186
187
188
189
АВТОКЛУБПАРК ЗРАЛЕКСАНДР БУДКИН. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВНЕПИвШПвввввввввШПодробный рассказ о результатах длительных редакционных испытаний обычно приурочен к круглым числам на одометре. Но коль совместное российско-американское предприятие отмерило «Шевроле-Ниве» ресурс в 90 тыс. км*, а его «экватор» (45 тысяч) мы одолели - пора устраивать праздник Нептуна. КУПАНИЕ ЖЕЛЕЗНОГО КОНЯ Пожалуй, одним из самых неприятных происшествий, приключившихся с «Ни-* В инструкции на автомобиль - 90 тыскм, на официальном сайте производителя - 140 тыс. км.вой», стало попадание воды в цилиндры двигателя. Напомним, что случилось это в пробеге «Евразия-2003» (см. ЗР, 2003, № 9-12), когда самый проходимый из автомобилей перевозил участников пробега через водную преграду. И хотя сразу после происшествия сменили масло, есть основания думать, что негативные последствия купания все-таки настали. Еще тогда, в пробеге, участники заметили, что работа мотора как-то изменилась. По возвращении в Москву звук опознали - изредка постукивал один из клапанов. Неисправность давала о себе знать эпизодически, поэтому не удивительно, что специалисты фирменной СТО, проводяобслуживание автомобиля после про€ (на 35-й тысяче), «ничего не услышал просто так разбирать не стали». С тех машина проехала еще 12 тыс. км. Hen ятный звук досаждал все чаще и чаще, этому при очередном плановом ТО вш ходимости замены хотя бы одного из i рокомпенсаторов никого убеждать пришлось. Мастера поменяли три комг сатора, масляную рампу и цепь с натя телем. Автомобилю предстояли еще две дс гостоящие операции - вторая в исто] машины замена заднего бампера и у< новка сломанного хулиганами правого ружного зеркала. Обе позиции, ей-б<186 За рулем 5/2004 ПАРК ЗРбрежный мазок кистью, а весь мир поОШИБКА том долго пребывает в восторге. В ЗР, 2004, № 2 в материале «Год возмужания» Изготовитель: «ДЖИ-ЭМ-АВТОВАЗ» В нашем случае получилось иначе. была допущена ошибка. В подписи к фото на Год выпуска: ноябрь 2002 Времени на полноценные испытания с.174 глушитель «АвтоВАЗагрегата» назван издеВ эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: с декабря 2002 лием от «Теннеко-аутомотив». СП «Джи-Эм-Автоне осталось, и машина пошла в серию Пробег на момент отчета: 47 тыс. км ВАЗ» намерен устанавливать изделия от «Теннетакой, как подсказали иностранцы, Предыдущие публикации в журнале: ко» на автомобили «Шевроле-Нива», однако маРезультат? Автомобиль легче выпол2004, № 1 ; 2003, №2,4, 6,8,12 шина, показанная на фото, была оборудована изняет скоростные маневры на асфальделием «АвтоВАЗагрегата». заслуживают внимания. Вначале о бамте, более плавно преодолевает неровности дороги с частичной (!) загрузтифицированное изделие встало как пере. Когда в первый раз его отломил на кой, даже небольшое «козление», влитое. Отныне машина будет касаться безобидной вроде бы кочке один из колсвойственное предсерийному ВАЗ- земли не пластмассой, а железом. Теперь о зеркале. Как вы думаете, лег, автор пожурил приятеля. Но спустя 2123, исчезло. Но стоит теперь норвсего полгода трюк довелось повторить мально загрузить машину (сзади три сколько может стоить его замена - 30, самому. Потребовалось для этого нечеловека или двое плюс вещи в багаж50 или 100 условных единиц? Смелее, много - машина с пятью седоками и сонике), большой ход задней подвески товарищи, все равно вряд ли угадаете. всем небольшим грузом в багажнике становится заметен при езде по любоЭто стоит триста восемьдесят доллапроехала по большой грязной луже, в му российскому городу, не говоря уже ров! И дело не в том, что очень дорого про бездорожье. На проселке это перепросят за зеркальце российского произкоторой нашлась ямка. Не понимаете? Как-то пару лет назад, когда полным растает в проблему. С каждой крупной водства. Просто раньше их на машины ходом шла подготовка к серийному кочки нужно спускаться медленно, в минимальной комплектации устанавпроизводству «Шевроле-Нивы», авторииначе загруженный зад на мягких пруливали без электрического привода. А тетные испытатели от «Джи-Эм» постажинах качнется до земли и... Прощайтеперь только с таковым - старых зеркал на фирменной станции просто нет! новили, что для лучшей