92
94
Ему не мешают ни большой объем ручного труда, ни потертые заводские стены; главное - технический и технологический потенциал. Здесь, на промплощадке в Кадару, могут приготовить не только до 2700 видов резиновых смесей, но и проволоку для бортовых колец и металлокорда, сплести специальные нити, которые впоследствии внедрятся в различные слои покрышки. В подтверждение - демонстрация сборки покрышек «Пилот-Спорт» умопомрачительной размерности 330/35R19. Рабочийпрофессионал «складывает» их, казалось бы, из ничего точными и неторопливыми движениями. Потом вулканизация и, конечно, контроль качества, где на человеческие глаза и руки тоже возложено немало. Пора в исследовательский центр: он совсем рядом, в местечке Ладу. Размеры сооружения впечатляют. Стройные ряды корпусов раскинулись, наверное, на несколько километров, а под ними, в чаше котловины - испытательные дороги мишленовского полигона. Увы, над всем этим - непробиваемая завеса секретности. Фотографировать нельзя, шаг в сторону - тут же возникает недремлющая охрана. Здесь, в Ладу, и еще в нескольких филиалах по всему миру задумывают, создают и доводят новые модели покрышек, всевозможные вспомогательные системы и даже конструкции шасси. Всего же на «Мишлене»Центр Франции, старинный студенческий городок Клермон-Ферран. Аэропорт, вокзал, собор, центральная площадь ничего необычного, по крайней мере для человека, болеющего автомобилями. Нет, конечно, с исторической точки зрения здесь есть на что посмотреть. Но нам, технарям, важно другое: где-то поблизости расположены промышленные площадки концерна «Мишлен» - одного из мировых лидеров по производству шин.СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕХА Город Мишлен - так я бы обозначил громадную территорию завода (здесь говорят - мануфактуры). Как и 92 За рулем 5/2004положено городу, он разделен на районы и кварталы со своими штаб-квартирой, тропической оранжереей, музеем и, конечно же, промплощадкой. У всех подразделений есть история; о ней с удовольствием расскажут, подчеркнув, что здесь одно из старейших предприятий, открытое в 1921 году. Журналистов, как правило, возят на суперсовременные заводы, сверкающие прямо-таки неестественной чистотой. А здесь обычные корпуса, местами даже обшарпанные, торчащие трубы и характерный «резинотехнический» запашок. Почти как у нас. Опережая готовые сорваться с языка сравнения, сопровождающий заверяет, что у компании есть и куда болеефотогеничные предприятия, впрочем, и это вполне современно и обладает всеми новейшими технологиями. Ведь здесь делают высокоскоростные шины для спортивных авто и - поднимай выше! - для формулы 1. Последние, правда, настолько засекречены, что даже нельзя показать расположение цеха на общем плане - не говоря уж «взглянуть хоть одним глазком»... Нам предложили сначала познакомиться с конструкцией обычной шины и процессом ее изготовления. Из всего увиденного я твердо усвоил одно: главный секрет хорошей шины - отлаженный до совершенства механизм соединения в единое целое резины, металла и текстиля.Скоро завод «Мишлен» откроется ив России!разработками и исследованиями занимаются 6000 человек, из них около сотни только созданием компьютерных программ для математического моделирования. Из рассекреченного краткая лекция о возможностях центра и знакомство с системой ПАКС (PAX), рабо- ТЕХНИКАшины шу испытателя чуть резче зайти в правый поворот. Так и есть: гул подопытного колеса усиливается, и машину немного бросает в сторону. Ну что же, мы довольно лихо вошли в вираж, такая реакция вполне ожидаема. Но шинато не сдается и по-прежнему держит дорогу без ожидаемых срывов или разрушений. После нескольких кругов издевательств итоговые впечатления весьма оптимистичны. Хотя, конечно, заметно, что это не полноценная замена реального колеса: здесь требуется повышенное внимание и жесткое соблюдение скоростных рамок. Следующее новшество, о котором пока можно лишь упомянуть: совместная с компанией «Вабко» разработка системы автоматического регулирования давления. Бортовой компьютер сам решает, какое давление установить в шинах с учетом скорости, состояния дорожного покрытия и условий окружающей среды. Судя по всему, нечто подобное очень скоро станет частью штатного оборудования автомобилей. НА «МИШЛЕНЕ» ЗАГОВОРЯТ ПОРУССКИ Ранее мало кому известное местечко Давыдове, что в Орехово-Зуевском районе, ныне на слуху у всего руководства «Мишлена». Ведь именно оттуда планируется осуществить основной прорыв на наш рынок, насытив его французскими покрышками российского производства. Официальное открытие завода не за горами, и уже сейчас там идет обучение персонала, технологическая отладка оборудования и даже собирают первые, пробные шины. А ведь несколько лет назад мишленовцы еще приглядывались к нашим предприятиям, изучая их возможности. Вердикт - слишком устарели. Решено было строить в Давыдове новое, современное производство, ни в чем не уступающее европейскому. Западные стратеги оценивают емкость нашего рынка в 22 млн. шин, из них 9 млн. - зимние. Поэтому на «Мишлен» и решили вкладывать деньги в полноценный завод, ориентируясь в первую очередь на массовые модели и размерности. Уже сейчас ведутся переговоры с по-ты над которой начались еще в 1996 году. Сегодня это готовый продукт: на полностью спущенном колесе можно проехать примерно 200 км со скоростью до 80 км/ч. Интересно, но... все ноу-хау уже переданы компаниям «Пирелли» и «Гудьир» для массового внедрения. Теперь дело за автопроизводителями: сэкономив на запаске, они могут сделать автомобиль еще удобнее и вместительнее. А пока наглядная демонстрация: из заднего левого колеса «Ауди-А8» вывернут золотник - и машина отправляется на извилистую трассу. Поначалу ничего необычного, разве только шум покрышки чуть заметнее. Автомобиль идеально движется по траектории, не позволяя себе ничего «лишнего». ПроТак мы учились делать шины.Сборка покрышки закончена • пора на вулканизацию.Святая святых - полигон. Остальные объекты под завесой секретности. 94 За рулем 5/2004ставщиками сырья, чтобы не ввозить его из-за рубежа. Цены изделий пока не называют, но уже определено, что они должны занять промежуточную нишу между импортной и российской продукцией. Что же, как говорится, лед тронулся. Вслед за наиболее инициативными автопроизводителями к нам идут изготовители комплектующих. И нет оснований сомневаться в серьезности их намерений: мишленовский опыт «освоения» бывших соцстран, той же Румынии, доказывает - все будет сделано добротно и на хорошем уровне. По-другому там работать просто не умеют. о