252
253
254
СПОРТКРОССОВЫЙ УАЗСАПОГИ-СКОРОХОДЫРоссия - огромная страна с очень малой протяженностью дорог, так что не стоит удивляться, когда гонки по бездорожью называют у нас национальной забавой. А самый подходящий для этой цели отечественный автомобиль - УАЗ. Его ценят за высокую прочность, простоту конструкции и отменную проходимость. О том, как подготовить машину к соревнованиям, расскажет один из ведущих кроссменов Ульяновского автозавода заслуженный мастер спорта Биньямин Джепаев. ПОЛЕТ НОРМАЛЬНЫЙ! Рама - основа истинного вседорожника. На УАЗе - автомобиле, по сути, военном, - она способна стойко переносить252 За рулем 5/2004ЕВГЕНИИ БОРИСЕНКОВ ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВвсе тяготы и лишения армейской службы. Но для спорта этого недостаточно. Кроссовые трассы трудно представить без трамплинов, а нагрузки при приземлении часто превышают расчетные. Конструкцию приходится усиливать, вварив в переднюю часть дополнительную поперечину. Еще один швеллер пристраивают над задним мостом. Его задача - воспринимать усилия пары дополнительных амортизаторов. Штатные в условиях кросса не справляются, а без надежного контакта колеса с дорогой далеко не уедешь. Для крепления еще одной «лишней» пары - передней на лонжеронах устанавливают специальные кронштейны. Все восемь гасителей колебаний длинноходные, сделаны на заказ фирмой «Кони». Прс>дукция дорогая, но безотказная. Чтобы увеличить ход самой подвески (а это одно из важнейших условий повышения проходимости), изменяют также кронштейны серег передних рессор. Мосты - «гражданские», без бортовых редукторов. Дорожного просвета на гонке и так хватает, а лишние шестеренки при запредельных нагрузках лишь снижают надежность. Зато дифференциалы, в отличие от серийных, здесь кулачковые самоблокирующиеся. Изобретать велосипед не пришлось - один в один подошли курганские, от БТРа. Заблокировав трансмиссию, автомобиль легко превратить в трактор - каждое колесо будет жестко связано с остальными. Остановить такого монстра можно, разве что посадив на брюхо. КРОССОВЫЙ УАЗБиньямин Джепаев: «А мы себя на трассе покажем!».Фирменных перчаток хватает на две гонки.Справа - рабочее место штурмана. Для возросшей нагрузки родные ШРУСы оказались слабоваты - закупили импортные, фирмы GKN. А картеры мостов, полуоси, муфты и все тормозные механизмы в соответствии с техническими требованиями трогать нельзя. Очевидно, единственный шанс хоть немного снизить неподрессоренные массы - использовать легкосплавные колеса. Уазовские гонщики предпочли кованые - от ВСМПО. Их нетрудно найти в специализированных магазинах, а вот покрышки для спорта нигде не купишь: их тип оговорен техническими условиями, а выбор типоразмеров весьма невелик. К тому же требуется несколько разных комплектов: шшгованный - для зимы, с крупными грунтозацепами для песка, с прореженным рисунком для грязи и т. д. В результате свой протектор каждый гонщик проектирует и нарезает сам. Работа кропотливая - на четыре штуки уходит не меньше недели. В других видах автоспорта такого, пожалуй, не встретишь! И ГОДА НЕ БЕДА Силовой агрегат кроссового спорткара - УМЗ-417 объемом 2,5 лс карбюратором (!). Агрегат древний, но современный преемник пока не омологирован. Правда, и с того, что есть, после соответствующей доводки умудряются снимать аж 125 л. с. против 85 у «стандарта». Переделок не так много - все, что допускает регламент. Рабочий объем увеличивают ненамного, расточив гильзы до ремонтного размера - с 92 доТри протектора из одной покрышки. 