102
103
104
ТЕХНИКАПРЕЗЕНТАЦИЯ ШИНПРИКЛАДНАЯ ГЕОМЕТРИЯКлассический шип с цилиндрическим «гвоздем», просуществовав более полувека, похоже, стал сдавать позиции. В прошлом году «Нокиан» (ЗР, 2003, № 9), а теперь и «Континенталь» объявили о выпуске серийных шин с новыми шипами. Финны выбрали в сечении квадрат, немцы предпочли овал, убедившись в эффективности таких шипов на ледовых трассах («Континенталь» - эксклюзивный поставщик шин для французского зимнего чемпионата «Трофэ Андрос»). Впрочем, овальной твердосплавную вставку можно назвать лишь в первом приРис. 2. Сравнение эффективности на льду круглых и овальных шипов.Разгон 1150V\ближении. На самом деле это параллелепипед со скругленными торцами (рис. 1), причем ребра расположены под прямым углом к плоскости качения шины, что улучшает сцепные свойства в продольном направлении, тоРис. 1. Форма овального ши ­ па «Премиум».есть разгонную и тормозную динамику (рис. 2). Сцепление же в боковом направлении осталось прежним, на уровне классических шипов. Основание корпуса шипа той же формы, но здесь овал ориентирован в плоскости качения, обеспечивая большую устойчивость под нагрузкой и более равномерное распределение давления на подслой и брекер. Твердость иглы шипа подбирается в зависимости от требований рынка. Материал - кобальт или карбид вольфрама. Масса овального шипа - 1 г. Правильную ориентацию и оптимальное выступаниеШипы не .действуют Малый эффект Оптимальное сцеплениешипа задают сборочные автоматы. В соответствии с законодательством большинства стран твердосплавная вставка не должна выступать над поверхностью шины более чем на 1,2 мм. С другой стороны, высота менее 1,0 мм уже заметно снижает эффективность шипов. «Континенталь» балансирует у самой границы допуска (рис. 3). В первую очередь новая технология найдет применение на всех типоразмерах (15-18 дюймов) шины «Конто Винтер Викинг 1», которая выпускается с 2000 года и очень хорошо зарекомендовала себя по итогам многочисленных тестов. Модели с овальными шипами можно будет отличить по специальным наклейкам.Перекос шипов Начало потери шипов Массовая потеря шиповЯМВШР! Щ 90« ЯоОвальный шипКонтиненталь» [3?80 Управляемость (объективная)" Торможение 7060 0,8 Овальный шип Premium Круглый шип Premium 1,0 1,2 1,4 Установленный законом предел для новых шин 1,6Размер выступающей Установленный час ™ Ш ИЛ08 ' м м законом предел для неновых шинРис. 3. Зависимость эффективности работы шипов от размера выступающей части.ШТУЧНЫЙ ТОВАРШины с индексом Y, рассчитанные на скорость до 300 км/ч, выпускают немногие фирмы. Объемы невелики «феррари», «брабусов» и «порше» даже в обеспеченной Европе немного, да и изготовить такую покрышку - задача не из легких. Но и здесь не прекращается конкурентная борьба: не только за тугие кошельки нефтяных шейхов и звезд шоу-бизнеса, но и за престиж марки. В этом году старейшая шинная компания102 За рулем 6/2004«Данлоп» представляет новинку с индексом Y - летнюю покрышку «SP Спорт Маккс». Ставший уже традиционным V-образный симметричный направленный рисунок рассчитан на интенсивный отвод воды. Благодаря крупным шашкам и массивному центральному кольцу протектор получился достаточно жестким (помним об управляемости на высоких скоростях!), при этом хорошо приспосабливающимся к неровностямУ покрышки Dunlop SP Sport Махх модифицировали рисунок протектора - увеличилось пятно контакта в повороте, улучшился отвод воды.дороги. Слой специальной резины под протектором, воспринимает все нагрузки и снимает излишние напряжения, вместе с тем делая более чуткими отклики на движения рулевым колесом. Линейка типоразмеров «Маккс» и в самом деле «макси»: от 205/55R16 до 305/30ZR22. Последний предлагается для БМВ-М5, «Порше-Кайенна» или «Фольксваген а-Туарег». Данлоп» выбирают многие европейские тюнинговые ателье. В России их пока единицы, но отдельные заказы уже есть. Впрочем, так и должно быть - все-таки штучный товар. МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АНАТОЛИЙ СУХОВНесмотря на солидные штрафы за превышение скорости, в Европе растет число мощных автомобилей: более трети новых машин развивают свыше 180 км/ч, треть из последних укладывают стрелку за 230. Создавая летние шины сегмента НиV (до 210 и 240 км/ч соответственно), инженеры выбирают для протектора все более твердые смеси, прекрасно работающие на асфальте, но абсолютно неадекватные зимним условиям. Поэтому спрос на зимние шины для скоростных автомобилей в последнее время заметно вырос. А поскольку лед и снег в Европе долго не задеряогваются, автомобилисты ждут от новых покрышек отменного поведения и на мокром, и на сухом асфальте. Эти качества отличают новинки концерна «Континенталь» - «Конто Винтер Контакт TS 810» и «TS 810 Спорт». Первая - с посадочным диаметром от 15 до 17 дюймов и шириной от 185 до 235 мм, вторая - от 16 до 19 дюймов и до 295 мм соответственно. TS 810 призвана обеспечить максимальный комфорт: низкий уровень шума и хорошую плавность хода. Шина «TS 810 Спорт» «заточена» на управляемость в предельных режимах (пять типоразмеров омологированы для «Порше» и обозначены «N0»).