130
131
132
РЫНОК И СЕРВИСличный опытш мобилеКое-кто еще помнит, как в 60-е годы прошлого века в Москве и еще нескольких больших городах пытались ввести совсем тогда невиданную услугу - прокат автомобилей. Даже с благословения Н. С. Хрущева она не прижилась. Строители коммунизма пытались или выжать из «ничьей» машины все возможное и она быстро превращалась в хлам, или заменить новые детали и узлы на изрядно походившие. Эта повсеместно развитая за рубежом услуга снова появилась в России в начале 90-х и на этот раз довольно быстро заявила о себе. Более того, активно завоевывает все новые позиции. Рынок проката растет примерно на 20-30% в год, а общий его объем оценивается от двух до четырех миллионов долларов в месяц. Распространен он пока только в крупных городах, но и при 130 За рулем 3/2004этом автопарк прокатных компании составляет больше 2000 машин - от маленьких «ок» до представительских «линкольнов». ПО СЕНЬКЕ И ШАПКА Первыми клиентами российских прокатных контор стали, естественно, иностранцы: бизнесмены, приезжавшие к нам по делам, туристы, а потому свои представительства прокатчики поначалу открывали только в аэропортах и валютных отелях. Потом подтянулись и россияне. В последние годы они уже преобладают. Условно их можно разделить на представителей среднего класса (клиенты, чей доход, по оценкам экспертов, составляет более 500 долларов в месяц на члена семьи) и массовых потребителей (доход на члена семьи от 250 долларов).Поводы для обращения в прокатную контору самые разные. По данным агентства «ИМА-консалтинг», чаще всего это временное отсутствие собственного автомобиля (более 43% клиентов), потребность в средстве передвижения в выходные дни, для отдыха (21%), для деловых поездок (13,4%). Называется и такая недавно совсем еще необычная причина - желание познакомиться с машиной для последующей покупки (2,4%). У каждой категории клиентов свои критерии выбора прокатной компании. Иностранцы чаще всего ориентируются на брэнд и для аренды предпочитают обращаться в известные международные фирмы (Hertz, Avis), при этом многие, как это принято у них, бронируют машины заранее. Представители нашего «среднего класса» (для них, в отличие от «фирма- личный опыт чей», цена имеет значение) отдают предпочтение российским прокатчикам, предлагающим надежные, но не очень дорогие иномарки, например, «РольфПрокат», «Европкар-РУС». Ну а самый массовый отечественный потребитель ориентируется исключительно на цену. Для них компании «Элекс-Полюо, «Инком-Лада» и другие предоставляют в прокат отечественные «лады» и «волги». Стандартные требования к потенциальному клиенту - это наличие водительского удостоверения, паспорта и кредитной карты, возраст - не менее 21 года, стаж - от двух лет и т. д. Некоторые конторы выдвигают специальные условия. Для питерской компании «Биракс» стаж вождения - не менее года, а вот минимально допустимый возраст арендатора-водителя - 25 лет (правда, за дополнительные 15 евро в день могут быть допущены и лица от 21 года до 25 лет). Многие компании работают только по предварительным заказам - небольшой запас по времени нужен, чтобы сверить паспортные данные кандидата с теми, что в милицейских базах. При малейшем подозрении под благовидным предлогом откажут. нюю Финляндию. Это - одно из модных направлений: в прошедшие новогодние праздники его выбрали почти 80 тысяч россиян! Договорились, что часть из нас добирается из Москвы до Санкт-Петербурга поездом (билет в купейном вагоне - около 1000 руб.), арендует там машины и уже на них отправляется в Финляндию. Другие - поездом едут до первой крупной станции на территории Финляндии (Лаппеэнранта, билет от Москвы в один конец в купейном вагоне - 3400 руб.) и берут автомобиль там. Что ж - вперед!Задание № 1 - первая часть эксперимента. В Санкт-Петербурге прокатом автомобилей занято около 10 компаний. Какие-то предлагают только почасовую аренду (с водителем и без, от 18 долл. в час) и только отечественных или же очень дорогих лимузинов («Авто-Мобиль», «Космос», Hertz). Недорогую иномарку на несколько дней готовы были предоставить две фирмы - «Биракс» и «Рольф-Нева». Первая предлагала «народный» «Рено-Символ» вроде бы за приемлемые 24 евро в день (при аренде от 7 дней). Однако выяснилось, что эта сумма без НДС (+18%) и ряда страховок. В итоге неделя проката с нелимитированным пробегом одной машины ПРОКАТИМСЯ... ЗА РУБЕЖ Перед нами стояла задача, еще нескольобошлась бы... в 450 евро! Дороговато за маленький «Символ»... Да еще оставко лет назад казавшаяся совершенно нелять залог 1500 евро. Словом, первый реальной: взять в аренду автомобиль, блин, как водится, вышел комом. Зато чтобы отправиться на нем за рубеж. Мев «Рольф-Нева» с нами обошлись куда жду прочим, на собственных машинах дружелюбнее. В интересующей нас каежегодно границу пересекают нескольтегории недорогих автомобилей «А» ко миллионов наших автолюбителей. (по прокатной классификации) предлоПочему бы не попробовать на прокатжили на выбор «Мицубиси-Каризма», ном авто? Для сравнения решили арен«Мицубиси-Лансер» или «Форд-Фиеста» довать машину и за границей... (все - с двигателем 1,3 л) за 55 долл. в суИтак, большой компанией мы оттки. Поскольку мы собирались взять три правились на зимний отдых в сосед- автомобиля, предоставили скидку 10%, но за возможность забрать машины в нерабочее время (в 7 утра) накинули по 18 долл. Все виды налогов