204
205
206
208
209
BMW 3-Й СЕРИИ В ДЕТАЛЯХВ ТЕНИ ЗВЕЗДАНАТОЛИИ СУХОВРациональная Европа давно предпоЖЕРТВЫ ЗАСТОЯ читает компактные автомобили. Выбирая подержанный автомобиль, в Навстречу покупателям идут и первую очередь присмотритесь к тем, конструкторы: «Мерседес» создал что оснащены рядными «шестерками» А-класс, «Ауди» - «двойку», а БМВ гото(см. Историю модели). Они в целом навит к выпуску «единичку». Пока же придежнее, лучше переносят перепады верженцы баварских автомобилей температур, рваную городскую езду в умеренных габаритах выбирают 3-ю с частыми пусками и томлением в серию (экстравагантная Z3 не в счет). пробках. Эти двигатели - с чугунными Последнее, четвертое поколение «трегильзами, поэтому допускают расточку шек» носит заводской индекс Е46 и выцилиндров и избавлены от проблем с пускается с 1998 года. В гамме - седан, никасилевым покрытием (ЗР, 2003, универсал, купе, кабриолет и компакт№ 11, с. 208). И хотя пробег подавляюный хэтчбек. Но демократичны эти авщего большинства новых «трешек» пото только по размеру: цены даже на пока не превысил 150 тыс. км, опыт эксдержанные экземпляры остаются высоплуатации этих двигателей на других кими - в Москве от 15 тыс. долларов. моделях позволяет утверждать, что 300 Зато по энерговооруженности, управтыс. км они прослужат. ляемости и комфорту эти машины праКаких-то явных огрехов за четырехктически не уступают «пятеркам» и «сецилиндровыми моторами не замечемеркам», а в эксплуатации зачастую но, но тем, кто использует машину выгоднее старших братьев. лишь для экскурсий выходного дня,204 За рулем 3/2004эти движки могут подложить о-очень большую свинью. Дело в том, что при небольших (менее 10 тыс. км) годовых пробегах масло теряет свои свойства в основном, из-за постоянного присутствия конденсата, который скапливается при длительной стоянке. Назвать маслом эту смесь можно с большой натяжкой, и если вовремя не заменить ее, то вместо первого ТО придется менять... двигатель. В первую очередь от плохой смазки страдают балансирные валы, а продукты их износа ускоряют процесс: разрушаются вкладыши, задираются поршни, а там и до клина недалеко. Вспыхнувшая лампочка аварийного давления масла на фоне стуков из-под капота лишь констатирует факт необратимого разрушения (канал масляного датчика на машинах 1998-1999 гг. порой забивается продуктами износа, из-за чего он срабатыва- BMW 3-Й СЕРИИ В ДЕТАЛЯХСлабое место передка - рулевая рейка.ет с опозданием). Поэтому не паникуйте, а потихоньку добирайтесь до дома или до сервиса: мотор все равно менять. «Бережливые» владельцы обычно и не подозревают об этой мине, доверяясь бортовому компьютеру (пробег до очередного ТО высвечивается при включении зажигания). Между тем в инструкции сказано: заменять масло минимум раз в два года независимо от пробега. Еще лучше делать это ежегодно - тогда до 200 тыс. км про износ можно забыть. А не нарваться на проблемный двигатель при покупке поможет диагностика с использованием эндоскопа - сравнительно недорогая дилерская услуга. НЕ ПОДМАЖЕШЬ НЕ ПОЕДЕШЬ БМВ не относятся к автомобилям с «нулевым» расходом масла. То, что за межсервисный пробег его придется подливать и, возможно, не один раз, вполне нормально. Завод допускает расход 0,7 л/1000 км, а между метками max и min на щупе умещается 1-1,5 л. На двигателях M43TU с 1998 года устанавливались композитные маслосъемные кольца, такие же поставляются в ремкомплект. По внешнему виду их трудно отличить от металлических, да и надежность не ниже, но они требуют приработки к цилиндру. Поэтому до 10 тыс. км угар масла бывает несколько завышен. Если двигатель перегревали, может открыться течь через задний сальник коленвала - от повышенной температуры он дубеет. На рядных «шестерках» пониженный уровень масла грозит в первую очередь износом гидрокомпенсаторов зазоров клапанов и натяжителя цепи ГРМ - воздуха в системе они не любят. Бытует мнение, что