104
105
106
ТЕХНИКАГРУЗОВИК 2004 ГОДА: MERCEDES-BENZ ACTROSНИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВЗВЕЗДА КОНКУРАлер». Более 60 базовых модификаций с колесными формулами от 4x2 до 10x8, с полной массой автомобиля до 41 тонны и мощностью двигателей до 600 л. с. Кроме завода в немецком городе Вюрт, «актросы» собирают в Египте, Иране, Марокко, Тунисе, ЮАР, Саудовской Аравии ив Китае, а продаются они по всему миру. В России нашли хозяев около тысячи лауреатов конкурса 1997 года, а к новому победителю интерес еще больше: с августа 2003 года продано уже свыше трехсот автомобилей. Седельные тягачи и бортовые машины для международных перевозок осели в Москве, Питере и городах, стоящихВконструкции современного грузовика все давным-давно отлажено и что-то изменять в ней будто бы незачем. Но требования экологии, безопасности движения и, не в последнюю очередь, «происки» конкурентов заставляют даже самые именитые фирмы совершенствовать свои машины. Вот и «Мерседес-Актрос» (ЗР, 2002, № 4, 12), получив в 1997 году титул «Грузовик года», поднатужился и вновь завоевал его в году нынешнем. ФАБРИКИ ЗВЕЗД «Актрос» - семейство тяжелых грузовиков немецкого отделения транснационального концерна «Даймлер-Крайс104 За рулем 3/2004на караванных путях, самосвалы купили нефтяники и газовики Нового Уренгоя, Ханты-Мансийска, строители из Москвы и Хабаровска, лесовозы получили прописку в Карелии и на Дальнем Востоке. Кто-то купил «Мерседес» впервые, отдав ему предпочтение перед другими марками, кто-то давно знаком еще с прежним «Актросом» и проблемы выбора при обновлении парка у него не было. Какой он, «Актрос», для России, как оценивают новшества наши эксплуатационники? В ПОЧЕТЕ V ОБРАЗНЫЕ Кажется, нет лучше дизеля для магистрального грузовика, чем рядная «шестерка»: полностью уравновешен, прост в ремонте, удобен в обслуживании. Именно такие стоят у всех европейских конкурентов, но «Мерседес» с начала 70-х привержен V-образным двигателям. Тогда это были «восьмерки» объемом 13 и 15 ли огромные 16- и даже 18- ГРУЗОВИК 2004 ГОДА: MERCEDES-BENZ ACTROSлитровые «десятки». Достоинства такой конструкции хорошо известны: двигатели относительно легче, компактнее, с более жесткими блоком и коленвалом. Благодаря этому стабильнее важные геометрические параметры двигателя - соосность коренных подшипников и перпендикулярность к ним осей цилиндров, да и механический КПД выше - коренных шеек меньше. В России самым востребованным мотором нового «Актроса» оказался 12-литровый V6 модели ОМ 501LA. Интеркулер, турбонаддув с изменяемой геометрией направляющего аппарата компрессора и легко перенастраиваемый электронный блок управления обеспечивают каждой модификации двигателя требуемые мощность и крутящий момент.Из-под телеги батарею уже не украдут.Для самосвалов и лесовозов, особенмую мощную «шестерку» в 456 «лошано в северном исполнении, чаще всего дей» - похоже, побаиваются высокофорзаказывают двигатели мощностью сированной версии. А зря - ее, но чуть 360 л. с. с электроподогревом топливбольшего объема, ставят даже на «мерных фильтров и магистрали. Зимой, коседесовские» болиды трак-рейсинга, гда дизели ночами молотят на холостом правда, уже 1200-сильную. Но мощностходу, более мощные модификации до ной ряд двигателей V8 модели ОМ рабочей температуры не прогреваются 502LA в 503-578 л. с. российских автопе- из-за этого возможно осмоление форревозчиков заинтересовал мало - продасунок. И при перевозке грунта эти моно всего около десятка автомобилей. торы работают на частичных нагрузках, когда холодные выхлопные газы ВОЗЬМИСЬ ЗА ДЖОЙСТИК плохо согревают кузов. Еще одна осоТрадиционно богат выбор сцеплений, бенность двигателя «Актроса» - поддон коробок передач и редукторов. Под и клапанные крышки из пластмассы, двигатели