204
АВТОКЛУБМАСТЕРСКАЯ: КОЛПАЧКИШИРОКО ЗАЖМУРЯСЬ...АНАТОЛИИ ВАИСМАНКорни «саморемонта» уходят в историю автомобилизации страны. Недоступность сервиса, многомесячные очереди, высокая стоимость услуг при сомнительном качестве, необходимость оставлять беззащитный автомобиль нечистым на руку «мастерам» - все это подхлестывало инициативу автолюбителей. Самодеятельность стала нормой. Была в этом и светлая сторона: попробуйте-ка назвать другую державу с подобной «плотностью» умельцев на квадратный километр! Сегодня «сервисов» больше, чем булочных. Но не доверяет им здравомыслящий человек - на то множество доводов! - и простые работы пытается делать самостоятельно. Вот только всегда ли они просты? Очень часто автолюбитель пускается в авантюру, положась на авось. ...Позвонивший настойчиво просил принять автомобиль на ремонт двигателя. Аргументировал серьезно: «семерка» прошла 110 тысяч, сильно дымит, расход масла разорительный, свечей хватает максимум на неделю. Как не помочь заказчику? В назначенный день автомобиль стоял у нас в боксе, владелец же отправился на работу муниципальным транспортом. С чего начать? Вывернули свечи - с них чуть ли не капало масло! А под клапанной крышкой чисто: ни копоти, ни смолистых отложений. Как же увязать первое и второе? Возможно, износились маслосъемные кольца. Или маслоотражательные колпачки так задубели, что перестапосле неоднократных просьб ли уплотнять клапан. Бывает, и письменной жалобы! При впрочем, то и другое вместе. этом за услуги, даже отсутстМы решили начать с провующие в сервисной книжке, верки колпачков. Не затеденьги с клиента брали охотвать же сразу разборку двино и исправно. Как видим, гателя и его ремонт! Рассуха- решение всячески избегать рили один клапан, другой, автосервиса человек вытретий... И картина стала страдал, а собственный слепроясняться. Колпачки высарный опыт у него был. Коглядели интригующе! Один гда-то впервые сам отрегусбит набок, у другого манлировал зазоры в клапанах, жетка набекрень, оторвана, по-настоящему поверил в третий вообще соскочил свои силы. Так и пошло... с посадочного места. Ни одКогда пробег подходил к ного полноценного не наста тысячам, у двигателя пошли. Так вот куда уходило явились первые признаки дорогостоящее масло! старости - он стал «подъеКонечно, колпачки мы подать» масло, в выхлопе покаставили новые. Пустили мозался сизый дымок, а тут техтор. Вначале он дымил, как осмотр на носу. Кое-как продизель «дальнобойщика» шел... Но расход масла все зимним утром, - в системе увеличивался, пока не ливыпуска скопилось масло. Но шил автовладельца аппетита минут через сорок сизый дым и сна: впереди замаячило исчез, параметры токсичнонеотвратимое - ремонт двисти улеглись в норму. Конечгателя. Вот тут и помог совено, карбюратор был вычищен том сосед: ты, мол, попробуй и отрегулирован, зажигание сначала колпачки заменить, проверено, свечи поставлены может, дело в них? новые. Компрессия в цилиндНаутро наш герой пристурах оказалась на уровне пил к делу. Сначала все шло 12 кгс/см2 при очень неболькак по маслу: выставил фашом (меньше 1 кгс/см2) раззы, ослабил цепь, снял звезбросе между ними. дочку, распредвал с «постеЧерез час появился владелью», рокера. Но при попытлец, слегка напуганный неке рассухарить первый клаожиданно скоротечным репан возникла проблема: кромонтом! Вот выдержки из шечные сухарики словно его поучительного рассказа. приварились к стержню! Поначалу никаких проблем Пока что-то получилось, пос автомобилем не было, если мучился изрядно... не считать гарантийного пеЕще трудней оказалось риода, когда пришлось регустащить с посадочных мест лярно ездить на пресловутые колпачки. Боясь сломать ТО, которые оставили в душе втулки, возился не один час, неприятный осадок. По гапока победил. Новые посарантии меняли помпу, кредил без проблем, но когда стовину и главный тормозприступил к «засухариваной цилиндр - последний нию», в одной из попыток судостался особенно тяжело, харик «выстрелил»... и можКакна подбор...но считать чудом, что через полчаса, вооружась магнитом, его удалось отыскать. А то не миновать бы похода в магазин. Дальше еще страшнее. Устанавливая на место корпус с распредвалом, похолодел от ужаса: перед разборкой не пометил правильное положение. Как теперь ставить? Пока сообразил, чуть не поседел. А тут и звездочка не захотела садиться на вал, зараза! Еле-еле управился, да еще при установке фаз дважды ее переставлял по цепи! Наконец, отрегулировал клапаны, поставил на место крышку ГРМ - и попробовал пустить двигатель. Не тут-то было. Крутил, пока не начал садиться аккумулятор... К счастью, снова откуда-то материализовался сосед и объяснил: сбито положение валика трамблера. Переставили, отрегулировали зажигание - и двигатель, наконец, заурчал. Хозяин вздохнул с облегчением, но рано выхлоп оставался все таким же дымным. «Вся работа коту под хвост, - решил он, видно, нужен ремонт посерьезней». Так и попал к нам. Осталось показать ему снятые колпачки и объяснить, что их посадка - дело самое деликатное. Чуть не так нажал, надорвал - и конец! Еще повезло, что не погнул клапаны, не угробил направляющих втулок. А то вопрос о ремонте двигателя пришлось бы обсуждать всерьез. D204За рулем4 / 2 004