178
179
СОВЕТБЕЗОПАСНОСТИСЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ ЗРДЕЛО ОБ УПАВШЕЙ КОЛОННЕСЕРГЕЙ ВОЛГИНПоначалу я решил, что посетительница шутит. - Меня обвиняют в том, что я снесла каменный столб, разбила чужой автомобиль и скрылась с места ДТП, - сказала она. Между тем, эта хорошо одетая молодая женщина, пришедшая на прием с ребенком, совсем не походила на закоренелую преступницу. Хотя, как следовало из ее рассказа, блюстители порядка представили все ее действия как самые страшные поступки. А произошло вот что. ЛИДА - РАЗРУШИТЕЛЬНИЦА СТОЛБОВ .. .День уже клонился к вечеру, когда Лида по забитым улицам наконец-то добралась домой, где муж, отпросившись с работы, оставался с годовалым ребенком. Как всегда, въезд во двор перегорожен цепочкой. Это жильцы дома сами придумали, чтобы чужие машины не ставили - места во дворе катастрофически не хватало даже для своих автомобилей. Цепь натянута между двумя старыми каменными колоннами, покосившимися от времени. Местные давно уже обходят их стороной и не раз обращались в ДЭЗ: либо отремонтируйте, либо уберите - они угрожающе покачивались даже от сильного ветра или когда рядом проезжал грузовик. Кто-то из 178 За оулем 5/2004жильцов повесил на колоннах предупреждение водителям: «Не парковаться! Ворота в аварийном состоянии!» Но кто у нас обращает на это внимание? Вот и сейчас прямо под одной из колонн стояла вишневая «девятка». Улочка, как и двор, была узкая и заезжать туда приходилось в несколько приемов. Чтобы не перегораживать улицу, Лида, как обычно, сдала назад задним ходом и остановилась у цепи. Потом вышла из машины, чтобы открыть замок. И в этот момент прямо на ее глазах верхушка одной из колонн отвалилась и рухнула на капот ВАЗ-2109! Лида так испугалась, что быстро села в машину и закрыла дверь. Сейчас выскочит хозяин «девятки», подумает, что виновата она, и начнет разбираться! Но на звук орущей сигнализации никто не отреагировал. Немного успокоившись, вызвала к месту происшествия мужа. Вместе решили убрать машину немного в сторону, чтобы не загораживать въезд во двор. Алексей (муж) остался на месте, а Лида побежала домой к ребенку. Через некоторое время он снизу позвонил по домофону, просил быстро спуститься вниз - приехал инспектор ГАИ. Оказывается, в это время наконец-то объявился хозяин «девятки», который вызвал наряд ДПС. Тот прибыл практически тут же (бывает же такое!). Инспектор первым делом пообщался с пострадавшим, а затем потребовал водителя. «Она сейчас спустится, - ответил Алексей, - ушла к ребенку». - У меня времени нет сидеть и ждать! - грубо отрезал инспектор. И вообще, я уже все оформил. Факт налицо: водитель скрылся с места ДТП, значит, машину я подам в розыск. После этого гаишник быстро вскочил за руль и укатил, оставив Алексея в полной растерянности. Не прошло и минуты, как спустилась Лида. Пострадавший, оказавшийся офицером милиции, майором, сказал, что через несколько дней им вместе надо явиться в ГАИ. Он позвонит и скажет, когда и куда. Точно в назначенный срок супруги вместе с пострадавшим майором постучали в кабинет с табличкой «Розыск». Их встретил молодой капитан из окружной ГАИ и для начала потребовал остаться только Лиду. Выслушав ее, сказал: «Мне все ясно - никто не виноват. Пригласите пострадавшего, а пока в коридоре напишите объяснения». В комнату вошел владелец «девятки». Когда Лидия с объяснением в руках вернулась в кабинет, все изменилось «до наоборот». Оказывается, это она сломала каменную колонну - врезалась в нее на полном ходу! Ошеломленная таким поворотом событий, женщина предложила пойти и осмотреть свой автомобиль. Ведь, если он свалил колонну, на нем остались бы следы аварии (или недавнего ремонта). Единственное, что обнаружили - незначительные царапины разного возраста и происхождения на заднем бампере «Мицубиси», принадлежавшего Лидии. - Вот, видите! - торжествующе ткнул в них пальцем инспектор. - Вмятины! - Какие же это вмятины? Царапины, а вот тут краска облупилась... - пыталась она защищаться. - Ничего не знаю! Следы есть, значит, виноваты вы, - отрезал инспектор. - Пойдемте, будем составлять протокол. Не согласны - докажите свою правоту в суде. В итоге на свет появился протокол, составленный весьма любопытно: «Со слов гражданина Д. водитель а/м «Мицубиси» при движении задним ходом осуществил наезд на цепь ограждения в результате чего цепь, повлияв на прикрепленный столб послужила причиной падения столба на а/м ВАЗ-2109, г/н ****** после чего водитель оставил место ДТП» (орфография оригинала сохранена - ред.). Протокол составлял лично капитан, но написан он был почему-то от имени командира батальо- СЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ ЗРна. С чувством выполненного долга инспектор вручил повестку в суд. Женщину сразу обвинили ив причинении