90
91
ТЕХНИКА«ЛАДА-ЕВРО IКатколлектор в моторном отсеке - это и снижение пожароопасное™ за счет вывода изпод «брюха» горячего элемента, способного подпалить при остановке, например, сухую траву. Но есть и минус - растет температура в моторном отсеке и нагревается щит передка. Значит, нужна дополнительная тепло- и негорючая шумоизоляция. Следующее отличие новой системы управления - второй диагностический кислородный датчик, установленный после нейтрализатора. Сопоставляя показания двух датчиков, система оценивает эффективность работы нейтрализатора и его состояние. Обнаружив отклонения, она скорректирует состав топливовоздушной смеси, чтобы снизить токсичность на выходе из двигателя, либо зажжет сигнал «Проверь двигатель», требуя ремонта системы или замены нейтрализатора. Кстати, появилось новое поколение кислородных датчиков - гораздо меньших размеров и, соответственно, теплоемкости, что, в свою очередь, позволяет им интенсивнее прогреваться и быстрее вступать в работу.ИСЦЕЛИ СЕБЯ САМОбязательна и бортовая диагностика самих элементов снижения токсичности. Она караулит появление отклонений или пропусков в воспламенении (именно тогда токсичность резко растет), предупреждает об этом водителя и по возможности нейтрализует последствия. У нашей системы есть два порога. Первый при появлении отклонений в воспламенении, не приводящих к перебору токсичности в выхлопе, она сигналит водителю, зажигая все ту же лампочку «Проверь двигатель». Если же «дыхание» ухудшается настолько, что угрожает вывести из строя нейтрализатор, система заставляет лампочку мигать, привлекая внимание водителя. Но при этом сама вмешивается в работу двигателя, отключая подачу топлива в проблемный цилиндр или два. Можно отключить и три, но автомобиль тогда не поедет. Как вычисляется проблемный цилиндр? Очень просто - система с помощью датчика следит за равномерностью вращения коленчатого вала. Ведь любые пропуски в воспламенении приводят к его рывкам. Причин тому, кстати, много: перебои в подаче искры, нарушение состава топливовоздушной смеси да и просто износ двигателя или выход из строя каких-либо деталей. Словом, у водителя теперь есть помощник, следящий за состоянием двигателя и контролирующий его по составу выхлопа. Но это не все. Неровная дорога создает переменную нагрузку на трансмиссию, а через нее воздействует и на двигатель. Он в таких условиях «имеет право» на некоторую неравномерность работы. Чтобы не дезориентировать этим нашего помощника, его временно отключают по «совету» датчика неровной дороги. Он расположен непосредственно на кузове и улавливает его тряску на ухабах и ямах.лизатора. Ведь он начинает работать лишь от 300°С, а наиболее эффективен при 400-600°С. Даже летом на это уходит две-три минуты. В привычном для нас исполнении нейтрализатор расположен под полом кузова. Выхлопные газы до него проходят путь около метра, разогревая сначала выпускной коллектор и приС МЕСТА - В КАРЬЕР емную трубу. Лишь остатки тепла идут на проПереход с Евро II на Евро III на первый взгляд грев нейтрализатора. почти не требовал снижения токсичности выхлопных газов. Окись углерода (СО), например, Значит, главное - снизить потери тепла. Для допустимо даже слегка увеличить (на 0,1 г/км). этого примерно на 30% уменьшили массу (чиЗато содержание углеводородов (СН) и окислов тай - теплоемкость) коллектора, заменив чугуназота (N0X) теперь нормируется и замеряется не ный стальным. Кроме того, приемную трубу утесуммарно, а по отдельности. Но самое сложное плили термоизолирующим кожухом. Такое ре- двигателю не оставили времени на прогрев. шение применяют сегодня на полуторалитровых двигателях при традиционном расположеКроме замера токсичности после теплого пунии нейтрализатора - под полом автомобиля. ска (+20-30°С), стал обязательным и холодный при температуре -7°С - здесь введены свои, тоБолее эффективный ход - сократить путь же очень жесткие нормативы. Причем токсичгазов к нейтрализатору, максимально приблиность выхлопа должна соответствовать нормам зив каталитический блок к коллектору. Для двипрактически с первой секунды работы двигателя. гателей объемом 1,6 л разработан так называВремени на прогрев