управляемости те бампер и 100 долларов. необходимо уменьшить жесткость задНу вот, обрисовав проблему, задаТак что приходится раскошелиться сраних пружин, изменить диаметр стабидимся вопросом - что делать? Мы для зу на два зеркала, блок с кнопочками и лизатора поперечной устойчивости, начала решили прикрутить тягово- всю проводку с установкой. еще кое-что поправить. Знаете, как госцепное устройство от самарской фирворят: гениальный художник делает немы «Техномастер», а там поглядим. Сер- КУПАНИЕ-2 У каждого кассового фильма обязательно должно быть продолжение. Я от «Нивы» ничего такого не ждал, так что купаться пришлось нежданно-негаданно, только на этот раз не в воде, а в «Тосоле». Случилось это аккурат после преодоления машиной заветной отметки «45 000». В одной из вялотекущих московских пробок привычно включился электровентилятор системы охлаждения. Потом его песню подхватил второй, что тоже иногда бывает. Поскольку пара пропеллеров работает весьма эффективно, через 5-10 секунд они обычно замолкают. Но тут десять секунд - гудят, двадцать - гудят. Как назло, в последнюю неделю начал барахлить указатель температуры - то 90 с небольшим показывает, как положено, то вдруг 50° С. В общем, срочно ухожу на обочину и задираю капот. Бампер касается неровностей выступом под номерной знак. Пара вроде бы не видно, но расширительный бачок пуст. Доливаю «Тосол» и почти тотчас слышу журчание под машиной. Поскольку на улице было темно, место течи удалось определить только на ощупь - сорвался отводящий патрубок с радиатора. Тот самый, что вечно подтекал у нас на экспериментальной 23-й «Ниве», а потом и на этой, серенькой. Чтобы вернуть шланг на место, пришлось почти час валяться под машиной - снимать сначала мощную защиту двигателя, потом Указатель температуры до «экватора» Окрашен автомобиль хорошо, но в меснемного не дотянул - начал «гнать пуртах уплотнения дверей уже появились легкий брызговик. Надевал шланг и загу» гораздо раньше. полосы ржавчины. тягивал хомут опять на ощупь и, что CHEVROLET NIVAЗа рулем 5/2004 187 ПАРК ЗРТАБЛИЦА 1. РАСХОДЫ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ «ШЕВРОЛЕ-НИВЫ» «ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ» (47 тыс. км)Работа Материалы Сумма, руб. 6447 3737 ТО 2500 км 2710 5413 ТО 15000 км 2855 2558 5688 ТО 30 000 км 4553 1135 ТО 45 000 км 7140 2930 4210 24 688 Итого за плановое ТО 15 355 9333 63 000 Бензин АИ-92 * (средний расход 11,9 л/100 км) 15 355 87 688 Итого 72333 * Инструкция требует АИ-95, официальный сайт производителя дает понять, что возможен и АИ-92.ТАБЛИЦА 2. РАСХОДЫ ЗА 47 ТЫС. КМ «ВНЕПЛАНОВЫЕ» Пробег, Стоимость, руб. тыс. кмЩетки стеклоочистителя Замена передних амортизаторов(работа) Регулировка фар Замена шланга отопителя салона(работа) «Тосол» Замена датчика положения дроссельной заслонки (работа) Комплект прокладок переднего редуктора Замена приводов передних колес Регулировка углов установки колес Смазка «ШРУС» Замена шаровых опор Замена сальника привода колеса (работа) Замена задних тормозных колодок(работа) Замена заднего тормозного цилиндра, прокачка тормозов (работа! Регулировка стояночного тормоза Замена датчика указателя температуры охлаждающей жидкости (работа) Замена горловины топливного бака Ремонт заднего омывателя Замена наружных зеркал (работа) Тягово-сцепное устройство (работа своя) Итого 22 270 1134(504135 35 35 35 35 35 35 35 35 35 45 45 45 45 45 45 45 45 45158454(378)46417(189)Адсорбер крепится лентой из уникального материала. Так проржаветь за год с небольшим нужно умудриться.561575 1260 1040 2205 638(580) 1175(653) 1197(6751109115(72) 674(1811 410(1451 10 776(4466) около 1000 24709Нити токообогрева есть в зоне стоянки «дворника», но что толку - лед намерзает на стекло выше него, где обогрева нет.ТАБЛИЦА 3. РАСХОДЫ «ИСПЫТАТЕЛЬСКИЕ»Пробег, тыс. к м Стоимость, руб.