в моторы с развитым масляным аппетитом лучше заливать «мазь» погуще, типа 20W60. Действительно, расход масла уменьшится - но вместе с ресурсом двигателя. Завод недаром настаивает на маловязких маслах 0W30 или 5W40 серии Long Life (маркировка LL 98): селективная сборка предусматривает минимальные зазоры в сопряжениях, куда вязкое масло просто не проникнет. Поэтому при повышенном его расходе дешевле перебрать двигатель с заменой поршневых колец, чем вскоре менять поршни, валы и вкладыши. По той же причине (повышенные требования к качеству масла) не рекомендуется промывать систему смазки, ведь немалая часть «коктейля» останется в картере.ИСТОРИЯ МОДЕЛИ• 1998 год. В марте на Женевском автосалоне представлена «трешка» четвертого поколения. Кузова - купе |Ci) и седан 0) В первом варианте устанавливались самые мощные бензиновые двигатели - 24-клапанные рядные «шестерки» M52TU* объемом 2,5 и 2,8 ли мощностью 125 кВт/170 л. с. и 142 кВт/193 л. с. соответственно (323Ci и 3280) В конце года появился «бюджетный» седан 316i с восьмиклапанной рядной «четверкой» M43TU1,9 л, 77 кВт/105 л. с. Коробки передач - автоматические четырех- и пяпкгтупенчатые или механические пятиступенчатые. Отделка салона - от 5-й серии. • 1999 год. Модели 3181 с двигателем M43TU ил,87кВт/118л.с,3201сМ52Ти2Дл,110кВт/ 150 л. с. и 320d - с турбодизелем с непосредственным впрыском М47 (четырехцилиндровый шестнадцатиклапанный) 2,0 л, 100 кВт/136 л. с. (последний в России не сертифицирован). • 2000 год. Кабриолет и МЗ (342 л. с.) на базе Е46 предлагают с механической или секвентальной автоматической коробкой передач второго поколения SMG II. • 2001 год. Новая гамма бензиновых двигателей. «Четверки» с системой Valvetronic (ЗР, 2003, № 5, с. 26): N40 (на хэтчбеке 316i, в Россию официально не поставлялись) и N42, 1,8 л развивает 85 кВт/115 л. с, 2,0 л-105 кВт/143 л. с. «Шестерки» М54*: 2,2 л, 125 кВт/170 л. е.; 2,5 л, 142 кВт/ 193 л. с; 3,0 л, 170 кВт/231 л. с. (модели 320i, 325i и 330i соответственно). Универсал на базе Е46 Рестайлинг седана: изменились передние крылья, передняя и задняя оптика, капот.Сайлент-блок рычага передней подвески (в кружке) допускает лишь однократную перепрессовку. Кронштейны меняются в сборе с рычагами, причем на автомобиле должны быть либо оба «ажурных» (новых) рычага, либо оба сплошных (старых), но не разные. Проследите также, чтобы растяжки усилителя (показаны стрелками) были на месте.• 2003 год. Ре стайлинг купе и кабриолета. Появилось купе 330Cd с шестицилиндровым двигателем 3,0 л, 150 кВт/204 л. с, развивающее максимальную скорость 242 км/ч. 'Оснащены системой DOUBLE VAN0S, позволяющей изменять фазу открытия впускных и выпускных клапаное (ЗР, 1998. № II, с. 56S7I.Задняя подвеска не требует внимания годами. При сильных ударах обычно страдают лишь амортизаторы.Топливный бак - пластмассовый, коррозия ему не страшна. В каждом его отделении - свой датчик уровня топлива.ПРОМЫВАНИЕ МОЗГОВ Общая болячка «четверок» M43TU и «шестерок» M52TU - поломка цапфы, удерживающей термостат. Из-за этого двигатель недогревается, что становится заметнее с ростом скорости. А вот разбалтывание контактов в колодках моторного жгута встречается только на «шестерках». Припарки - подгибание и смазка контактов - оживляют электрику ненадолго. Кардинальное средство - замена жгута. Симптомы болезни плохой запуск, неустойчивую работу, горящую лампу неисправности двигателя - часто ошибочно относят на счет узла дроссельной заслонки и впустую меняют вполне исправную деталь. Впрочем, порой отказывает и датчик положения заслонки; правильный диагноз поставить не так просто. Со временем от воды, содержащейся в бензине, разрушаются дорожки реостата датчиков уровня топлива (в каждой половине бака - свой датчик). Признаки неисправности могут быть различными - от неверных показаний до отключения прибора (все зависит от того, сочтет ли электроника показанияЗа рулем 3/2004 205 АВТОКЛУБBMW 3-Й СЕРИИ В ДЕТАЛЯХПластиковые топливопроводы и стальные тормозные трубки защищены лонжеронами. ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчасть Стоимость, евро Двигатель M43TU Блок управления двигателем Термостат М43Ти/М52Ти Моторный жгугМ52Ти Комплект датчиков уровня топлива (насос+левый датчик) Комплект сцепления/маховик Механическая коробка передач Стойка переднего стабилизатора поперечной устойчивости Рычага передней подвески с кронштейна ми/сайлент-блоки Рулевая рейка Клемма батареи с пиропатроном Крыло переднее Капот (до/после рестайлинга) Бампер передний (до/после рестайлинга) Фара (до/после рестайлинга) Фара (до/после рестайлинга) ксенон 3433 850 54/44 334 176+54 272/698 2383 34 234x2/122 933 353 191 361/390 290/306 283/345 730/765Если здесь горит красный огонек, значит, автомобиль побывал в «предпродажна»: электронный одометр скручивали.VIN защищен прозрачной пленкой. Без нее криминалистической экспертизы не избежать.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ РАБОТ У ОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРАРабота Стоимость. евро Диагностика электронных систем автомобиля Диагностика двигателя IM43TU с использованием эндоскопа Диагностика состояния кузова (стапельУ ходовой части Замена двигателя M43TU Замена термостата (M43TU и M52TU) Замена моторного жгута (M52TU) Замена датчиков уровня топлива Замена блока управления Замена сцепления/маховика (M52TU) Замена механической коробки передач Замена рулевой рейки (с регулировкой углов установки колес) Замена стойки переднего стабилизатора поперечной устойчивости (1 шт.) Замена сайлент-блоков (параУрычага передней подвески с кронштейном (+сход-развал) Регулировка углов установки всех колес Замена клеммы батареи с пиропатроном Замена микровыключателя кнопки багажника Снятие и установка генератора N4220 46 238/37 541 23 180 100 10 186/191 от 164 64-77 (+123) 18дам коррозия не страшна - они пластмассовые. Да и при касании ледяных торосов бак просто «отыгрывает», не повреждаясь. В целом к топливной системе претензий нет, лишь форсунки желательно промывать при каждом ТО. Сравнительно редко отпаиваются элементы в блоке управления мотора M52TU. Дилер не станет возиться с паяльником - заменит блок. Кто-то предлагает ремонт. Соглашаясь, многие не подозревают, что, заполучив «мозги», иные «специалисты» не только восстановят контакт, но и поработают с иммобилайзером - и однажды машина исчезнет без следа. Прикуривать инструкция разрешает в обе стороны. Только предупреждает: подсоединять клеммы - при выключенном зажигании, а давать нагрузку - при заведенном двигателе, причем только от вывода в моторном отсеке (напомним: батарея у этих машин в багажнике). При отключении аккумулятора сбрасываются лишь коды ошибок контроллера - поэтому не стоит этого делать перед поездкой на диагностику; магнитола же сама вспомнит свой код. Отсоединяя клеммы, сначала снимите «минус», иначе может сработать пиропатрон, призванный отстрелить клемму при аварии, - дорогая хлопушка. МЕХАНИКА ПРОИГРЫВАЕТ АВТОМАТУ Несмотря на имидж автомобиля для активного водителя, большинство московских «трешек» - с автоматической коробкой передач. Шестицилиндровые двигатели комплектовались «Стептрониками» (ЗР, 1999, № 11, с. 48). Нареканий на «автоматы» нет. А вот с «механикой» на машинах выпуска 1998 и первой половины 1999 года порой проблемы: трудно включается и вылетает первая передача. Коробку заменяют. На новую действует годовая гарантия производителя и - дополнительно - годовая дилерская. Сцепление - с автоподводом, служит практически столько же, сколько двига-тель. Проблемы обычно бывают у тюнингованных машин, где вместе со сцеплением нередко приходится менять и дорогой двухмассовый маховик. Что ж, сверхплановые лошади бесплатно не даются. Трансмиссия ведет себя безупречно. Лишь на полноприводных версиях со временем появляется