76
77
78
79
80
ТЕХНИКАТЕСТ: 13-ДЮЙМОВЫЕ ЛЕТНИЕ ШИНЫКОГДА СОЙДЕТ СНЕГ...Отечественные шинники не балуют нас новинками. Лишь ярославцы летом прошлого года обновили своего «Медведя» моделью Я-660. А потому наш тест летних шин размерностью 175/70R13 посвящен в основном «иномаркам». Среди них «Клебер Вьяксер», «Гиславед Спид-616», «Нокиан NRT-2», малоизвестная «Фульда Диадем Линеро», практически незнакомая «Фалкен Синкера Sn-816» и самые новые модели «Бриджстоун-В700А», «Конти Эко Контакт-3», «Мишлен Энерджи ЕЗВ» и «Пирелли Р2500 Евро». Все шины - летние, за исключением всесезонок, «Нокиан» и «Пирелли». Рисунки протектора симметричный, направленный и асимметричный.За рулем 3/2004СЕРГЕЙ МИШИН ФОТО АВТОРАЧтобы лучше представить себе возможности современных шин, мы сравниваем их с хорошо известной И-391 нижнекамского производства. Выбор на нее пал по двум причинам. Первая эту шину НИИШП создавал специально для «десятого» семейства, а наш тестовый автомобиль - универсал ВАЗ-2111. Вторая - И-391 самая массовая 13-дюймовая модель, ставшая в России бестселлером. Однако, кроме нижнекамского варианта этой шины, есть еще три производства «Белшины», «Волтайра» и «Уралшины». «Каму» выбрали потому, что она - лучшая из своих сестер (см. ЗР, 2003, №6). Любопытно, что все шины оказались с индексом «Т», означающим, что езда на них допустима со скоростью190 км/ч. Исключением стал лишь наш эталон - индекс скорости «Н» (210 км/ч) и всесезонность, позволяющая использовать ее круглый год. Все испытания проводили по уже устоявшейся и хорошо знакомой читателям ЗР методике. Лишь совсем немного изменили общий зачет: более значимой стала скорость выполнения «переставки» на мокром покрытии, а торможением «посуху» пожертвовали - мокрая дорога все же опаснее. Но максимально возможная сумма баллов осталась неизменной - 400. Измерительная аппаратура - комплекс «Датрон» с датчиком скорости «Корревит» и расходомер «Пирбург». Итоги испытаний оказались весьма интересными. В общем зачете «Кама»76 ТЕСТ: 1 3 - Д ЮЙМОВЫЕ ЛЕТНИЕ ШИНЫNokian NRT-2Производитель Финляндия«Медведь» Я-660Производитель - ЯрославльF alkenSinkera Sn-816 Производитель - Японияmm126 баллов• Максимальная скорость • Глубина рисунка протектора • Масса шины 190 км/ч (индекс «Т») 8,0 мм 6,2 кг • Максимальная скорость • Глубина рисунка протектора • Масса шины • Цена в Москве • Соотношение цена/качество 190 км/ч (индекс «Т») 8,5 мм 6,8 кг 700 руб. 5,56 • Максимальная скорость • Глубина рисунка протектора • Масса шины • Цена в Москве • Соотношение цена/качество 190 км/ч (индекс «Т») 8,0 мм 6,0 кг 1300 руб. 6,88• Особенности - направленный рисунок протектора, всесезонная • Цена в Москве • Соотношение цена/качество 1540 руб. 12,83• Особенность - направленный рисунок протектора• Последнее место - результат почти полного провала по всем позициям. Самые низкие сцепные свойства, за исключением торможения на сухом покрытии, самые низкие оценки за управляемость. Автомобиль на этих шинах в быстрых поворотах склонен к раннему, пугающему водителя заносу. «Размазанное» поведение и почти полное отсутствие информативности на руле. Хуже ведет себя лишь «Фалкен». • Похвастать финские покрышки могут только хорошей курсовой устойчивостью, средними, по отношению к остальным шинам, показателями тормозного пути на сухом асфальте, расходом топлива на высокой скорости и плавностью хода. Видимо, обладатели этих шин вправе рассчитывать на их высокую долговечность. • Еще одно возможное объяснение полученных результатов - всесезонное назначение покрышек. Похоже, их зимние плюсы перекрываются летними минусами^ J Тормозные качества на сухом покрытии выше среднего, хорошая курсовая устойчивость. S Низкие сцепные свойства и управляемость на мокром покрытии. P. S. По информации из первых рук, состав резины протектора Nokian NRT-2 полностью обновлен в ноябре прошлого года. Изменения имели целью улучшение сцепных свойств на мокром покрытии.