и необходимые российские страховки уже включены. По условиям «Рольфа», пробег по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не лимитирован, а за пределами ограничен - 150 км в день ( + 150 км в виде бонуса). За все, что сверх того, доплата по 0,25 долл. за 1 км. В назначенный день и час мы были в Санкт-Петербурге, где нас ожидали три заказанных автомобиля - новеньких, с пробегом от 1 до 12 тыс. км, в отличной комплектации (все - с гидроусилителями, ABS, кондиционерами, минимум с двумя подушками безопасности и т. д.). Забегая вперед, скажем: никаких проблем с техникой за все время пути не было, средний расход топлива составил примерно 6,5 л/100 км, обЗа рулем 3/2004 131На прокатном авто из Питера в Финляндию и обратно РЫНОК И СЕРВИСличный опытщий пробег каждой из машин - около 1600 км (из них по России - всего 350 км). За 7,5 суток аренды с учетом перепробега мы заплатили по 416 долл. (в рублях, конечно). Плюс затраты на бензин - 50 евро и 600 руб. (автомобиль требуют вернуть с полным баком, иначе доплата по 1 долл. за литр!). Задание № 2. Вторая часть эксперимента - взять автомобиль напрокат в самой Финляндии. Чтобы сэкономить, мы выбрали, естественно, недорогой автомобиль той же категории «А». Сначала, как положено, обратились в офисы известных компаний. И Hertz, и Avis готовы были предоставить нам такой - например, «Опель-Корса 1,2» или «РеноКлио 1,4». Правда, в отличие от тех, что предложили в Санкт-Петербурге, в комплектацию входили лишь гидроусилитель, ABS и две подушки безопасности. Да и цена не порадовала: простенький «Опель» на неделю стоил 564 евро (к тому же компания блокирует на счету клиента 300 евро), а за «Рено» и вовсе более 600 евро! Да, дороговато... Попробуем обратиться еще к одному известному прокатчику - European Но и тут цены начинаются от 459 евро за неделю проката «Фольксвагена-Поло», да и то при очень лимитированном пробеге! Только в четвертом месте нам повезло небольшая местная фирма Baltija-rent предложила «голый» двухлетний трехдверный «Форд-Фокус» (пробег - 60 тыс. км) всего за 35 евро в день. За неделю вышло 245 евро, не считая 100 евро на бензин. Машина хотя и выглядела не очень (задняя полка багажника, например, держалась на честном слове), но за 1200 км пробега не подвела ни разу ив 20-градусный мороз заводилась легко. В общем, эксперимент показал: в России сегодня можно взять напрокат современный автомобиль по цене даже меньшей, чем за границей, только перед этим требуется собственный «маркетинг», чтобы выбрать лучшую по соотношению цена - качество компанию. P. S. Для чистоты эксперимента еще одна машина - новенький «Рено-Символ» - отправилась по тому же маршруту прямо из Москвы своим ходом. Конечно, «лишние» 700 км (в один конец) по зимней дороге до Санкт-Петербурга - не подарок (она местами сужается до двухполосной, а тяжелых автопоездов там не счесть), но все 3000 км пробега обошлись хозяину «Символа» в 2000 руб. и 50 евро за бензин, не считая 20 долл. за страховку («грин-карту», без которой въезд в Европу запрещен). Но тут каждый сам решает - стоит ли ночь в комфортабельном вагоне поезда пары сотен долларов... а132 За рулем 3/2004А КАК ПО-АМЕРИКАНСКИ?МИХАИЛ ГЗОВСКИИНачало января, когда мне предстояло лететь в Детройт на автосалон NAIAS-2004, выдалось здесь морозным и снежным. «Хорошо, что буду на колесах!» - эта мысль согревала по пути на стоянку прокатной конторы, в которой мы забронировали машину еще из Москвы. Где же черпать впечатления о прокатном бизнесе, как не на его родине! Да и до салона ежедневно предстоял путь в 35 миль... «У вас бронь на «Форд-Фокус», но сейчас свободных машин нет, да и дороги плохие... не хотите взять вседорожник? Доплата незначительная!». Перед обаянием чернокожей красавицы-менеджера устоять было сложно - «Беру!». Такую стратегию, как выяснилось, используют даже серьезные фирмы, не говоря о мелких. Будьте внимательны: при незначительной разнице в цене аренды плата за страховку вырастает существенно. Если на счету каждый доллар - стойте на своем! Не владея как следует языком, имея поверхностное представление о законодательстве страны, ориентироваться следует на крупные интернациональные компании. В США теоретически можно арендовать машину и без страховки, но делать это настоятельно не советую - не дайбог что случится... Застраховать хотя бы «гражданку» просто необходимо. Часто выгоднее взять машину на неделю, а не на три-четыре дня. Из документов попросят только «права» (обычные российские подойдут) и паспорт. Обязательно иметь при себе кредитную карту одной из известных платежных систем (Visa, American Express). Денег на карте должно быть с запасом, ибо на вашем счете временно заморозят большую сумму на случай, если вы отдадите авто с пустым баком или позже оговоренного срока. Стоит уточнить, лимитирован ли суточный пробег, иначе при сдаче машины возникнут разговоры о доплате. Если вы путешествуете не в одиночку, лучше вписать в договор второго водителя - на всякий пожарный. В США, где в разгаре борьба за здоровый образ жизни, курить в машинах часто запрещено. «Как вам наш «Трейлблейзер»? девушка в униформе фирмы улыбнулась и попросила включить зажигание. - Все в порядке, пробег небольшой. Спасибо, приходите к нам еще». От момента въезда на стоянку до сдачи ключей и прощания прошло две минуты. Неделя аренды новенького «Шевроле-Трейлблейзер» обошлась в 340 долларов...