102
103
ТЕХНИКАНАШЕ ЗНАКОМСТВО: АВТОБУС ПАЗ-3237СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНТОН ЧУЙКИН. ФОТО: АНТОН ЧУЙКИНдляВсе-таки я ее сфотографирую! Ей-богу, такая жаркая «печка» заслуживает отдельного портрета, один из авторов, стоя в дверях, изнемогал от жары (хотел проверить, не сквозит ли). За необычно низкими «подоконниками» проплывали патриархальные павловские пейзажи. Шустрый автобусик! Резво берет с места, не замедляя основной поток. Только стрелка тахометра бегает от 1000 до 2000 и обратно в такт переключению передач. Сидящим впереди мотор почти не слышен. А сзади? Идем на последний ряд - о да, где-то рядом трудится дизель! Шум и дрожь напоминают, что это всего лишь опытный образец - моторный отсек предстоит дополнительно «укутать» изоляцией. Делясь первыми впечатлениями, прибыли на Сенную. Да-да, площадь с таким названием есть ив Павлове. Впрочем, ПАЗ-3237 логичнее102 За рулем 3/2004выглядел бы на питерской Сенной или московской площади Трех вокзалов. Автобус сделан специально для боль-ших городов: огромный накопитель, низкий пол, невеликие размеры... Вас смущает последнее? Напрасно!ПАЗ-3237 может заменить собой и полупустые громады троллейбусов, ползущие вчетвером по столичнойНИКОЛАЙ САФОНОВ, главный конструктор ОАО «Павловский автобус» Наше будущее - в обновлении и расширении модельного ряда. Поэтому мы не замыкаемся на производстве автобусов типа ПАЗ-3205. Лучший пример тому - ПАЗ3237, первый в России низкопольный автобус малого класса. И это только начало...Кузов ПАЗ-3237 максимально унифицирован с большими павловскими автобусами. Гарантия от сквозной коррозии - восемь лет. Переднюю и заднюю «маски» планируют сделать похожими на лиазовские. НАШЕ ЗНАКОМСТВО: АВТОБУС ПАЗ-3237Якиманке, и переполненные «газели»-маршрутки. И еще немаловажное обстоятельство - один из потенциальных заказчиков специально оговорил соответствие нормам Евро Ш. Вот бы это оказалась Москва... А пока на павловской Сенной пассажиры обычных «пазиков» застревают в узких дверях, рассматривая новинку. Чего глазеть, лучше попробуйте: всего один шаг, и вы в теплом просторном салоне с удобными, толково «расставленными» креслами. Пробуйте, пока есть возможность: на домашний маршрут ПАЗ-3237 в ближайшем будущем не выйдет - небольшим городам он не по карману. Причем это недостаток отнюдь не автобуса... Машина наверняка понравится не только пассажирам, но и водителю. Маневренность прямо-таки восхищает: руль до упора, малый газ... кажется, сейчас догонишьЗнатоки легко определят происхождение приборов и клавишей. Чего не хватает? Разве что фирменной лазовской лилии на баранке.Низкий пол салона продиктовал интересную конструктивную особенность: передняя подвеска - независимая. 1 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯПАЗ-3237 • Общаге данные Размеры, мм: длина ширина высота база Число мест общее для сидения Радиус поворота, м Масса, к г снаряженная полная • Двигатель Модель Расположение, число цилиндров Рабочий объем, л Мощность, кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент, Н м при об/мин Коробка передач Модель • Ходовая часть Подвески передняя Тормоза Шины 7755 2500 2856 3650 54+1 16Просторный накопитель напротив двустворчатой двери расположен всего в 350 мм над землей.собственную корму. Петляя по горбатым улочкам, всякий раз удивлялись, как уверенно автобус берет крутой подъем, трогается на укатанном снегу. Установленный в корме двигатель обеспечивает достаточную загрузку задних колес. «Камминс» демонстрирует отменную тяговитость; кстати, в моторный отсек поместится практически любая рядная «четверка». Очередной подъем, и вот они, заводские ворота, через250 мм, ликвидировав одну ступеньку. Низкопрофильные шины приблизили пол к земле еще на 20 мм. В передней части салона - непривычно маленький кожух двигателя. Сделав оригинальную, с двумя «изломами» балку переднего моста, белорусский дизель опустили и сместили назад, а ради-которые время от времени проезжает единственный пока экземпляр ПАЗ-3237. Он еще не сертифицирован, тем более рано говорить о портфеле заказов. Но над ветровым стеклом светится надпись «Москва-Павлово». Надеемся, это не случайно? ...А «печку» так и не сфотографировали. Но в знак особых заслуг даем словесный портрет подогревателя: это 30-киловаттный Webasto DBW 300. Dатор поставили перед ним. Освободившееся место в правом переднем углу салона отдали под пассажирское кресло. Как и все нынешние «пазики», автобус оснащен пневматическими тормозами и ABS. На линии может выйти, по словам заводчан, «хоть завтра» - были бы заказы.856670 9500 дизельный Cummins ISBe 150 30 (ЕигоЗ)Р4 3.4110/150 2500 550 1500 механическая шестиступенчатая Praga6PS51 пневматические независимая дисковые, с ABS 225/75R17,5РЕЦЕПТ ОМОЛОЖЕНИЯ Автобусы семейства 3205 во многих городах используют в качестве маршрутных такси. Машина дешевая, хорошо известная, в меру надежная, но... Среда обитания «пазика» - не улицы мегаполисов, а линии село-город во всяком случае, таким его создавали. Несколько лет назад попытались сделать на основе ПАЗ-3205 маршрутку - с двойными широкими дверями и иной планировкой. Все бы хорошо, но главный недостаток устранить не удалось - пол, как и на серийной машине, был вознесен на целых 850 мм от земли. Развитие концепции маршрутки - ПАЗ-32052. В средней части пол понизили наЗа рулем 3/2004103