Шины Cooper Discoverer STT, 5 шт. 15 13 500 Диагностика ходовой части и амортизаторов 580 23 5000 ТО 23 000 км (внеплановое)* 23 1200 Опоры шаровые (4 шт.) 35 Бампер задний 2835 35 11970 Приводы передних колес 35 1260 Сварка лонжерона (в месте 35 крепления рулевого механизма) Диагностика ходовой часта и амортизаторов 580 35 Замена ручки внутренней двери 582(504) (работа) 35 679 (504) Замена ремня генератора (работа) 35 Прокачка тормозов 35 315 Ремонт вещевого ящика 504 35 2835 Бампер задний 45 4922(964) Замена гидрокомпенсаторов, цепи, 45 успокоителя (работа) 46 762 Итого 159159 Всего (табл. 1-3) 1 Проведено перед автопробегом «Евразия -2003-принципиально важно, гаечным ключом, поскольку достать отверткой невозможно! Теперь хомут сидит гораздо глубже, его едва можно увидеть из-под капота. Выходит, что все эти 45 тыс. км толстый шланг держался на честном слове. Течь отводящего шланга беспокоит многих владельцев: не исключено, что хомут на заводе плохо надевают именно из-за невозможности затянуть его потом отверткой.ЧТО ТУТ плохогоХотя на решетке радиатора редакционной «Шевроле-Нивы», или, как ее прозвали, «Шнивы», красуется заграничная эмблема, читатели не перестают спрашивать о слабых местах автомобиля. Не верят пока в безупречное совместное качество.«Шевроле» собрана лучше, чем старая «Нива», да и автомобили, сходящие с конвейера, с каждым месяцем становятся все совершеннее (впрочем, опыт эксплуатации второй редакционной «Нивы» это, увы, никак не подтверждает - см. ниже). Говорить о каком-нибудь «импортном» уровне качества пока рано - «Шниве» хватает врожденных недостатков. Наиболее значимые для потребителя - отвратительные хомуты, плохие пыльники, нестабильное качество сборки и/или изготовления (нужное подчеркнуть) узлов трансмиссии. В том числе встречающиеся на большинстве автомобилей рывки при троганье с места, доставшиеся по наследству от старой «Нивы». Приличной встрече с представителями СП «Джи-Эм-АвтоВАЗ» я интересовался, когда производитель одолеет трансмиссионные люфты. Там о проблеме знают, но пока в машине остается столько шлицевых соединений от старой «Нивы», проблему не решить. Объяснение вроде логичное, но почему, например, у автомобилей УАЗ (не «Паджеро», не «Ленд-Крузер», а всего лишь УАЗ) проблемы с люфтами в шлицевых соединениях не возникает? Непонятно, почему производитель хотя бы не нормирует максимально допустимый люфт. Тогда покупатели, которым не повезло с конкретным экземпляром автомобиля, получат шанс решить проблему по гарантии. Владелец может столкнуться ис рядом мелких неприятностей: приоткрывающимися стеклами задних дверей188За рулем 5/2004 ПАРК ЗРНа правах рекламы(по-видимому, от вибраций), прокручивающимися иногда вхолостую «крутилками» управления климатом и ну очень плохим штатным домкратом. Надеемся, когда-нибудь и до «мелочей» у совместного предприятия дойдут руки. А пока - сами. ЧТО СКОЛЬКО «ХОДИТ» Ходимость основных деталей, безусловно, зависит от стиля езды и общего режима эксплуатации. Но ориентироваться можно на такие сроки службы. Тормозные колодки передние служат 20-30 тыс. км, задние - 45-60, амортизаторы в среднем 30-50 тыс. (однако первый поменяли по гарантии на 23-й тысяче), пыльники шаровых опор и шарниров приводов колес - 25-40 тыс. О ресурсе тормозных дисков или сцепления с определенностью можно только сказать, что к пройденным полета тысячам они замены не требуют. Подшипники колес иногда приходится подтягивать между плановыми ТО, что весьма неприятно. При каждом обслуживании нам меняют хотя бы один сальник, пыльник или прокладку. Клиновой ремень генератора (такие уже не устанавливают) нормально работает только при одновременном соблюдении нескольких условий. Если он импортный, если шкивы идеально ровные (с этим везет не всем) и если на ремень или шкивы не попадает масло, «Тосол», грязь и прочее. Если после подтяжки ремня он вскоре вновь начинает посвистывать, обращаться на станцию нужно не с прось«Джи-Эм-АвтоВАЗ» сообщает, что. С февраля 2004 года АвтоВАЗ перешел на производство новой коробки передач для автомобилей «Шевроле-Нива». Раньше пакет шестерен на вторичном валу при сборке сжимался одной гайкой, что вызывало большую осевую нагрузку на детали вторичного вала. Сейчас используется стопорное кольцо между шестерней заднего хода и ступицей синхронизатора V передачи. Таким образом, часть усилия воспринимает на себя стопорное кольцо, а другую часть - гайка. Введена пружинная шайба между шестерней заднего хода и ступицей синхронизатора V передачи. Для посадки шестерен заднего хода и ступицы синхронизатора V передачи вместо шпонки используются эеольвентные шлицы. Такие же выполнены и на фланце хвостовика вторичного вала - вместо прямобочных. Новый агрегат лучше старого как по работоспособности, так и по шуму.