96
97
98
99
100
101
ТЕХНИКА•Л •ЮРИИ НЕЧЕТОВ. ФОТО: ГЕОРГИИ САДКОВОПИРАЯСЬ НА ВОЗДУХВзяв довольно высокую ноту, мотор упорно не желает ее менять - монотонные четыре тысячи оборотов в минуту звучат достаточно непривычно. Позади уже десятки километров ледяной равнины, вдали плывут заснеженные волжские берега. Вдруг впереди возникло огромное темное пятно - полынья размером с футбольное поле... Не отворачивая в сторону, несемся вперед: вот уже кромка черного омута! Глупое сердце провалилось куда-то вниз, дыхание на миг прервалось - господи, какая же здесь глубина-то? Мягкий толчок, туча брызг - и через несколько секунд мы уже на другой стороне полыньи. Чуть отойдя, останавливаемся. Рядом, подрагивая корпусом, замирает еще один вездеход - ему надо очистить ото льда ветровое стекло... Столь уникальную проходимость демонстрируют аппараты на воздушной подушке (АВП) «Хивус-4» и «Пегас», построенные ниже96 За рулем 3/2004В водоизмещающем режиме «Пегас» сидит в воде заметно гл городскими компаниями «Аэроход» и «Пласт» - по размерам и вместимости фактически аэромобили. Принцип движения АВП достаточно прост (ЗР, 2003, № 5). Вентиляторы нагнетают воздух под огражденное мягкой юбкой днище, заставляя аппарат висеть, едва касаясь поверхности. Давление в воздушной подушке всего около 0,01 атм, его легко выдерживает любое покрытие, будь то болото, снег или вода. А тягу для движения создает маршевый винт. В сравнении с нагнетающими вентиляторами он должен обеспечивать гораздо больший расход воздуха при меньшем напоре, что обычно заставляет разделять нагнетательный и движительный комплексы. Именно по такой раздельной схеме построены все крупные АВП и четырехместный «Хивус-4». У него довольно большой низкооборотный шестилопастный винт и две пары центробежных вентиляторов. Силовой агрегат - «нивовский» мотор ВАЗ-21213 (1,7 л, 79 л. с). От его вала ремнями приводятся вентиляторы, а винт подключается центробежной муфтой. Клепаный корпус из алюминиевомагниевого сплава установлен на триФМИНЗДРАВ РОССИИ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: КУРЕНИЕ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ ТЕХНИКААЭРОМОБИЛИ: «ХИВУС-4» И «ПЕГАС»продольных двухъярусных баллонаскега, которые выполняют роль амортизаторов на неровностях и поплавков на воде. Четырехсекционные (для безопасности в случае прокола) верхние скеги накачивают примерно до 0,1 атм, а давление, в нижних с помощью электрического компрессора можно менять даже на ходу в диапазоне 0,02-0,1 атм, в зависимости от подстилающей поверхности. Спереди и сзади просветы между скегами закрыты юбками, еще одна перегородка посредине. Таким образом, получаются четыре изолированные камеры, что обеспечивает высокую стабильностьподушки: она не теряет эффективности на неровностях, прощает заметное изменение центровки, улучшает остойчивость аппарата. Более простую - совмещенную схему образования подушки используют на легких АВП, в том числе на «Пегасе». Небольшого диаметра высокооборотистый винт создает горизонтальную тягу и одновременно - напор воздуха для подушки. Трансмиссия предельно проста ни муфты, ни сцепления, лишь зубчатый редуктор. Мотор - четырехцилиндровый оппозитный «PoTaKC-912ULS» (1,35 л, 100 л. с.) - подобен тем, что используются в легкой авиации.Стеклопластиковый корпус «Пегаса» больше похож на кабину самолета, ограждение воздушной подушки упрощенное - без скегов, но с кольцевой юбкой. Амортизаторами на неровностях служат две мягкие продольные полости, давление в которых создает все тот же винт. А в случае остановки двигателя на воде пенополиуретановые вставки в корпусе обеспечат плавучесть. Правда, даже с тремя людьми на борту палуба возвышается из воды лишь сантиметров на пятнадцать, а уж при заявленной нагрузке в 600 кг не хочется и думать о приводнении на сколько-нибудь высокую волну!Кабина «Пегаса» похожа на кокпит катера под самолетным «фонарем».Считать «Пегас» пятиместным можно лишь с большой натяжкой.Приземистый обтекаемый «Пегас» выклеен из стеклопластика, по периметру - юбка ограждения подушки.•i ll !Нв^«'98За рулем 3/2004 АЭРОМОБИЛИ: «ХИВУС-4» И «ПЕГАС»Алюминиевый корпус «Хивуса-4» не назовешь обтекаемым. Три скега выполняют роль полозьев и поплавков, управление тремя вертикальными рулями. В четырехместной кабине «Хивуса» найдется место и для снаряжения, и для багажа. Козырек предохраняет стекло от брызг. Под решетками клапаны сброса давления в носовых «четвертушках» подушек.#МИНЗДРАВ ЮССИИ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: КУРЕНИЕ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОЮВЬЮ АЭРОМОБИЛИ: «ХИВУС-4» И «ПЕГАС» АППАРАТЫ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ«ХЯВУС-4» Число мест Масса, к г снаряженная полезной нагрузки полная 4 610 400 1010«ПЕГАС»5 500 6001100Габаритные размеры, мм: 5300 длина ширина 2600(2200*1 2300(1900*) высота Размер кабины, мм: длина ширина высота Двигатель 2500 1800 1150 ВАЗ-21213 Рабочий объем, см 3 1690 58/79 5200жидкостное5230(4930*1 2550(2050*, 1700(1500*12200 1350 1120четырехтактный карбюраторныйНотах 912ULS1352 73/100 5800цилиндров - в оз ­ душное, головок -жидкостное. маслораднаторОппозитный «Ротакс-912ULS» вращает через редуктор единственный винт, в нижней части кольцевого канала - воздухозаборник системы нагнетания.