• Рисунком протектора этот «Медведь» очень похож на финскую «Нокиан», которую ЯШЗ удалось обогнать (правда, совсем чуть-чуть). Да и причина обгона, думается, ясна - в отличие от финской всесезонки, ярославская шина чисто летняя. • У нее короче путь торможения на мокром покрытии, лучше управляемость - не происходит затяжных заносов. И все же в критических ситуациях на этих шинах лучшетормозить,чем поворачивать. • По сопротивлению качению и расходу топлива ярославские и финские покрышки очень близки, а курсовая устойчивость и комфорт Я-660 - на самом низком уровне. • В целом ярославские и финские покрышки примерно одного уровня. J Приемлемые торможение и управляемость. Э Низкие поперечные сцепные свойства, неудовлетворительная курсовая устойчивость, низкий уровень комфорта.• Очень любопытный, доселе неизвестный в России экземпляр. Отличается малым сопротивлением качению на низких скоростях. Выбег со скорости 80 км/ч на 100 (!) метров больше, чем у ближайшего соперника, а отсюда самый малый расход топлива и лучшая динамика, показанная ВАЗ-2111 на этих шинах При этом шины могут похвастать отличной плавностью хода и хорошей курсовой устойчивостью. • Зато очень слабо тормозят на сухом покрытии, показали низкие поперечные сцепные свойства на мокром и неудовлетворительную управляемость на любом покрытии. Создается впечатление, что эти шины предназначены только для тепличных условий, когда нет ни дождей, ни экстренных торможений. w) Выдающаяся топливная экономичность, хорошая плавность хода. 9 Самые плохие параметры торможения на сухом покрытии, управляемости и поперечных сцепных свойств на мокром покрытии.Тормозной путь (60 - 0 км/ч), м Нвбранныв баллы Imax 401 на сухом асфальте Comi Eco Contact 3 Micheiin Energy ЕЗВ 24 18,4 4 1М 32 18,1 36 17,8 28 18,7 28 113 40 17.4 24 18,4 Falken Snikem Sn 816 «Медведь» Я-660 4 19,6 24 ДО 24 184на мокром асфальтеSt) 30 20,1 35 20,0 35 19.9Biidgestone B700AQ Pirelli Р2500 Euro Gislaved Speed 616И-391 (напомним, она впервые появилась в продаже в 1996 году) неожиданно для всех «обыграла» четырех основных участников. Это дало нам право включить ее в основной состав, так что задуманный тест десяти шин превратился в полноценное сравнение одиннадцати. В нем представлены все три ценовые категории: «эконом» - Я-660 и И-391, «бизнес-класс» - «Клебер», «Гиславед»,50 18,8 15 21.1 35 193 35 19,8Fulda Diadem Unero Falken Sinkera Sn-816 «Медведь* Я-660 •30 203 10 21/4 25 203 5 213,'EiiiIЗа рулем 3/200477 ТЕХНИКАТЕСТ: 13 ДЮЙМОВЫЕЛЕТНИЕШИНЫFulda Diadem LineroПроизводите™. Польша«Кама» И-391Производите™. НижнекамскGislaved Speed 616Производитель РумынияMaicLEI• Максимальная скорость • Глубина рисунка протектора • Масса шины • Цена в Москве • Соотношение цена/качество 190 км/ч (индекс «Т») 8,0 мм 6,4 кг 1430 руб. 7,041213 баллов• Максимальная скорость • Глубина рисунка протектора • Масса шины • Цена в Москве • Соотношение цена/качество 210 км/ч (индекс «Н») 8,0 мм 6,9 кг 600 руб. 2,82224 балла• Максимальная скорость • Глубина рисунка протектора • Масса шины • Цена в Москве • Соотношение цена/ качество 190 км/ч (индекс «Т») 8,2 мм 6,2 кг 1785 руб. 7,97• Особенность - направленный рисунок протектора• Главный козырь этих польских шин - отлично держат дорогу. Хорошо тормозят на любом покрытии, имеют неплохие поперечные сцепные свойства. Управляемость, особенно посуху, вполне приличная - в быстром повороте возникает легкий занос. На мокрой дороге - чуть хуже, здесь предел обозначен плавным сносом передней оси, а при увеличении скорости - заносом, переходящим в боковое скольжение автомобиля. • Недостатки - высокое сопротивление качению на малых скоростях и невысокий уровень комфорта. • Эти шины - для хороших дорог. В наших условиях лучше всего проявят себя в дальних поездках, так как в городе у машины с ними тяжела баранка. «Десятке» в такой обуви не помешал бы усилитель руля. «1 Отличная курсовая устойчивость, хорошая управляемость на мокром асфальте 9 Низкий уровень комфорта, высокий коэффициент сопротивления качению, высокое усилие на рулевом колесе.