220
221
222
СПОРТГОНОЧНЫЙ БМВ КЛАССА «ТУРИНГ»МЕХАНИЧЕСКОЕ КЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ, ЮРИЙ ТЮРИНласс «Туринг» нынче, без сомнения, элита отечественного «кольца». И не только по составу участников - в их распоряжении самая совершенная техника. О том, как устроен гоночный болид, рассказал нашему корреспонденту действующий чемпион, мастер спорта международного класса МИХАИЛ УХОВ.В РАМКАХ ПРАВИЛ Процесс превращения серийной машины (в данном случае - двухлитрового БМВ-320) в гоночный автомобиль - дело хлопотное. Сначала в полученный с завода кузов встраивают каркас безопасности для защиты пилота. Но у инженеров есть и свой интерес - повысить жесткость конструкции. Здесь допустимы варианты. Реально существующих на сегодня схем две: от БМВ «Моторспорт» и специализированной фирмы «Вихерс». Так как «наш» автомобиль покупали за рубежом 220 За рулем 7/2004почти готовым, последний вариант достался по наследству. Внутренним убранством салона пренебрегают. Единственный обязательный элемент - верхняя часть передней панели. В распоряжении пилота - сиденье «Рекаро» с комплектом ремней безопасности, замшевый руль и жидкокристаллический приборный дисплей 2D. Его небольшой экран кладезь информации. По первому требованию он готов выдавать параметры всех систем, находящихся под контролем. Оценив, скажем, темпы роста температуры масла в заднем редукторе, гонщик может принять решение: ехать в бокс или оставаться на трассе. Но постоянно листать электронный справочник в ходе гонки некогда. Этим занимаются в процессе настройки. А в бою следят в основном за разноцветными лампами цветового тахометра. Их легко читать боковым зрением, не отвлекаясь от дороги.Остальное пространство занимают блок телеметрии, аккумуляторная батарея, автоматическая система пожаротушения и емкости для балласта. Последний бывает двух видов. «Добровольный» крепят в багажнике, чтобы добиться лучшей развесовки и опятьтаки соблюсти требования регламента (масса автомобиля в любой момент должна быть не менее 1140 кг). «Принудительный» добавляют в салон в виде премии за победу на предыдущем этапе. Лидеру причитается 30 кг, но не более 60 по итогам нескольких гонок. Так что титул чемпиона и первый стартовый номер можно выразить ив килограммах престижного груза. УЗКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ Двигатель спорткара построен на базе серийного, но хотя и питается тем же товарным бензином, сильно отличается от прародителя. Внутри - иные поршни и шатуны, стальной (вместо чугунного) ГОНОЧНЫЙ БМВ КЛАССА «ТУРИНГ»Все для гонки, все для победы. На рабочем месте пилота нет ничего лишнего.Корзина сцепления, рабочий цилиндр и выжимной подшипник в гоночном варианте.Этот тормозной механизм отличается стойкостью к перегреву. На торце диска - краска-индикатор.Быстросъемные соединения в магистралях экономят время и труд механика.Новая система впуска позволила двигателю прибавить 40 л.с.коленвал с малым диаметром шеек, противоотливная система в масляном картере... Усовершенствованный агрегат легко крутится до 9000 об/мин, что обеспечивает солидный прирост мощности. Впрочем, прошлогодние 235 л. с. конструкторов уже не устраивают. Благодаря замене впускного коллектора и соответствующим настройкам рабочего процесса мощность мотора удалось довести до 275 л. с ! Правда, кто хорошо работает, много ест - расход горючего достигает чудовищных 35 литров на 70 км - гоночная специфика! Ведь ни указателя уровня, ни привычного одометра в спортивной машине нет. Расход мерят по остатку для этого существует система быстрого слива топлива. Ей же пользуется техкомиссия для отбора проб. Ну а 70 км средний пробег за одну гонку. Несмотря на отменный аппетит, автомобиль дружелюбен к окружающей среде - вредные выбросы поглощает катализатор. По статистике этого мотора хватает на сезон - 3-3,5 тыс. километров пробега. Потом разборка, контроль и замена расходников: цепей, колец, вкладышей, клапанов и т. д. Карбоновое сцепление требует вмешательства гораздо чаще - по мере износа трущихся поверхностей в пакет приходится добавлять компенсационные пластины. Крепится узел к-стальному маховику массой всего 4 кг. Оригинально устроен привод - в нем нет ни вилки, ни толкателя. Создатели избавились от лишних деталей, объединив рабочий цилиндр и выжимной подшипник в единое целое! Коробка передач - пятиступенчатая кулачковая. Порядок включения такой же, как в серийном автомобиле. Но очередную по счету передачу можно «воткнуть», не выжимая сцепления. Датчик системы связан с ручкой КП - в момент начала включения он подает команду на мгновенный сброс оборотов двигателя (исполнительный механизм в этот момент блокирует подачу искры). Экономия времени небольшая доли секунды, но ведь из мгновений и складывается победа. Несмотря на наличие масляного радиатора, облегчающего режим работы коробки, после каждых трех гонок (около 400-500 км) ее разбирают для дефектовки. Чаще прочих в замене нуждаются шестерни и муфты включения. Ровно столько же ходит редуктор заднего моста, связанный с КП алюминиевым (!) карданом. Сам он тоже необыкновенный - с дифференциалом повышенного трения и персональнымЗа рулем 7/2004 221 ГОНОЧНЫЙ БМВ КЛАССА «ТУРИНГ»СПРАВКА ЗР КЛАСС «ТУРИНГ»Класс машин «Туринг» появился в России в 1998 году (под названием «Туризм»). В сезонах 2000-2001 на этапах чемпионата страны стартовало до двух десятков машин пяти-шести разных марок. Затем последовал спад, вызванный тотальным преимуществом модели BMB-320i (Е46). Подготовка конкурентоспособного автомобиля стала обходиться дороже, и это отпугнуло несколько команд. Но сегодня вновь наметилось оживление. Технический регламент «Туринга» во многом позаимствован у немецкого чемпионата DTC (Deutsche Tourenwagen Challenge). У его же участников россияне приобрели первые машины, и опыт немецких специалистов до сих пор у нас востребован. Правила «Туринга» не предполагают серьезных переделок серийной техники. Предусмотрены лишь дополнительные меры безопасности, а также модернизация особо важных для спорта узлов - тормозов, амортизаторов, системы выпуска и некоторых других. Схожие (но не идентичные) технические требования - у европейского первенства ЕТСС и ряда национальных чемпионатов как в Европе, так ив Азии. Это позволяет проводить международные гонки. Среди участников российского кольцевого «Туринга» - шесть чемпионов страны в разных дисциплинах автоспорта. Главные претенденты на первое место Михаил Ухов и Григорий Комаров.В целях безопасности горловину бензобака вывели в багажник. В правом нижнем углу - «добровольный» балласт.Реклама спонсоров на бортах - дань взаимовыгодному сотрудничеству и часть имиджа спорткара.масляным теплообменником. Тем не менее без профилактической разборки не обходится - срок службы главной пары и муфт блокировки в спорте весьма ограничен. Интересно, что у однотипных машин из немецкого чемпионата радиатора КП нет вообще, а теплообменник заднего моста существует в куцем варианте. При этом контролировать и обслуживать агрегаты надо куда чаще. Один радиатор стоит труда двух механиков. У нас рассудили по-другому. Вопервых, лишний рот плохо сказывается на бюджете. Во-вторых, сэкономив на регламентных работах, больше времени можно уделить настройке машины. Чем болид дружелюбнее к персоналу команды, тем лучше. Мелочей в этом деле нет. БМВ Ухова, например, снабжен быстродействующими разъемами топливных и масляных магистралей. Его механик свысока о секундах не думает. В подвеске используют известные даже неискушенному зрителю (их лого-тип несут все автомобили российского «кузовного» чемпионата) стойки фирмы KW. На БМВ - с газовым подпором и дополнительными бачками. В процессе подгонки к трассе подбирают клиренс, жесткость пружин и характеристики амортизаторов. Поддается настройке и тормозная система. Сдвоенный главный цилиндр, например, позволяет нужным образом распределить усилия между осями. Сами механизмы (гоночные АР Racing спереди и серийные БМВ сзади), разумеется, не регулируются. Зато можно подобрать подходящие колодки (серии «Феродо-3000») и режим охлаждения. Определяющий фактор степень нагрева тормозного диска. Оценивают его не на глаз. На торец детали наносят специальные краски с разной термостойкостью. Зеленая, к примеру, «держит» 430°С, оранжевая - 560°С, красная - 610°С. Если указанный предел пройден - краска сгорает. У «нашего» БМВ тормоза в дополнительном охлаждении пока не нужда-ются, но бампер с воздуховодами всегда путешествует в запасе. Рулевой механизм с электрическим усилителем - как в обычной машине, но ход рейки принудительно ограничен. В гонке поворачивать руль больше чем на 90° не приходится. Лишняя свобода во вред - при маневрах в паддоке и заезде в бокс вывернутые колеса могут повредить близко расположенные шланги, провода, воздуховоды или задевать элементы кузова. ГИМН ПОБЕДЫ Гоночный автомобиль - не средство передвижения. Это инструмент, позволяющий спортсмену проявить свой талант и добиться победы. А любой инструмент требует тщательной настройки. Можно, конечно, сыграть и на том, что есть. Только на успех вряд ли стоит рассчитывать. Мы надеемся, что ив этом сезоне команда БМВ-Россия и ее пилот Михаил Ухов выступят в нужной тональности. пМихаил Ухов и его боевая единица. 222 За рулем 7/2004