вреда, и в том, что она оставила место дорожно-транспортного происшествия. Посоветовавшись с супругом, Лида обратилась в «За рулем». А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК? По версии гаишников, колонна упала после того, как к ней подъехал автомобиль. Раз так, значит, виноват водитель «Мицубиси». Ведь до этого она стояла спокойно десятки лет! Но в «логике» милиционеров были и просчеты, и откровенные натяжки. Во-первых, только специалист сможет рассчитать (и то с известной долей вероятности), какое надо было приложить усилие, в каком направлении ив какой точке, чтобы вызвать падение колонны. Во-вторых, столь категоричный вывод в протоколе был сделан со слов пострадавшего владельца «девятки», который, между прочим, даже не присутствовал на месте происшествия (!). Да и кто вообще сказал, что это было ДТП? Согласно Правилам это должно быть «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства ис его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб». Исходя из этого, считать инцидент дорожно-транспортным происшествием можно только, если автомобиль Лиды задел бы в движении цепь, после чего колонна и упала. Но даже ив таком случае за аварийное состояние колонны не должен отвечать водитель. Напомню: жильцы неоднократно обращались в ДЭЗ с просьбой демонтировать колонны или, по крайней мере, выставить ограждение. Уже на следующий день раздался звонок: Лидия сообщила, что ей пришла повестка из ГИБДД. Исходя из того, что дело уже передано в суд, начальник отдела ГАИ (а именно он вправе рассматривать такие дела) уже вынес определение и решил, что для Лидии штрафа в 1—1,5 тыс.руб. недостаточно и ее надо лишить права управления или арестовать на 15 суток. Чем уж так ему не понравилась молодая мама, которая и не думала «скрываться с места ДТП», наверное, знает только он сам. Нам остается догадываться. Новая повестка из ГАИ могла означать лишь, что суд, изучив материалы дела, решил направить его обратно в ГИБДД Этого и следовало ожидать, так как в деле нет никаких данных, однозначно свидетельствующих о виновности женщины. Но нас опять ждала неожиданность - оказывается, повестка была отправлена еще до того, как дело было передано в суд, и просто... долго шла по почте. Интересная, не правда ли, ситуация - решение о передаче дела в суд (определение) было принято еще до рассмотрения его в отделе административной практики («группе разбора»)! Итак, нет никаких доказательств того. что между «воздействием автомобиля на цепь» и падением колонны есть какая-то связь. Значит, нет оснований считать это событие дорожно-транспортным происшествием. Падение колонны на припаркованную «девятку» тоже не имеет никакого отношения к ДТП - машина стояла на месте! Кроме того, в суд обязательно будут вызваны свидетели (соответствующие ходатайства подготовлены), которые покажут, что никто никуда не скрывался, а временное отсутствие Лиды вызвано объективными причинами (дома оставался годовалый ребенок) и что колонна была в аварийном состоянии. Естественно, не будет обойдено вниманием и то, что имели место процессуальные нарушения при передаче дела в суд. Когда материал был уже готов к печати, нас ждал еще один сюрприз - объявился пострадавший и заявил, что, оказывается... суд уже вынес решение! Мы обратились в суд с заявлением о высылке копии постановления. Ответ получили спустя несколько дней и, естественно, решение сразу же обжаловали в Мосгорсуде. Дело заглохло - никаких повесток о дате рассмотрения жалобы не поступало. Между тем в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу должно быть вынесено в течение двух месяцев с момента совершения правонарушения, а они уже прошли. Так что если нам удастся отменить постановление, новое решение вынесено не будет. Формально дело еще не закрыто, но выводы из него уже можно сделать. В очередной раз пришлось столкнуться с нежеланием должностных лиц тщательно разбираться в каждом деле (не хотелось бы думать, что в окружной ГАИ точку зрения потерпевшего приняли только потому, что он тоже носит милицейскую форму, хотя этого исключить нельзя). Может, решили как проще: побыстрее закрыть дело. У нас еще есть надежда, что повестка все-таки придет, и мы в открытом процессе докажем нашу правоту. Но задача уже выполнена: невиновный человек не понес ответственности за незаконно вменяемое ему нарушение. А это то, чего мы добивались. •GIBIerzoqe rmany ^ / детали подвески и трансмиссии детали двигателя детали тормозной системы электрооборудование детали системы охлажденияПредставительство: (095) 939 96 08 [email protected] www.ats-huertli.com Официальные дилеры: Москва "Акадия" (095) 737 63 93 Санкт-Петербург "Автодом" (812) 971 79 54 Ростов-на-Дону "Авто-маркет" (8832)732 230ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИК РОССИЙСКИМ АВТОМОБИЛЯМ