• Эти шины заставили вспомнить историю пятилетней давности. Тогда Бп-85, служившая в тесте точкой отсчета, неожиданно вошла в основной состав. Здесь ситуация повторилась. У «старого коня» оказались наилучшие способности к торможению на сухом покрытии и очень хорошие на мокром. Хороша управляемость, хотя боковые сцепные свойства оставляют желать лучшего. • Проблемны невысокая курсовая устойчивость и повышенное сопротивление качению - те же, что у более современных моделей. А если учесть ее всесезонность, итоговое седьмое место, да еще в такой конкуренции, - очень неплохой результат для семилетней шины. i i Лучшие показатели торможения на сухом покрытии и очень хорошие - на мокром. Лидер теста по соотношению цена/качество. Лучшей шины за 600 руб., наверное, не найти. 9 Посредственные боковые сцепные свойства, недостаточно высокая курсовая устойчивость, большое сопротивление качению.• Шины с хорошими поперечными сцепными свойствами. Да и тормозят на уровне выше среднего. Для симметричного рисунка протектора «Гиславед» обладает весьма высокой стабильностью сцепных свойств и на сухом, и на мокром покрытии. Однако быстро ездить на этих покрышках не следует, поскольку управляемость «десятки» на них - посредственная, что на сухой, что на мокрой дороге. На высоких скоростях автомобиль срывается в резкий, профессирующий занос. • Занять более почетное место «Гиславеду» помешали маленький выбег, нескромные расходы топлива и посредственная курсовая устойчивость. • Покрышки с комфортом среднего уровня для тех, кто готов платить повышенным расходом топлива за хорошие, довольно стабильные сцепные свойства. И все же 1785 руб. за нее - слишком дорого. и) Высокие поперечные сцепные свойства на сухом покрытии, тормозят «выше среднего». 9 Высокий коэффициент сопротивления качению, низкаятопливнаяэкономичность.I|' " I mill на сухом асфальте Conti Eco Contact 3 Micheiin Energy E3B— r f ^ I iI Набраню* баллы (max 40132 Л,0 |> 32 7131Расход топлива на V передаче при на мокром асфальта Conti Eco Contact 3 Micheiin Energy ЕЗВ Набранные балды (max 50)50 703 50 703 35 68.0Conti Rco Contact 3|>40 723 Bridgestone B700AQ Pirelli P250C Euro Gislaved Speed 616 ^>20 69324 693 32 713 12 68,0 20 693 20 693 4 663Bridgestone B700AQ Pirelli P2500 Euro Gislaved Speed 61635 68,0 35 683 35 683•Fulda Diadem Linero15 65,5 25 663 5 643 5 643 5 6431Г ЩгШ.1» • >4 66378За рулем 3/2004 ТЕСТ: 1 3 - Д ЮЙМОВЫЕЛЕТНИЕШИНЫPirelli Р2500 EuroПроизводитель ИспанияBridgestone B700AQПроизводитель ЯпонияKleber ViaxerПроизводитель Польша242 балла• Максимальная скорость • Глубина рисунка протектора • Масса шины 190 км/ч (индекс «Т») 8,0 мм 6,3 кг246 баллов• Максимальная скорость • Глубина рисунка протектора • Масса шины • Цена в Москве • Соотношение цена/качество 190 км/ч (индекс «Т») 8,0 мм 7,1 кг 1525 руб. 6,20252 балла• Максимальная скорость • Глубина рисунка протектора • Масса шины • Цена в Москве • Соотношение цена/качество 190 кмЛ (индекс «T») 8,0 мм 6,4 кг 1400 руб. 5,56• Особенности - направленный рисунок протектора типа «M+S» • Цена в Москве • Соотношение цена/качество 1420 руб. 5,87• Чем выше места, тем ровнее показатели шин. Явных провалов у этой «Пирелли» нет. Небольшие минусы по частиторможенияна мокром покрытии, плавности хода и сопротивления качению. • Зато управляемость на любом покрытии хороша, а курсовая устойчивость и того лучше - автомобиль идет по дороге, как стрела. Остальные характеристики - среднего уровня или чуть выше, несмотря на то что шина типа «M+S», то есть создана для грязи и снега. • Пригодится тем, кто ездит не только по асфальтовым, но и по проселочным дорогам: позволяет автомобилю уверенно чувствовать себя на грунтовке в Отличная курсовая устойчивость, хорошая управляемость на любом покрытии, неплохая экономичность в Торможение на мокром покрытии ниже среднего, довольно шумная.