нейтрализатора перед тем, емый катколлектор (с началом производства такак он вступит в работу, практически не стало. ких моторов он появится на всех переднеприВторой нюанс - система управления обязаводных машинах). Этот коллектор выполнен зана удерживать токсичность в заданных предеодно с нейтрализатором и занимает место прилах даже при сбоях в работе мотора. емной трубы. Здесь горячие газы, вырываясь из Изменились требования ик испарению бенцилиндров двигателя, сразу же, не теряя тепла, зина - его определяют контрольным замером, попадают в каталитический блок, поэтому он имитируя суточную стоянку автомобиля. И все- прогревается очень быстро. таки главное - новые нормы потребовали значительных изменений в системе управления НОРМЫ ТОКСИЧНОСТИ двигателем. ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ Все автомобили, поставляемые в страны ЕС с 2002 года, соответствуют требованиям токсичности Евро III. Не за горами Евро IV. Что же предпринимает ВАЗ, чтобы удержаться на европейском рынке?СО, г/км СН, г/км NO,, г/кмЕСЛИ ГОРА НЕ ИДЕТ К МАГОМЕТУИтак, одна из основных задач при переходе к Евро III - резко сократить время прогрева нейтра90 За рулем 7/2О04Евро II Евро III Евро III (пуск при-7°С)2,20 2,30 15Сумма - 0,50 0,2 0,15 1,8 не нормируется «ЛАДА-ЕВРО III»Кислородный датчик под Евро III (слева) менее массивен и, следовательно, прогревается быстрее.Для скорейшего разогрева нейтрализатора его переместили к выпускному коллектору. Каким способом нейтрализуется «опасный» цилиндр? Естественно, отключается топливная форсунка. Поэтому впрыск для Евро III обязательно глазированный, то есть форсунки работают по очереди, «персонально», а не парами. Только тогда есть возможность отключать именно тот цилиндр, который нужно. двигателем. На сброс газа, особенно на высших передачах, автомобиль реагирует с заметным опозданием, поэтому для снижения скорости приходится чаще включать низшие передачи или больше нагружать тормоза. Но есть еще один прием, на наш взгляд, самый результативный - смягчить стиль вождения. Этому способствует характерная реакция двигателя на педаль газа. В отличие от карбюраторной версии, мгновенно реагирующей на нее, будь то набор оборотов или их сброс, «десятка» с Евро III откликается мягче. Впрочем, водитель со спокойным стилем управления вряд ли обратит внимание на изменения в характере автомобиля. Ведь автомобиль с нововведениями лучше соответствует рекомендациям по экономичному вождению- даже невзирая на резкие(неправильные с точки зрения экономичности и экологии) действия водителя.Сам же коллектор для уменьшения теплоемкости - тонкостенный, сваренный из стальных труб (на фото слева).ДЫМ ОТЕЧЕСТВАИтак, нормы Евро III пока обязательны только для стран Евросоюза. В России их введение запланировано на 2006 год. Но на дворе уже 2004-й, а в России еще Евро II не в законе. Что до Евро III, то пока «страшно далеки они от народа». Нашего, разумеется. Ставить подобные комплекты в России самостоятельно вряд ли кто-то решится. Они наверняка дороже тех, что обеспечивают Евро II - такие автомобили ВАЗ сегодня выпускает и готов полностью перейти на них, если будет введен соответствующий законодательный барьер. Тем не менее у ВАЗа все на мази. Впрочем, когда у нас станут обязательны Евро III, у них, наверное, перейдут на водородное топливо. Что ж, временная фора сохраняется незыблемо - в Лондоне пустили метро в том же году, когда в России отменили крепостное право. •МЯГКИЙ ХАРАКТЕРСразу же после пуска двигатель мгновенно стабилизирует обороты и работает очень ровно. Нет присущих впрысковым моторам предыдущих поколений «забросов» и повышенных холостых, да и шум выпуска почти не слышен. Характерно шипит-свистит только воздух на впуске, да общая тональность работы мотора, особенно на минимальных оборотах холостого хода, несколько иная. На ходу самое заметное отличие - замедленная реакция в начальных фазах торможенияНа правах рекламыст PAX сВАяCPI (с !•! к 0 мпА нИяоснована в 19А937-3388, 979-7171www.nsk-recon.ruЛиц. МФ РФ Nfi 2182Д. 4359ДСТРАХОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТА И АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИЗа рулем 7/2004 91