бой подтянуть еще сильнее, а с пожеланием заменить ремень и, при необходимости, шкивы. В противном случае может случиться как с нашей «Нивой», когда пришлось менять помпу (по гарантии). Еще раз повторю - это относится только к машинам первого года выпуска, на которые ставили «жигулевские» ремни, впоследствии уступившие место поликлиновым. ОХ УЖ ЭТИ ИСПЫТАТЕЛИ Согласитесь, было бы странно брать вседорожный автомобиль для испытаний и сдувать с него пылинки. Да, машине иногда доставалось. По крайней мере «сажал» ее по самые фары ив грязи, и в песке, и в снегу. Понимая, что рядовой потребитель нагружает машину в меньшей степени, все, что хоть как-то связано с тяжелыми условиями работы, записываю в отдельную ведомость. Или еще лучше - заведу три бухгалтерские книги. Это оправдано, например, лишним ТО (для пробега), не предусмотренным инструкцией по эксплуатации машины. Были и диагностические работы, произведенные исключительно ради подготовки публикаций. Итак, расходы на плановые ТО я назвал «обязательными» (см. табл. 1). Их за 47 тыс. км пробега набралось 87 688 руб., из которых 63 бензиновые тысячи улетучились в атмосферу вместе с отработавшими газами. В табл. 2 приведена сумма затрат, которые редакция понесла в результате поломок или отказов, никак не связанных с «суровой» эксплуатацией, - это то, с чем столкнулся бы любой на нашем месте. Озаглавить их можно не мудрствуя - «внеплановые». Таких «натекало» 24 709 руб. Наконец, в третьей таблице - «испытательские» расходы (46 762 руб.). Это и злоключения в автопробеге до Владивостока, и устранение их последствий, и такая полезная, с точки зрения автора, вещь, как шины, соответствующие назначению автомобиля. Кстати, здесь я не предлагаю следовать примеру. Внедорожные шины - вешь очень специфическая. Если регулярно не лазить в это, ну понимаете... - так они и не нужны. Более того, следующая половина ресурса пройдет на шинах стандартной размерности, поскольку свой интерес к внедорожным способностям «ШевролеНивы» редакция, да и автор в основном удовлетворили... А теперь углубимся в таблицы - оценим итоги более чем годичной эксплуатации автомобиля. Очень рекомендую поинтересоваться, откуда за 47 тыс. км пробега набралось $5500. •DOCTORUIOX•ТО, ЧТО VOfCfOV TTPOTftACAA!»№8132/473 ил SMART WASH & WAX Шампунь с воском (концентрат) Профессиональная формула. Прекрасно отмывает кузов и защищает покрытие полимерно-восковой пленкой до следующей мойки. Предохраняет краску от ультрафиолета, соли. песчинок. Отличие данной формулы от аналогичных составов заключается в использовании полимеров в смеси с воском «Карнауба», которые «запечатывают» микротрещины, образовавшиеся в краске и защитном слое полироли.Шампуни DoctorWax разработаны специально дл усиления и обновления действия защитных полиро лей серии DoctorWax на основе комбинированных полимеров (HG8251). тефлона IHGS233). воска «Карнауба- (HG822U. но совместимы с полиролями и других производителейЮ108/473млSMART CAR WASH Шампунь-кондиционер (концентрат) Профессиональная формула. Не оставляет подтеков, имеет приятный вишневый аромат. Благодаря содержанию специальных полимеров «подпитывает» слой полироли, увеличивает его оптическую проницаемость, усиливает яркость и блеск краски. Предназначен для любых видов лакокрасочных покрытий, а также пластика, стекол, резины, металлической отделки. HG8263 / 473 мл PRE-WAX CLEANER POLISH Полироль-очиститель Предназначен для подготовки кузова для нанесения защитной полироли. Применяется для всех типов покрытий, рекомендуется для краски «металлик» с лаковым слоем. HG8281 / 473 мл PRE-WAX CLEANER POLISH S SCRATCH REMOVER Полироль для удаления царапин Использование данного средства позволяет убрать неглубокие царапины, круговые риски и дефекты лакокрасочного покрытия, удалить ржавчину и окисления с хромированных деталей, убрать «опыл». образовавшийся при подкраске кузова.25 000 наименований первоклассных товаров для автомобиля, гаража мастерской оптом ив розницу, сеть дистрибьюторов по СНГрАВТОМАГ(095) 721-3333 www.agah.ruЗа рулем 5/2004 189