть приподнятой, средней и самой высокой, где до потолка рукой не достать. Пол кабины расположен очень низко, почти на лонжеронах рамы. Удобные поручни, высокий дверной проем ковбои не привыкли снимать шляпы. Поворотного механизма сидений, так любимого американцами, нет, потому что есть... катапульта для водителя. При аварии срабатывает не только подушка безопасности - подтягиваются ремни, сиденье мгновенно опускается и откидывается в спальный отсек.Говорят, главное - успеть отпустить руль... Комбинация приборов - сама информативность. Температуру и давление можно контролировать почти во всех агрегатах, даже давление наддува: как там пыхтит турбокомпрессор? Стрелочные приборы - с заморской тарировкой, значит, нашему водителю все придется пересчитывать в уме. Мили в километры - куда ни шло, а вот футы на квадратный дюйм - сразу не сообразишь... Ручник тоже своеобразный - две кнопки, желтая на тягач, красная на полуприцеп. Подрулевой переключатель проще чем где-либо: правый рычажок«парашют», управление тормозами полуприцепа, левый - указатель поворотов, свет, сигнал и под ним аварийка. НАШ КОСТЯ, КАЖЕТСЯ, ВЛЮБИЛСЯ Казалось бы, грузовики с такими удобными кабинами должны выпускать в огромной и неблагоустроенной России, а не в Америке с ее отлаженным придорожным сервисом. Но увы, не то что жилой модуль - «печка-автономка» не у всех есть. Язык не повернется упрекнуть продавцов подержанных «американцев» в торговле им-Коробка передачГлавная передача• Ходовая часть Подвеска: спереди зависимая рессорная, с гидравлическими амортизаторами зависимая пневматическая с гидравлическими амортизаторами барабанные с пневмоприводом и АБС, с энергоаккумуляторами в задних механизмах с гидроусилителем 315/70R22,5сзадиТормозаРулевое управление Шины Цена подержанной машины с растаможим и предпродажной подготовкой, долл.36 700портным металлоломом. Для нашего дальнобоя такой автомобиль - мечта. И где бы ни встретился «Фрейтлайнер» - на выставке или просто на дороге, он всегда вызывает к себе интерес. «А можно глянуть, как живут американцы?» - попросил нас старый докер в питерском порту...За рулем 1/2004 105