20
21
22
ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮЯ ЗНАЮ, ЧТО ТАКОЕ ЗАВОДИТЬ!не так дорого, а когда появились деньги, то появились и машины - «жигули» и все такое... Мой дядя, Исаак Яковлевич Мандельблит, проектировал литейный цех ВАЗа и получил право на внеочередную покупку машины. Так он мне сказал: «Миша, ты же пишешь для Райкина, у тебя, видимо, есть деньги - ты купи себе машину по доверенности!» И я купил свой первый автомобиль - «трешку» желтенькую. Абсолютно безотказная! Она заводилась всегда - даже когда я оставлял ее на полгода зимой в Москве. Заводить - это главная беда всей нашей техники! Я работал в порту и знаю, что такое заводить! Если завел - кое-как еще можешь работать, а не завел - превращаешься в говно, в идиота! Ты - грязный, ты на морозе - лезешь туда, лезешь сюда... С чайником, с факелом прешься - аккумулятор сел, все село... Хорошо, что в порту много техники - мы приспособили тогда машину с аккумуляторами... Обозвали ее каким-то мерзким чучелом - Каракуца или Кукарача, чуть что - мол, давай сюда Каракуцу, будем заводить! Я всегда был веселым, красивым и кудрявым - у меня же крановщицы были в подчинении.... Любил выпить, поесть и завести разговор с девушкой - сельской или нашей, портовой, что одно и то же. А я сам разъезжал на автопогрузчике - это когда был сменным механиком по малой механизации. Тогда научился шпарить задним ходом на полных скоростях: спереди торчат лапы и мешают. До сих пор задом езжу лучше... А еще чистил снег вызывает главный инженер и кричит: «Садись на бульдозер, а то в тюрьму пойдешь!» И я чистил - на тракторе с ножом...Встречи главного редактора ЗР Петра Меньших с первыми лицами автомобильного мира уже стали традицией, а в апрельском номере своими мыслями с «зарулевцами» делится первое лицо советской и российской сатиры - писатель МИХАИЛ ЖВАНЕЦКИЙ. Встреча с ним проходила в канун его 70-летия. 20 За рулем 4/2004Сегодня хороший день мороз, солнце и облака. Облака поднимаются снизу, от самых наших любимых существ - автомобилей. Я болен автомобилем с самого раннего детства, а по национальности - инженер самый настоящий. Первые впечатления - это 41-й год, Винницкая область, эвакуация. .. Отец - главврач какой-то больницы в Винницкой области, я - крошечный, мы едем на грузовичке ГАЗАА - и я впервые увидел дорогу, убегающую под тебя...На лошадях такого не увидишь, потому что они бегут спереди и все загораживают. Это было такое странное праздничное ощущение... Вся моя жизнь складывалась из любви к женщинам и автомобилям. Вначале - к женщинам, благо это было ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮВообще, если бы не работяги - ничему бы не научился! Как-то с компрессором мучился - не заводится! Рукоятка, все такое - не заводится! Подходит бригадир грузчиков - не механик! - и говорит, отойди, мол... Взял палку, намотал тряпок, сунул в бензобак, затем поджег и поднес к карбюратору-завелся! Огонь в карбюратор - а оно заводится: я такого не видел... - А ваши знаменитые Ларионов и Кутько - это реальные фамилии? - Да, это как раз мои водители - из тех, что с факелами бегали. Это была порода лучших людей - которые не теребят, не дергают, а доходят до всего сами. Если надо что-то сделать, то подойдут и скажут: «Михаил, надо 50 рэ достать...» Ты им оформляешь какие-то сверхурочные, а они сами идут, покупают все на толчке и сами что-то красят, делают... Порода была такая: я и мой автомобиль - о дно целое! - А начальник транспортного цеха? - А это я уже работал на одесском заводе «Продмаш» - меня взяли как автора для капустников ия был главным механиком этого предприятия. .. Так вот - там уже был транспортный цех, но это не тот, не ликероводочный. И начальник - вымышленный. Но я приезжал с концертом на ликероводочный и видел этот титан, наполненный водкой, - причем кружка ценилась дороже, чем водка, и ее приковывали цепью. Титан стоял за кулисами - выпил и иди выступай! Хороший такой спаянный коллектив, только с закусочкой сложновато. - Помните, какая тогда пустая была Москва? А сейчас каждый норовит на встречную полосу... - А вы вспомните очереди - когда на всех не хватает, мы превращаемся в зверей! Мы же выросли на нехватках - сейчас нам не хватает свободного пространства. Незнакомых людей мы любим, но плохо их переносим...