• Шины для асфальта. Не советуем на них съезжать на проселок или на траву, тем более в сырую погоду. Зато на асфальте - и на сухом, и на мокром - сцепные свойства очень высоки К сожалению, «семисотый» «Бридж» не сошелся характером с «десяткой». Сочетание явно высоких боковых сцепных свойств с характеристиками увода не подходит этому автомобилю из-за его несколько запаздывающей реакции на поворот руля. Будь вместо «десятки» более строгая в управляемости «Самара», «Бриджстоун» значительно продвинулся бы в нашей табели о рангах. Заметим, что управляемость «десятки» на других шинах вполне приемлема. • Шины таят в характере спортивные черты, хотя это не отражено ни в названии, ни в рисунке протектора. Увы, у «Бриджстоуна» есть и недостатки - высокая жесткость и большое сопротивление качению. J Отличные «тормоза», лучшие на мокром покрытии, хорошая курсовая устойчивость. Э Высокое сопротивление качению, очень жесткая и тяжелая шина• По управляемости «Клебер», в отличие от «Бриджстоуна», подошел «десятке» так, будто создавался специально для нее. На этих шинах достигнута самая высокая скорость в «переставке» на сухом асфальте. Впрочем, призовое место «Клеберу» удалось занять не только благодаря сочетанию отличных сцепных свойств, уводных характеристик и управляемости без сюрпризов: помогло и отсутствие ярко выраженных недостатков. • Хотя есть и слабости - например, неплохо бы снизить шум и сопротивление качению. Небольшие претензии ик курсовой устойчивости. К тому же на мокром покрытии сцепные свойства этих шин заметно снижаются по сравнению с теми, что были на сухом. Впрочем, для покрышек с симметричным рисунком протектора это закономерно. J Отличное сочетание поперечных сцепных свойств с уводными характеристиками на сухом асфальте, хорошее торможение на сухом покрытии. Э Высокое сопротивление качению, расход топлива выше среднего, значителен уровень шума.Расход топлива на V передаче при скорости 120 км/ч. л/100 к Conti Eco Contact 3Micheiin Enoiqy E3B•Набранные баллы (max 20) 18 73 14 7,6 6 73Время разгона от 40 до 120 км/ч на IV передаче, с Набранные баллы (max 10)Conti Eco Contact 3 Micheiin Energy E3B^ИИРША^У> 4 333Выбег со скорости 80 км/ч, м Набранные баллы (max 10) 6 1325 Conti Eco Contact 3Micheiin Energy E3B 5 1302B^Bridgestone B700AQPirelli P250C tun.. Gislaved Speed 616 ^' ***2 333 2 333 2 333 2 333 Bridgestone Б700АО Pirelli P2500 Euro»3 1237 2 1204 4 1261 1 1177Bridgestone B700AQ Pirelli P2500 Euro Gislaved Speed 61610 7,7 14 7.6 2 7,9 6 73•Falken Sinkera Sr-8161 1200 1 1193 1452 4 1257 4 1269Fulda D adem Uneii Falken Sinkera Sn-816 (Медведьа R66C673Fulda Diadem Linera Falken Sinkera Sn-816 'Медведь» Я-6601 34,2 10 32,1 1 343 2 333 ••I 35•20 7,4 6 73 10 7.7"|""|За рулем 3/2004150079 ТЕХНИКАТЕСТ: 13-ДЮЙМОВЫЕ ЛЕТНИЕ ШИНЫMicheiin Energy ЕЗВ ВеликобританияConti Eco Contact 3 Производителе Германия4 ^ ~\у у'У У/ /ш£',I Максимальная скорость • Глубина рисунка протектора • Масса шины 190 км/ч (индекс «Т») 8,0 мм 6,2 кг • Масса шины • Особенность - асимметричный рисунок прхггектора • Цена в Москве • Соотношение цена/качество 1838 руб.6,21309 баллов190 км/ч (индекс «Т») 8,1 мм 6,0 кгИ Максимальная скорость • Глубина рисунка протектора• Особенность - асимметричный рисунок протектора • Цена в Москве • Соотношение цена/качество 1610 руб. 5.21• Почти все хорошо или даже отлично; по управляемости равноценны «Пирелли» и лишь немного уступают лидерутеста.