142
143
РЫНОК И СЕРВИСДВИГАТЕЛИ МеМЗПО-МЕЛИТОПОЛЬСКИХРОНИКА СЕМЕЙСТВА Что вам видится при слове «Мелитополь»? Знаменитые дыни? Черешня? Правильный ответ - моторы! После долгого перерыва они снова в России. Мелитопольский моторный ушел с российского рынка вместе с ЗАЗом десять лет назад, имея в активе единственный современный двигатель - 51сильный 1,1-литровый МеМЗ-245. Был еще, правда, МеМЗ-246 с системой одноточечного впрыска, созданный совместно с французским отделением фирмы «Сименс» («Таврию» собирались экспортировать во Францию, и надо было втиснуться в требования по экологии). Но завод успел выпустить в начале 90-х лишь несколько десятков впрысковых моторов: развал родимого автопрома похоронил честолюбивые планы. Нынче трудно поверить, что опытные образцы двигателей мелитопольского семейства простаивали на стендах по полгода и больше из-за отсутствия нормального бензина (ЗР, 1994, № 6). а мощность - до 58 л. с. Более всего выиграла динамика: можно не знать, что максимальный крутящий момент вырос с 8,0 до 9,2 кгс-м, но разницу чувствуешь при первом же обгоне. В 2000 году появился третий член семейства: 1,3-литровый 63-сильный МеМЗ-301. Он был создан для «Дэу-Ланос», снаряженная масса которого превышает 1000 кг. Коленвал в нем от 2457, шатуны те же, что у «старших братьев», а диаметр поршней стал больше: 75 мм вместо 72. Это предел, так как промежутки между цилиндрами сократились до минимума (6 мм). Дальнейший прирост мощности означал бы выбор принципиально иного пути. Выросли и требования по экологии: если Украина все еще довольствуется нормами Евро 0, то для экспорта в Россию нужны двигатели, отвечающие Евро II. И завод, тряхнув стариной, создал МеМЗ-307, оснастив 301-й системой впрыска топлива. В этом ему помогли специалисты фирмы «Инж. КА» из рос- Слава Богу (или Будде?), нас спассийского Димитровграда. Напомним, ли корейцы, - честно признался в разчто «Ланос» с этим 70-сильным мотором получил название «Сенс» (ЗР, 2004, говоре один из руководителей завода. Первым детищем СП «АвтоЗАЗ-Дэу» № 5). Впрысковый МеМЗ-3071 устанавстала в 1998 году «Славута». МеМЗ-245 ливают на «Славуте» наряду с карбюрабыл для нее слабоват. И мелитопольцы торным МеМЗ-2457. «выдали» МеМЗ-2457 - быстро и «малой кровью». Заменив в базовом мотоСЛЕДИТЕ ЗА ИЗВЕСТИЯМИ ре только поршни и коленчатый вал, В ближайшее время Мелитопольский увеличили рабочий объем до 1200 см3, моторный не раз мелькнет в заголовкахЛЕОНИД САПОЖНИКОВновостей. Причем в связке с самыми разными производителями. Набережные Челны. «Ока» получит 1,1-литровый впрысковый МеМЗ-2471 мощностью 57 л. с. (ЗР, 2004, № 2). Пока речь идет о поставке 20 тысяч силовых агрегатов в год, однако, эта цифра, видимо, будет удвоена. Запорожье. Оснастят этим двигателем и «Таврию Нова», но в паре с пятиступенчатой коробкой передач. - По «ездовым качествам» - «максималке» и динамике - он не уступит 1,2-литровому МеМЗ-2457 с карбюратором,- говорит главный конструктор МеМЗа Сергей Нестеров. Вот-вот ЗАЗ начнет устанавливать впрысковый МеМЗ-307 на «девятках» собственной мелкоузловой сборки. Покупатель сможет выбирать между «родным» вазовским мотором и мелитопольским. С ним автомобиль потеряет в динамике, но будет экономичнее. Варшава. Завод «Дэу-ФСО», поставляющий ЗАЗу кузова «Ланоса» для крупноузловой сборки, хочет получать взамен МеМЗ-307 и выпускать «Сенс» в польском варианте. Но автомобиль должен соответствовать экологическим нормам Евро III, действующим в Польше. Эта задача решена (в частности, за счет фазированного впрыска и переноса катализатора из-под днища автомобиля в мотоотсек, к выхлопному коллектору). Уже готовы образцы для142За рулем 7/2004 ДВИГАТЕЛИ МеМЗНа правах рекламыВ цехе сборки двигателей.