93 мм. Поршни - облегченные кованые, кольца - SM. Снизив массу кривошипно-шатунного механизма и, соответственно, инерционные нагрузки, удалось поднять обороты. Головку блока «поджали», доведя степень сжатия до 10,5. Теперь двигатель потребляет исключительно АИ-98. Система охлаждения доработки не требует - машину проектировали с запасом на «экстрим». А систему смазки малость довели, изменив маслоприемник. Здесь он достает до самого дна, не «завоздушиваясь» при отливах. А то, не ровен час, и вкладыши поплавишь! В бензиновом тракте почти все работы связаны с карбюратором - предметом забот и гордости любого автомеханика. К сожалению, техтребования не За рулем 5/2004 253 Кроссовый автомобиль украшают шрамы от контактной борьбы.Пара мощных амортизаторов обеспечивает контакт с дорогой.гонщиков уговаривать не придется фирменное качество всегда кстати, тем более, что отечественные накладки на песке больше одного заезда не выдерживают! Широк выбор коробок передач. УАЗ выпускает четырехступенчатую с синхронизатором третьей-четвертой передач. Смежник - завод «Автодетальсерв ио делает тоже «четырехступку», но полностью синхронизированную. Есть и пятиступенчатый агрегат, пока, правда, опытный. Из всего этого спортсмены предпочитают первую - «подубовее». «Раздатку» мерят тем же аршином - мелкомодульная хоть и на конвейере, но в гонках пока не опробована. Рабочее место пилота - почти стандарт. За исключением традиционного каркаса безопасности, огнетушителей, кресла «Спарко» и шеститочечного привязного ремня. Даже руль заменить нельзя - регламент! Скользкий обод обматывают бинтом, закрепляя концы изолентой. Ничего - на гонку-другую хватает! ЗА ДАЛЬЮ - ДАЛЬ Ралли-рейд для уазовцев - дело новое. Хотя, как посмотреть! По сути, это тот же кросс, только трасса длиннее - не 40-50, а все 1000 километров. Так что первый рейдовый автомобиль строили на базе кроссового УАЗ-3151. В соответствии с назначением в кабину добавили второе кресло, штурманское оборудование и переговорное устройство. Сверх обычных огнетушителей смонтировали автоматическую систему пожаротушения. Главное отличие - трехлитровый двигатель на базе УМЗ-421. Правда, тоже карбюраторный. Гильзы у него не мокрые, как у УМЗ-417, а сухие. Это повысило жесткость блока и благотворно сказалось на долговечности. Жаль только, в случае задира заменой гильзы уже не отделаешься. А менять мотор в полевых условиях - та еще работа. В гонках выяснилось, что стандартные баки (2x38 л) маловаты - заправляться пришлось много чаще соперников. Нынче омологировали емкость побольше - на 170 литров. В прошедшем сезоне выше третьего места подняться не удалось, зато накопили бесценный опыт. Скоро он пригодится - в спортлабораторию уже передали новенький УАЗ-31622 («Симбир»). На его базе будут строить автомобиль, отвечающий и национальным, и международным требованиям по ралли-рейдам. Гонщики нужного уровня у нас есть. Будет техника - будут и победы. •Дополнительная светотехника и брызговики до земли - требование регламента.допускают кардинального вмешательства, запрещая, к примеру, изменять сечение диффузоров. Зато можно вволю поколдовать над жиклерами, отполировать впускной тракт, перенастроить системы и подобрать герметичную иглу. Рычажный привод дроссельной заслонки обязательно заменяют тросовым он надежнее. Чтобы форсированный мотор мог дышать «полной грудью», ставят «волговский» (от ГАЗ-241) воздушный фильтр вместе с корпусом. Бескорпусные «нулевого сопротивления» здесь не прижились - на бездорожье штора быстро забивается грязью. В кроссе двигатель должен проявлять чудеса гибкости, без задержки рас254 За рулем 5/2004кручиваясь до нужных оборотов. Важное подспорье - облегченный маховик. Раньше ставили самодельные стальные, так как штатные чугунные отличались хрупкостью. Нынче качество чугуна улучшилось и серийное изделие вернулось в автоспорт. Правда, лишний «жир» с него все равно снимают, доводя вес до 9 кг (против 12 кг первоначальных). Стремясь добиться равномерной работы, маховик балансируют вместе с коленчатым валом и сцеплением - получается куда точнее, чем по отдельности. Сцепление тоже серийное, только от «Газели» (точнее, от мотора ЗМЗ409). Впрочем, это пока - уже на конвейере пошел узел марки LuK. Думаю,