210
211
РЕАКЦИЯКакими бы зубастыми ни были шины, всегда найдется дорога, которую они не одолеют. Лопата или лебедка, конечно, помогут выбраться на твердь, но только если до нее десяток-другой метров. Увеличить тягу на колесах им не под силу нужны другие средства повышения проходимости. О них мы рассказывали уже не раз (см. ЗР, 1999, № 3, 10; 2001, № 8), но с тех пор в арсенале появилось кое-что новое, а прошедшие годы позволили судить об этих приспособлениях с точки зрения надежности и долговечности. Кроме того, субъективную оценку возможностей этих устройств (она во многом основана на эмоциях) сменила инструментальная - «объективными» килограммами. Для этого провели несложный тест - измерили силу тяги, которую развивает автомобиль с теми или иными цепями. Сопоставляя результаты с эталоном - «голыми» шинами, легко вычислить прибавку. Чтобы определить эффективность цепей, надеваем их по очереди на колеса одного и того же автомобиля ИЖ2126 - ему подходят все без исключения цепи и браслеты нашего теста. Под колесами слоеный пирог - асфальт, лед,210 За рулем 4/2004укатанный снег с песком. Шины «Кама503» M+S, 175/70R13, шипованные, почти новые. Сначала пробуем штатный вариант, без цепей. До срыва в пробуксовку ди-намометр показал 80 кгс, в пробуксовке - как и учит теория! - почти ноль. На эти величины мы и ориентировались при испытании цепей, браслетов и прочего.волока квадратного сечения. Благодаря этому отлично работают на гололеде. Кроме того, поперечные браслеты через один соединены продольными звеньями: они располагаются по центру беговой дорожки шины. Эти перемычки существенно улучшают поперечные сцепные свойства и, следовательно, допускают движение по гололеду и укатанному снегу с большей скоростью. Сила тяги с такими цепями 300 кгс внатяг и 140 кгс при пробуксовке. ^Отличные поперечные сцепные свойства. Квадратный профиль звеньев на гололеде более зффективен, чем круглый, в Как и другие конструкции, закрепленные на шине снаружи, их сложно надевать. Неуниверсальны: каждой шине - свой типоразмер.IЦепи K0NIG,цена-1200руб I Изготовлены в Италии. • Сделаны весьма прочно, надежно и конструктивно хорошо продуманы. Для звеньев использована про• Безусловный чемпион по части увеличения проходимости на любой дороге. Весьма эффективна в грязи, на рыхлом и укатанном снегу, гололеде, мокрой траве. 380 кгс внатяг и 260 в режиме пробуксовки - рекорд нашего теста. Благодаря множеству крупных каленых шипов значительно улучшает и продольные, и поперечные сцепные свойства. >i Наибольшее среди всех средств увеличение тяги на любой поверхности. Допускает весьма уверенное движение по гололеду. I Резиновая сеть, цена - 1200 руб. I Изготовлена в Китае. в Довольно сложно надевать на морозе - резина становится жесткой. Громоздкие и тяжелые - занимают много места в багажнике СРЕДСТВА ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯНа правах рекламы• Крупные звенья отлично вгрызаются в грунт или спрессованный снег, однако при езде по гололеду неэффективны. Два двойных браслета на колесо слишком мало, чтобы гарантировать попадание хотя бы одной из цепей в пятно контакта. Отсюда непредсказуемое влияние на тормозной путь и практически никакого - на боковые сцепные свойства. Только в грязи и снегу эти нехитрые приспособления себя оправдывают. Возможно, стоит купить сразу два комплекта, по четыре браслета на колесо. Образец показал максимальную тягу 250 кгс, после срыва в пробуксовку цепи все же скребут дорогу с силой 120 кгс. ^Легкость монтажа, удобство пользования, небольшая масса комплекта. Не повреждают декоративное покрытие дисков. в Комплект из четырех двойных цепей обеспечивает лишь увеличение силы тяги. Невысока допустимая скорость движения.Ш Эти браслеты сделаны в России, цена - 420 руб. • Прочные, отлично изготовленные, они попали на рынок, видимо, из советского стратегического запаса. Ограничений к применению всего два: первое для крепления цепи на колесо в его диске должны быть подходящие отверстия, второе - непригодны для переднеприводных моделей: мешает суппорт,6•ш'** Н• 4• Как и предыдущий образец, эти цепи ценой 700 рублей предназначены только для преодоления бездорожья. Звенья крупнее, поперечин больше, но надевать намного сложнее - замок внутреннего кольца нужно застегивать за колесом, что неудобно. При движении натяжение цепи ослабевает, время от времени ее нужно подтягивать. Результаты - 320 кгс внатяг и 140 - с пробуксовкой. J Значительное увеличение силы тяги. 9 В движении требуют периодической подтяжки, при установке менее удобны, чем предыдущие. Ш Резиновые браслеты SHERPA цена -1500 руб. Ш Изготовитель неизвестен. • В нашем арсенале служат уже третий год и отлично себя зарекомендовали. Универсальны: подходят к шинам 13-15 дюймов. В грязи и на рыхлом снегу превосходят все металлические цепи, однако на гололеде совершенно бесполезны. Результат, показанный на снегу,-240/120 кгс. J Универсальны, отлично работают в грязи и рыхлом снегу. 9 Непригодны для гололеда.• Цепь МОЮ CATENA, цена - 700 руб. Ш Изготовитель неизвестен. • Импортный аналог собачьей цепи сделан весьма деликатно. Мелкие звенья из проволочки диаметром 4 мм годятся разве что для легкого бездорожья при очень аккуратном вождении. На испытаниях одна цепочка лопнула при первом же провороте колеса на укатанном снегу. Тем не менее общий результат неплохой - 260 кгс внатяг и 120 - с пробуксовкой. J В конструкции есть элемент, подтягивающий цепь на ходу. 9 Недостаточно прочны, неудобны в установке, недолговечны• SPIKES-SPIDER QUICK, цена - 2880 руб. Ш Изготовлены в Швейцарии. • Об этом устройстве мы подробно рассказывали в ЗР, 1999, № 3. Его главное достоинство - установка на колесо занимает несколько секунд. Правда, при условии, что диск адаптера смонтирован заранее. Появление этого «паука» в нынешнем тесте вызвано желанием объективно оценить прибавку тяги. Результат -210/180 кгс J Быстрая установка, довольно высокая допустимая скорость движения. 9 Громоздкие, занимают значительный объем багажника. Немалая цена. •Рекомендовано автомобили LADA •. семейства и Шевроле-Нива. Оптовая торговля: торговая компания 'Русская Игра" Москва, ул. Шеногина, 4. http: www.rgsound.ru e-mail: pubiicfirg90und.ruтел.: (095) 234-0654факс: (095) 234-8820WWW.OLS.RUЗа рулем 4/2004211