V6 основное сцепление однокоторая даже на российском севере от дисковое диаметром 17 дюймов, как мороза не трескается. опция - двухдисковое, хотя его штатное Для тягачей выбирают моторы поместо работы на V8. мощнее - 408 и 435 л. с, реже берут саКоробок - пять типов, все 16-ступенчатые, с делителями и демультипликаторами. С разными рядами, под любые дорожные условия, с прямой или повышающей передачами, а передаточное число первой - от 9 до 17. Электронно-пневматическое управление коробкой передач с джойстиком на подлокотнике и индикацией на дисплее впервые появилось на магистральных «актросах» как альтернатива «кочерге». Теперь его устанавливают даже на самосвалы. «Теллигент»-автомат Самая просторная кабина - «Мега у нас все еще остается экзотикой. Спейс».За рулем 3/2004 105 ТЕХНИКАГРУЗОВИК 2004 ГОДА: MERCEDES-BENZ ACTROSДля России необходимы блокировки дифференциалов, поэтому комплектуют ими все модификации «Актроса» вне зависимости от колесной формулы и типа главной передачи. Магистральные тягачи ходят с одинарными гипоидными главными передачами, а самосвалы и лесовозы с планетарными ступичными редукторами - так надежнее. Передаточные числа - от 2,9 для тягачей до 5,5 для лесовозов. ВОКРУГ РЕССОРЫ Каждому типу грузовика с учетом особенностей эксплуатации - своя конструкция ходовой части. К примеру, у седельных тягачей задняя подвеска низкая и облегченная, на двух пневмобаллонах, с уменьшенным объемом и повышенным давлением, у бортовых осталась от «Актроса» первого поколения на четырех пневмобаллонах, а самосвалы и лесовозы обходятся обычной подвеской - рессорной балансирной. Однако спереди у всех модификаций стоят параболические рессоры, на сайлентблоках. Благодаря последним еще на прежнем «Актросе» отказались от системы централизованной смазки шасси, масленки остались только для шкворней и седла. Есть модель 6x2 с «ленивым» (поддерживающим) задним мостом. Кроме того, что он поднимается пневматикой, по заказу его делают управляемым, с электрогидравлическим приводом. Подруливая, такой мост несколько уменьшает радиус поворота и снижает износ шин - полезная функция при маневрировании в стесненных условиях, но заказов на эту опцию из России пока не поступало. Не востребованы и сверхширокие одинарные шины-«матрешки» 495/ 45R22.5. Экономия в 200 кг в России погоды не делает, а залатать такой «эксклюзив» на дороге проблематично. Для самосвалов и вовсе заказывают «двадцатку» - со временем вместо изо-В семействе «Актрос» более 60 «родственников» с разными колесными формулами: например, 6x4 (вверху) и 8x4.дранной о камни дорогой импортной монтируют мазовскую. Прежде российские покупатели скептически относились к дисковым тормозам с электроникой, предпочитая барабанные с обычной пневматикой. Но такие тормоза теперь опция, причем только для самосвалов, а стоят они, кстати, дороже дисковых. «ТЕЛЛИГЕНТ» ВО ВТОРОМ КОЛЕНЕ А электроники в новом «Актросе» прибавилось, правда, вездесущий «Теллигент» - компьютер, отслеживающий работу практически всех систем грузовика, - существенно модернизирован. Появились новые функции - поддержание дистанции, контроль за дорожной разметкой, система курсовой стабилизации. Учтен опыт эксплуатации предшественника: многие электронные блоки переместили ближе к исполнительным механизмам к примеру, блок управления КП теперь стоит не под кабиной, а на самой коробке. Так и электрических разъемов меньше, и шины передачи данных короче. А чтобы новый «Актрос» стал более понятен россиянам, в его прежде скудный лексикон добавили русских фраз, они высвечиваются на дисплее. Не обошлось без забавного конфуза: на тягаче, который мы брали для тестдрайва, вместо привычной всем дальнобойщикам «тахограммы» читается «тажограмма». Нашему бы автопрому их заботы! п108За рулем 3/2004