небольшой люфт в шлицах на выходе из «раздатки» и у валов внутренних шарниров. Это не является неисправностью и вмешательства не требует. Нет нареканий и на подшипники ступиц. РУЛЕВОГО - В РАСХОД В передней подвеске чаще всего придется заниматься стойками стабилизатора поперечной устойчивости (каждые 20-30 тыс. км) и сайлент-блоками рычагов (60 тыс. км). Перепрессовывать сайлент-блок в алюминиевом кронштейне допускается только раз, закернив край. После чего меняют оба рычага с кронштейнами (левый и правый). При покупке машины стоит проверить, на месте ли усилитель подвески. Отдельные умельцы нет-нет да и забудут прикрутить лишнюю деталь, видимо, не найдя места невзрачной стальной распорке среди алюминиевых рычагов и кронштейнов. А без нее подвеска и кузов долго не проживут. На фоне почти не требующей внимания и затрат подвески досадным проколом выглядит люфт в зацеплении рулевой рейки. Он появляется уже к 20-60 тыс. км ив дальнейшем прогрессирует. Фирма БМВ не предусматривает регулировку зазора, поэтому дилер просто меняет узел. Кто-то подтягивает гайку на свой страх и риск. В случае неравномерного износа зубьев возможно подклинивание механизма. Дело тонкое! Зато наконечники тяг переживут не одну рейку. Тормоза - информативные и надежные, дисковые на всех колесах. Суппорты служат, не закисая, по 300 тыс. км. Колодки изнашиваются к 25-30 тыс. км68/60 (+123) 123 40 26 35датчиков достоверными). Первое зачастую опаснее - есть риск встать с пустым баком на пустынном шоссе. Поэтому при первых признаках вранья меняйте датчики. Зато баку и бензопрово206 За рулем 3/2004 АВТОКЛУБBMW 3-И СЕРИИ В ДЕТАЛЯХПередняя оптика до..и после рестайлинга.Наконец, если есть возможность, лучше выбрать автомобиль с «восточным пакетом» (он предусмотрен только для седанов). В него входят более жесткие и длинные (плюс полвитка J пружины, увеличивающие клиренс на 22 мм, утолщенные на 1 мм передний и задний стабилизаторы и более жесткие амортизаторы. Кроме того, последние заправлены низкозамерзающей жидкостью, рассчитанной на работу до -40°С. Это же относится ик усилителю руля. Программа управления двигателем адаптирована к запускам в сильные морозы и не учитывает сигнал лямбдазонда на выходе нейтрализатора, а силовой агрегат снизу защищен стальным листом.«ПРЕДПРОДАЖНАЯ ПОДГОТОВКА»Не секрет, что профессионалы криминального мира давно научились скручивать электронные спидометры. Баварские инженеры разработали свою систему защиты: информация о пробеге содержится в разных блоках, которые обмениваются данными. Как только обнаружится расхождение (а изменить данные синхронно практически невозможно), зажигается светодиод - красная точка на дисплее одометра, правее надписи km. Горит - значит машина побывала в «предпродажке». Также информация о пробеге зашита в ключе зажигания. У дилера есть специальный прибор (key reader), который позволяет считать эти данные. К каждому автомобилю прилагается четыре ключа, они подробно описаны в материале о БМВ 5-й серии (ЗР, 2003, № 11, с. 208). На полноприводных версиях или с двигателем N42 поиск номера двигателя - операция не только долгая, но и дорогая. В первом случае его закрывают опора двигателя и полуоси (4 нормочаса и 200 евро), во втором - генератор. V M автомобиля выбит на чашке праD вой передней арки на обработанном специальным грунтом поле (по виду похоже на голый металл) и заламинирован прозрачной пленкой. Эта пленка должна быть наклеена ровно и плотно, без отстающих уголков и складок. Ни в коем случае не сдирайте ее, как защитную полоску с экрана телефона, иначе наживете большие проблемы с постановкой на учет и техосмотром. Да и на дороге машину могут задержать - сотрудники ДПС в курсе особенностей маркировки. сСалон от 5-й серии - стельный и комфортный.пробега (с «автоматом» - к 18—25 тысячам), диски выдерживают два комплекта колодок. Регламентная замена резиновых шлангов не предусмотрена, да и претензий к ним нет.