- А молодежь, которая не помнит очередей? Откуда у них ненависть к «себе подобному» на дороге? - Вы знаете, с тех пор как нам стали платить деньгами, мы перестали дружить... Если раньше мы всем народом куда-то шли - на фронт, с фронта - то сейчас все поодиночке. А эти современные ребята - они очень агрессивные, потому что бизнес - кровавая вещь! Урвать, ухватить, воспользоваться тем, что прозевал другой, так воспитывается агрессивность! А езда - это такое же агрессивное понятие. Когда мы вошли в семью точнее, в предбанник семьи цивилизованных народов, то увидели, что там никто не ездит по встречной полосе, какая бы дикая пробка ни была. Ну, дикари мы еще, дикари! И автомобиль для нас все еще новинка: мы как бы впервые сели за руль... Впрочем, все это хорошо. Потому что каждый, кто мечтал сесть за руль - сел! А 500 или 1000 долларов сегодня наскребет любой - будет убирать мусор, возить навоз, но наскребет! Человек за рулем ис мобильником - это и есть наш российский средний класс. Полубедный, полубогатый, полусредний - какой есть... - Сели за руль, а проблем стало еще больше. - А проблемы никогда и не исчезают - они просто перемещаются из правого ряда в левый... Научились кое-как заводиться на морозе - тут же стало тесно на дорогах! От того, что вы стали как бы быстрее добираться до места, у вас что - освободилось время? Нет! Его стало меньше! Сегодня нет смысла покупать дорогой автомобиль - ехать все равно некуда. Человек на «Порше», попавший в пробку, чувствует себя еще хуже, чем в автобусе, - сидит, как в ванне... - Но вы все равно испытываете радость за рулем? - Огромную - по субботам и воскресеньям! Сел, помчался... Но объясните мне,Зная о любви Жванецкого к вседорожникам, мы пригласили его на тест «Вольво-ХСМ». Я не охотник, не рыбак, не повторого ряда не маячат в зерклонник off road. Езжу в основкале, на «Ниссане-Патрол» с ном по асфальту и уверенное этим были проблемы. Иногда поведение машины на дороге нам приходится перевозить каценю больше, чем гипотетичекие-то крупные предметы и скую возможность проехать большой багажник просто нетам, где отпечаталась лишь обходим - у ХС90 он простотракторная гусеница. Но вседо- рный, но не очень высокий. рожники люблю - за высокую Жене Наташе понравились посадку и хороший обзор, прекрасная шумоизолямощь и уверенность, которые ция, почти легковая внешность они дают водителю. На легко«шведа» и то, что он не кренитвых «вольво» приходилось езся в поворотах. дить не раз, и всегда они покоЧего мне в «Вольво» не ряли меня предсказуемостью хватает, так это широкой подреакций, надежностью, непоножки - с не самым героичеказным комфортом, хорошей ским ростом забираться в выэргономикой. сокую машину не так-то проТакое же впечатление просто. Еще не помешала бы блоизвел и «Вольво-ХС90». В нем кировка, чтобы случайно не не придется надевать очки, включился секвентальный речтобы разобраться, например, жим в автоматической коробв мешанине одинаковых кноке, у меня пару раз селектор пок управления климатом. Все проскакивал мимо положения предельно понятно и логично, «drive». Впрочем, я готов прочерез пять минут пальцы уже стить мелкие недостатки за сами находят нужные регуляудовольствие от вождения торы. Хорош обзор - передние этого мощного, быстроходного стойки узкие и за ними не спрякрасавца. Возможно, моим чется машина. Здорово, что следующим автомобилем буопускающиеся подголовники дет именно он.зачем у нас эти фуры на узких улицах? Почему их нельзя прогнать? Зачем нам виртуозные водители - нам нужны свободные улицы! А мы все время воспитываем виртуозов. Конечно, на дрянной машине он вынужден быть виртуозом, но в пробках нет мастерства - только характер. Либо ты - собака, сволочь, либо - нормальный че-ловек. Поэтому мы любим нашу страну только тихую, деревенскую - но мы ненавидим страну, собравшуюся у светофора! А ГАИ? В свое время мы с фотографом Юрием Ростом ехали из Питера в Москву у меня личный рекорд 7 часов 45 минут на «Жигулях»! Тогда нас гаишники просто догнали и молча показали кулак! За рулем 4/2004 21 ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮОни о тебе заботились! А теперь, когда берут взятку и желают тебе быть поосторожнее,-этоханжество... - А что делать со взятками? - Это забота президента и премьера - если, конечно, им хочется, чтобы исполнялись хоть какие-то законы, У нас вместо этого существует стоимость невыполнения закона - это же полное разложение нации! ГАИ просто больше других бросаетсяМы привыкли делать неудобно, не думать о том, что на выходе! Столяр, слесарь, конструктор - не думают! Изба, машина, квартира все неудобное! Вы слышали, с каким воем наши автомобили движутся задним ходом? И все отечественные механизмы жутко грязные к ним и отношение такое же! Почему наши ботинки и наши машины грязные, а у них - нет, хотя погода такая же?Автомобиль для советского человека это свобода, это отдельная квартира!