Мощность, кВт/л. с. при об/мин ОхлаждениеЗаявленные параметры требуют комментариев: похоже, производители вкладывали в них разный смысл. Четыре человека разместятся в просторной (ширина 1800 мм, площадь пола 4,5 м2 ) кабине «Хивуса» с королевским комфортом. Останется место и для багажа, и для снаряжения, а при желании даже на ходу можно устроить спальное место размером 1800x1400 мм. В небольшом с округлой крышей кокпите «Пегаса» (ширина 1350 мм, площадь пола 3,0 м2 )и четверым тесновато, пятого же можно втиснуть лишь в случае крайней нужды. Впрочем, разложив диваны, и здесь двое устроятся на ночлег. Похожая ситуация с грузоподъемностью. Для «Хивуса», хотя и менее мощного, но с эффективным нагнетательным комплексом, 400 кг выглядят вполне посильной нагрузкой. А вот шесть центнеров на борту «Пегаса» - скорее расчетный максимум для ровной поверхности. Чтобы уверенно прохо-Скорость крейсерская/ максимальная, км/ч: поводе по снегу/льду погрущу Угол преодолеваемого подъема, град Высота преодолеваемого препятствия,м Топливо Запас топлива, л Расход топлива на крейсерском режиме: л/ч л/100 км (по снегу) Дальность хода,км Корпус50/60 70/90 60/7570/80 90/100 60/706100,2-0,25 АИ-950.3АИ-9280 14 20 450алюминиевомзгниевый сплав80 18 20 350стекпоплэсТИКОВЫЙВинт6-лопастный стек лопластиковьм8-лотастный алюминиевыйв кольцевой насадкедиаметр, мм Нагнетающие вентиляторы Трансмиссия1600чвтьра центробежные алюминиевых1045отсутствуютрешитепередачи, центробежнаяМугЬдвредуктор. i=2.43Ограждение воздушной подушкитри продольных скега, носовая и кормовая юбкикольцевая кхжаУправлениерули направления дифференциальные клепаны10 0.3-30** ЗАО«КоиаЗиПггасто vwvw.piastmov.nj, 18312)63-58-93 980 тыс (34 тыс )Допустимые погодные условия: скорость ветра, м/с высота волны, м минимальная температура, °С Производитель150.3-0,4-40000«Аэроходв wwwaerorxxt ги. IB312143-73-18Цена, руб. (долл. США)634 ТЫС (22 тыс.)Мотор ВАЗ-21213 вращает пару сдвоенных вентиляторов, маршевый винт подключается центробежной муфтой. 100 За рулем 3/2004^Размеры в транспортной положении**При температурениже -20°С требуется предварительный подогрев мотора АЭРОМОБИЛИ: «ХИВУС-4» И «ПЕГАС»дить сколь-нибудь серьезные препятствия (не говоря уже о заявленном 10градусном подъеме!), ношу придется уполовинить. Во всяком случае, в испытательном пробеге «Хивус» с тремя людьми на борту легко проходил полуметровые торосы со вздыбленными льдинами, а «Пегас» с той же нагрузкой нередко доставал их днищем. У него довольно тяжелый стеклопластиковый корпус, из-за которого простой по конструкции «Пегас» лишь на сотню килограммов легче крупного «Хивуса» с его массивными агрегатами. Две сотни километров по скованной льдом Волге выявили и другие различия. Скеги на ходу работают как полозья и создают неплохой боковой упор при маневрировании - «Хивус» устойчив на прямой и вполне охотно меняет курс вслед за поворотом руля. Однако высокий угловатый аппарат чувствителен к ветру: с несильным попутным при крейсерских 4000 об/мин он развивает 80 км/ч, а на обратном курсе - лишь 30—40 км/ч. А вот всегда чистые благодаря козырьку и двухслойной конструкции (опция) ветровые стекла «Хивуса» оценил, лишь когда плексиглас «Пегаса» на воде мгновенно покрылся коркой льда. Другой недостаток последнего аппарата конструкторы обещают вскоре устранить - заметное рыскание, требующее постоянной коррекции рулем. «Пегас» одинаково легко и практически не меняя курса скользит и передом, и боком, и задом наперед эффектно со стороны, но объезд препятствия приходится начинать, едва завидев его вдали, иначе не успеть. Зато к ветру быстроходный обтекаемый аппарат почти нечувствителен. Фары, ходовые огни, поисковый прожектор, автономный отопитель«Вебасто», проблесковый маячок, электрическая лебедка, аудиосистема - большая часть этого входит в стандартную комплектацию, остальное по заказу. Можно заказать и трейлер в транспортном положении оба АВП легко укладываются в допустимый габарит по ширине (2,5 м), буксировать такой прицеп по силам вседорожнику или легкому грузовику класса «Газели». Спросите, какой же АВП лучше? Смотря для чего. На охоту-рыбалку ездить, патрулировать в непролазных местах - удобнее на «Хивусе». Да и цена 634 тыс. руб. ($22 тыс.) выглядит привлекательнее, чем почти миллион ($34 тыс.) за «Пегас». Яркую эффектную игрушку, генератор адреналина в одном ряду с гидроциклом и снегоходом, будут покупать, скорее всего, не по расчету, а «по любви». оШетрЩ "-:#МИНЗДРАВ ЮССИИ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: КУРЕНИЕ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