ДОСМОТР С ПРИСТРАСТИЕМНа оцинкованный кузов «трешки» производитель дает шестилетнюю гарантию от сквозной коррозии. Но лишь при условии, что клиент регулярно проходит профилактический осмотр и за свой счет устраняет повреждения лакокрасочного покрытия. Мало кто соглашается финансировать гарантию из своего кармана. Впрочем, небитые, эти машины и так держат марку. Правда, есть особые места - например, планка подсветки заднего номерного знака на автомобилях выпуска с сентября 2001 года. Из-за ее коррозии отказывает микровыключатель кнопки багажника под резиновой мембраной. Тогда замок открывается только ключом.208 За рулем 3/2004В кузовном ремонте свои подводные камни. Один из них - подбор оттенка серебристого металлика фирменной водорастворимой эмали: колер уходит то в розовый, то в голубой. Покупая такой автомобиль или принимая его из мал ярки, смотрите внимательнее. С другими цветами сложностей нет. Другой нюанс касается восстановления передка после аварии. Компоновка моторного отсека плотная, поэтому важен каждый миллиметр. Особое внимание - крыльчатке вентилятора радиатора системы охлаждения. Если передок «недотянут», она может касаться радиатора при резких разгонах и торможениях двигателем. «Ксенон» - безусловный плюс не только в плане освещенности дороги. С ним пластиковое стекло фары избавлено от перегрева. С обычными лампами (особенно повышенной мощности или когда в фары установлены линзы) на пластике Благодарим дилерский сервисный нередко появляются глубокие трещины, центр «АВТОДОМ» за помощь не устраняемые полировкой. в подготовке материала. На правахрекламы страховая компания °содружествоОн сильный, 2У6Р он не подведётt*Siyвсем видам мотоциклов и ДРУГИ:С РЕДСТВот BCV!ПОРТНЫХ492„ стр.2 208^181WWW.I.VCO.ZR.RU E-MAIL: [email protected] Представительство в Воронеже: тел.: (8 0732) 13 42 10, 14 34 90•EXIDEtechnologies• консультирование автомобилистов, защита их интересов в ГАИ и судах в связи с ДТП, отказом в выплате страхового возмещения; • помощь с выездом на место ДТП; • правовая защита предпринимателей; • защита прав потребителей; • защита интересов в судах по гражданским, административным и уголовным делам; • помощь в регистрации прав на гаражи; • помощь в оформлении земельно-правовых отношений и недвижимости Подписчикам журнала «За рулем» скидка по оплате услуг - 20% Прием по предварительной записи по тел. 207-81-89 На ншем сайте http://pravo.zr.ru Вы можете получить правовую помощь в виртуальном режимеАдрес 107045, Москва, Селиверстов пер., д. 8 (м. «Сухаревская») Тел.: 207-81-89,208-69-01,737-44-98. Факс 737-44-97 E-mail:[email protected] http://pravo.zr.niпроизводится с использованием ультрасовременных технологий концерна EXIDE - Continuous Casting и Expanding Metal, значительно улучшающих электрические и эксплуатационные характеристики батареи содержит новейшие кальциевые сплавы, позволяющие хранить аккумулятор без подзарядки в течение одного года обладает повышенной виброустойчивостью и сопротивляемостью к перегрузкам в электрической сети автомобиля прекрасно зарекомендовал себя в работе при низких температурах не требует обслуживания на протяжении всего срока эксплуатации гарантия - 24 месяцаОФИЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Армавир Волгоград Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калуга Краснодар Красноярск Магнитогорск (918) 446-5392 (8442) 30-64-88 (3432) 70-70-06 (0932) 37-16-07 (3412) 52-59-39 (3952) 35-42-95 (8432) 13-73-36 (0842) 59-02-94 (8612) 74-10-94 (3912)42-26-81 (3519) 30-31-76 Москва Н.Новгород Новосибирск Оренбург Ростов Саратов Ставрополь Тверь Тольятти Челябинск Ярославль (095) (8312) (3832) (3532) (8632) (8452) (8652) (0822) (8482) (3512) (0852) 459-9400 66-91-41 94-63-69 77-70-16 47-12-34 72-64-99 28-24-80 36-54-42 33-73-87 73-32-22 58-10-00Производитель: СП "Полесские аккумуляторы" (375165) 37-19-64