Протектор новых шин несимметричен. В нем можно выделить три группы элементов: жесткие шашки наружной плечевой зоны отвечают за хорошую управляемость на поворотах (именно наружная сторона шины в повороте нагружается больше всего); продольные кольца сокращают тормозной путь на сухом покрытии, а ламели внутренних шашек улучшают управляемость на зимних дорогах. TS 810 намного превышает свою предшественницу TS 790 по комфорту, тормозным и разгонным характеристикам, боковой устойчивости и ходимости. На управляемости благотворно сказались меньшее количество шашек на внешней стороне шины и их большая длина, чем на внутренней. За счет этого удалось увеличить контактную поверхность на 40%, а ламели с увеличивающейся «амплитудой» препятствуют излишней податливости шашек. Дополнительные ребра «гребут» на снегу и миксте совместно с широкими ламелями на внутренней стороне протектора, которые раскрываются при соприкосновении шины с дорогой, вгрызаясь в снег. Благодаря новому составу смеси улучшилось сцепление на мокрой дороге. К тому же, как утверждают немецкие шинники, им удалось снизить диффузию размягчителя, из-за которой шина со временем теряла эластичность. Теперь поверхность протектора надолго сохраняет заданные свойства. Часть «Конти Винтер Контакт TS 810» и «TS 810 Спорт» оснастят системой SSR (Self-Supporting Runflat tyre) - эластичными усилителями боковин, воспринимающими нагрузку при потере давления. В случае прокола такого колеса можно проехать еще 80 км со скоростью до 80 км/ч. А запаска становится ненужной. Впрочем, пока такие шиныОпределять различия между шинами лучше на одинаковых авто. Выбор пал на «Аль фа-Ромео-156».Шина TS 810 создана для быстрой и комфортной езды.Модель TS 810 Sport: отменная управляемость в предельных режимах.будут штатными лишь на автомобилях с системой контроля за давлением (RDKS). По заверениям производителей, цены на новые покрышки останутся на уровне предыдущей модели TS 790.За рулем 6/2004 ЮЗ ч \VV>>1COOD/YEAЧ"чЧКАК РЫБА В ВОДЕШины тестируют на залитой водой трассе. Уровень воды 8 мм.Все чаще европейцы выбирают на лето для своих авто демисезонную обувку - «дождевые» покрышки. Подогревают спрос и производители, объявившие настоящую войну аквапланированию: то одна, то другая компания заявляет об очередном прорыве. Но нет предела совершенству: по словам инженеров «Гудьира», новая покрышка—J4По мере износа GoodYear HydraGrip прорези между ламелями удлиняются. 104 За рулем 6/2004«Гудьир Гидра Грип» по основным параметрам заметно опережает конкурентов. Симметричный направленный рисунок протектора HydraGrip таит в себе немало интересного. Во-первых, здесь использована технология 3D-BIS: прорези между ламелями выполнены в виде замков, с выступами и впадинами. Помимо большего сопротивления сдвигу, этот прием позволяет увеличивать длину прорезей по мере износа шины (см. рис.). Вторая особенность рисунка каскадные ламели с наклонными прорезями. При интенсивном торможении они образуют единый блок, придавая большую жесткость протектору. Наконец, широкие V-образные канавки хорошо отводят воду на высоких скоростях. Так, при испытаниях шин HydraGrip на скорости 125 км/ч площадь поверхности контакта с дорожным полотном составила около 60% от площади контакта в состоянии покоя. Для сравнения: у многих летних шин она сокращается до 15-45% - хорошей управляемости уже не жди. Поработали технологи и над составом смеси. С новыми полимерами шина лучше «липнет» к асфальту и отталкивает воду. А тонкий слой более жесткой резины между протектором и брекером улучшает управляемость. «Гидра Грип» предназначена для любителей быстрой езды - индексы скорости покрышек НиV (210 и 240 км/ч). Если цены на новую модель традиционно останутся на уровне предыдущей, то заметный спрос на российском рынке ей обеспечен. Ведь сухих деньков в стране рискованного земледелия не так уж много.В конструкции протектора использованы последние достижения компании: технология 3D-BIS, каскадные ламели, V-образные канавки для динамического отвода воды.