в глаза... Вы когда-нибудь видели истощенного гаишника? Получает мало, а зарабатывает много! - Ясшсологи иногда говорят про нас, что русский человек, мол, не умеет предвидеть будущего... Да, возможно... Мы не думаем, выедет ли кто на встречную полосу. Мы ставим на двигатель генератор и не думаем, можно ли будет дотянуться до него ключом, Мы не думаем нигде и никогда! Мы образованны широко, но непрофессионально. Взять наши автозаводы ну когда они начнут думать о человеке, который сидит внутри машины? В иностранной машине сидеть удобно! Они делают так, чтобы нам было удобно в ней сидеть, а не им удобно ее собирать. А у нас в крови вообще не думать о том, для кого эта машина.22 За рулем 4/2004- А как же ракеты? - И ракеты у нас тоже говно - там тоже капает и тоже воняет. И тоже гибнут люди, хотя и сидят военпреды! Мы можем сделать одно издеЗатем, уже при настоящем лие, причем всей страной. А капитализме, была БМВтак, чтобы были плохие ма525... Как же был не прав Зишины и хорошие ракеты - новий Гердт! Он всегда говотак не бывает. Давайте спрорил: «Миша, машина должна сим этих конструкторов про быть той страны, в которой автоматическую коробку певы живете!» Но не иметь краредач - мы не можем ее сдесивой машины - это все равлать! Нигде и никогда - даже но что не переспать с красина правительственных мавой женщиной, которая идет шинах не можем! тебе в руки... Да вы просто Кстати, я не верю в наши обязаны, несмотря ни на что! лошадиные силы! Когда пиТы же всю жизнь будешь зашут про 100 наших сил, то видовать тому, другому... немецкие всегда будут ско- И я «переспал» с БМВ! ростнее! Мой первый «МерЧто сказать? Она для меседес» - с пробегом, пононя слишком резкая, к тому шенный - имел 109 сил и же мне надоело без «автомаразгонялся до двухсот... А та»! Надо было сразу брать «Волга» гудела уже на девя«автомат», а я боялся чегоноста. .. то, в пробках мучился... И - А на чем вы еще ездили? следующей машиной была- После желтенькой была «шестерка». Снимал с нее зеркала, щетки - черт ее знает, как теперь все изменилось... Слово «распредвал» знали женщины и дети - это была валюта, на которую можно было получать все. Колбасу, гусей, дубленку все за распредвал! А желтенькая истлела... -Не обрабатывали ее никогда? - Нет. Я тогда уже работал у Райкина и был вполне обеспеченный человек. Кстати, Райкин ездил по выходным на своей невозможно блестящей черной «Волге» ГАЗ-24. Ездил медленно и сам покупал букет цветов: устраивал себе праздник... А потом пришел Горбачев - затем была поездка в Нью-Йорк, встреча с Барышниковым... Он мне сказал - подбери себе машину, я ее тебе подарю. И я купил себе в Германии за 10 000 долларов «мерс». Оливковый, 200-й, с механической коробкой - Миша прислал мне деньги. А как раз открылся «занавес», они смотрели на нас широкими глазами... Прежде чем ехать домой, я набрал у них все что мог - завалил его старыми колесами, маслом, лампочками - как идиот. Потом мне все это не понадобилось, но немцы все несли и несли. Они тогда к нам очень хорошо относились.просто хорошая «японка» «Ленд Крузер Прадо». Сейчас на ней жена ездит. Абсолютно безотказная машина - ты в ней сразу все знаешь, там все родное и ничего не ломается, а просто изнашивается. БМВ могла отказать, а эта нет. Как «мерс» - он тоже будет ползти до последнего. Это и называется надежность. Что до служебного транспорта, то в театре есть поношенный автобусик - «Мерседес-Вито». Есть и шофер. Там что хорошо - в пробках дуреешь, но есть столики: можно разложить и что-то начать писать. Трясет, конечно... - Пристегиваетесь? - Ммм... Когда возвращаюсь из-за границы, то долго ерзаю. Там полный автоматизм: машинально пристегнулся - и все. Это обязательно!!! Но здесь уже даже штрафовать за ремни перестали! А ведь наш кайф - нарушать! Пристегнешься - будешь выглядеть в нашей толпе как трус или идиот, который боится за свою жизнь. Типа «Мы - свободные львы, а ты - трусливый баран!» Но заявляю - я тоже буду пристегиваться! - Как сочетаются в жизни мужчины жена, женщина и автомобиль? - Ну, поскольку это все будет читать жена, то, сами понимаете, надо выбирать выражения. .. Скажу так: что-то должно было кончиться раньше - женщины кончились раньше, чем машины. А машины продолжаются - я люблю читать о новых автомобилях. Пока у нас с ними не сложилось, но все будет нормально. Опять окружить себя забором нельзя - о самобытности толкуют мерзейшие люди! Они хотят это наше отставание закрепить навечно! Будем свободными - начнем свободно ездить туда-сюда тогда сделаем все! - Михал Михалыч, вы своими произведениями тоже дали нам ощущение свободы - как автомобиль! Спасибо! Чтобы у вас всегда все заводилось!