сертификации. Вот так, во чреве «Ланоса», мелитопольский силовой агрегат въедет на рынок ЕС. Вполне вероятно еще одно событие не столь скорое, но весьма многообещающее: производство в Мелитополе двигателя для «Астры». Как известно, ЗАЗ уже полгода выпускает эту «опелевскую" модель, сваривая и окрашивая кузов. Если вдобавок снабдить ее лицензионным двигателем made in Ukraine, автомобиль по таможенным и другим канонам будет считаться украинским. А значит - для него откроется беспошлинная дорога в Россию... КАРБЮРАТОРЫ УМИРАЮТ, НО НЕ СДАЮТСЯ В 2005 году будет оснащен системой впрыска и 1,2-литровый МеМЗ-2457. Завод идет в ногу с веком, но... с потребителем ли? Самый покупаемый сегодня мотор - тот же 2457 с карбюратором (его доля в производственной программе завода 65%). Это понятно: при неплохой мощности он дешевле впрысковых и доступен для ремонта своими силами. Главному конструктору ЗАЗа Сергею Филипенко не привыкать к вопросам: «Зачем недорогому автомобилю дорогой мотор? Чем вам плох карбюратор?». Порой даже звучат обвинения в «антинародном» курсе... Что тут ответишь? Да, в форсунку не влезешь с отверткой, но это ик лучшему: моторостроители «вынуждены» выпускать надежные двигатели, а не перекладывать проблемы на покупателей. И потом, если автомобиль вписывается в новые экологические нормы, он дольше останется на конвейере, а значит, производителю есть смысл тратиться на его модернизацию. Реальная мощность Мелитопольского моторного - 110 тысяч силовых агрегатов. В этом году он выпустит 70 тысяч (в полтора раза больше, чем в прошлом). Пробег до первой разборки двигателя - 150-200 тыс. км. «Но при одном условии,- подчеркивают заводчане,- надо заливать в него качественное масло». ...Между прочим, на Украине созрела черешня. Раньше в это время с МеМЗа увольнялась чуть ли не половина людей - торговать на рынке было куда доходнее. Осенью возвращались. Ныне ситуация обратная: рады бы с рынка на завод, да конкурс! Не знаю, страдает ли от этого черешня, но качество моторов определенно выигрывает. аDoneDeaLA D НЕ SI \/Е S LABС* стел/и тэело€&&.?& сплело!В дороге пробило бензобак, потек радиатор, сорвана резьба, отломались «ушки» крепления решетки радиатора... Дома «достает» жена и прочие досадные мелочи - все расшаталось. разболталось, да еще потекла труба под раковиной? Не суетись, все это решается легко и просто, если под рукой естьЭПОКСИДНЫЕ РЕМОНТНЫЕ ШПАТЛЕВКИШпатлевки разминают руками и. словно пластилином, заделывают пробоину, замазывают трещину. восстанавливают форму деталей и т.д. Они обладают высокой адгезией практически ко всем материалам. прилипают к замасленным поверхностям и обеспечивают ремонт даже под водой - за счет эффекта объемного расширения. Схватываются за 5 минут. полностью отвердевают за час. Универсальное ремонтное средство. Тысячи применений в машине. в гараже, в быту Незаменимы при ремонте сантехники! Цвет и свойства шпатлевок зависят от использованного наполнителя. DD6037 / DD6033 / OD6046 STEEL EP0XY PUTTY • CLEAN HANDS FORMULAСупершпатлевка «Сталь» формула «Чистые руки» (цвет: серый) DD6325 / DD6330 BRONZE EPOXY PUTTY • CLEAN HANDS FORMULA Супершпатлевка «Бронза» формула «Чистые руки» (цвет: бронза) DD6349 / D06344 PLASTIC EPOXY PUTTY • CLEAN HANDS FORMULA Супершпатлевка «Пластик» формула «Чистые руки» (цвет белый)DD63S5 / DD6363 FIBERGLASS EPOXY PUTTY • CLEAN HANDS FORMUL Супершпатлевка «Фиберглас» формула «Чистые руки» (цвет: белый) ... и еще свыше 70 великолепных составов DoneDeal:iКЛЕИ, ГЕРМЕТИКИ, ФОРМИРОВАТЕЛИ ПРОКЛАДОК, ФИКСАТОРЫ РЕЗЬБЫ, РЕМОНТНЫЕ СОСТАВЫ: ДЛЯ СТЕКЛА, ПЛАСТИКА, МЕТАЛЛОВ, ЭЛЕКТРОСОЕДИНЕНИИ i 25 000 наименований первоклассных товаров для автомобиля, гаража, I мастерской оптом ив розницу, гсеть дистрибьюторов по СНГ / Д 1УГ ^ м \ (095) 721-3333 www.agah.ru За рулем 7/2004 143