По сочетанию боковых сцепных свойств и уводных характеристик эквивалентны «Конти» и «Гиславеду». Портит картину это самое «почти», под которым скрывается, пожалуй, самое неприятное.• Лидер нашего состязания. В большинстве номинаций - хорошо или отлично. Самое яркое качество этих шин - управляемость. На сухом покрытии в пределе совсем легкий занос помогает прописать нужную траекторию. На мокром - такой же легкий, немешающий снос передка.• У «Мишлена» очень слабые тормоза на сухом ас• Ни в одном упражнении «Конти» не опустилась нифальте. Причем, если интенсивнотормозитьна грани же средних результатов. Единственная номинация, в которой эта шина «снизошла» до среднего уровня, блокировки - торможение очень эффективное, но чуть пережал - «Мишлен» резко срывается в юз, а за- плавность хода. И то претензии появляются только при быстром движении по загородному шоссе, а на медление при этом резко падает. • Второе замечание касается курсовой устойчивости. малых скоростях (до 60 км/ч) автомобиль катится удивительно мягко. Автомобиль чувствует даже мелкие продольные неровности, «плавает», требуя к себе повышенного внимания; J Высокие поперечные сцепные свойства, особенно на мокром покрытии, хорошая управляемость, отличный комфорт 9 Самые плохие результатыторможенияна сухом покрытии, невысокая курсовая устойчивость, великовато сопротивление качению. • Очень хорошая шина, но она, так же как «Бриджстоун», «Клебер» и «Мишлен», создана только для асфальта. •i Высокие поперечные сцепные свойства в сочетании с уводными характеристиками на любом покрытии, отличная управляемость на любом покрытии, низкий расход топлива. а Плавность хода оставляет желать лучшего.«Нокиан» и «Фульда». И «люкс» - «Бриджстоун», «Континеталь», «Мишлен» и «Пирелли». Лидирующие позиции заняли именитые «Континенталь» и «Мишлен». Обе с асимметричным рисунком протектора (одна половинка ориентирована на сухое покрытие, вторая - на мокрое). Среди симметричных и направленных протекторов в общем зачете явного лидерства не выявлено, но прослеживается закономерность в том, что разница скоростей при заезде на сухом и мокром покрытии у направленных меньше, чем у симметричных. Исключение - «Бриджстоун», который на мокром асфальте выглядит не хуже, чем на сухом. Считаем, что в пользовании удобнее все же шины с симметричным рисунком - ведь с запаской, смонтированной под правую сторону, обязательно проколешь левое колесо! Ставить же шину задом наперед не очень здорово. Отметим, что прютестированные нами покрышки отличаются высокими сцепными свойствами и стабильностью как на сухом, так и на мокром покрытии. Слово «покрытие» здесь ключевое - на грунтовых дорогах или просто в поле и на траве они беспомощны (увы, результаты такой оценки, полученной в ходе обкатки, остались за кадром). Особенно если выпала утренняя роса или брызнул небольшой дождик. Поэтому тем, кто хотя бы изредка съезжает с асфальта на проселок, рекомендуем присмотреться к шинам с индексом «M+S» или «All season». Вместе с автором испытания шин проводили Валерий ПАВЛОВ, Андрей ОБРАЗУМОВ, Евгений ЛАРИН и Антон МИШИН.ОЦЕНКА КАЧЕСТВ ШИН (БАЛЛЫ)Курсовая устойчивостьшутренммConti Eco Contact 3 Micheiin Ertergy ЕЗВ Kleber Viaxer Bridgestone B700AQ Pirelli P2500 Euro Gislaved Speed 616 «Кама» И-391 Fulda Diadem Linero Falken Sinkera Sn-816 «Медведь» Я-660 Nokian NfiT-230 27 21 18 27 18 21 27 21 IB 1240 36 28 24 36 24 28 28 4 16 816 16 8 16 20 88 20 16 2 16IS 30 15 3 IS 15 15 3 30 3 1521 30 9 21 9 21 21 9939Редакция благодарит за техническую поддержку тольяттинские фирмы «ВОЛГАШИНТОРГ» и «ПРЕМЬЕРА», представительства шинных компаний Nokian, Fulda, Falken, Bridgestone, Continental Micheiin, Pirelli, а также сотрудников автополигона НТЦ ВАЗа.80За рулем 3/2004