122
АВТОБУС вой стойкой соединяются вверху через роликовые подшипники, а внизу через шаровую опору. НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ. ФОТО: ОАО «АВТОЛАЗ» Но возможен альянс с другими, не менее известными производителями автобусных шасси, в первую очередь с МАНом. Не секрет, что автобусы повышенной комфортности охотно покупают крупные российские компании, которые в угоду одномарочности своего парка автомобилей могут заказать нестандартное шасси. Тормозная аппаратура, детали подвески, ГУР шины, электрооборудование - все импортное и самого высокого качества от производителей с мировыми именами.НЕОРЕАЛИЗМСТЕКЛЯННЫЙ ПОЯСПри изготовлении кузова применили технологии, отлаженные на новом поколении львовских автобусов - «Лайнер». Ферма сварена из фосфатированных прямоугольных труб, колесные арки, ступеньки и другие ответственные детали из нержавейки, багажные люки из алюминия, бока стальные с двусторонней оцинковкой. Укрывают это многообразие металлов импортными грунтом и краской, а где надо - антикорами. Без огромных панорамных стекол современный туристический автобус не построить. Их изготовление братья-славяне пока не освоили, ветровое пришлось везти из Финляндии, а боковые из Турции. Заводская дизайн-студия хорошо потрудилась, и если бы не лазовская эмблема на пластиковой облицовке, автобус вполне можно принять за иномарку. Панель приборов тоже их разработка, но руль, сиденье водителя, кнопки-клавиши и приборы - импортные. Пассажиров не обделили комфортом: хорошая шумоизоляция, кондиционер, теплый салон с двумя жидкостными отопителями «Вебасто», удобные венгерские сиденья, два холодильника, кофеварка, биотуалет. Разогнать скуку в дальнем путешествии поможет аудиовидеосистема с двумя мониторами. Не придется экономить и на багаже - под полом салона можно разместить девять кубометров чемоданов, сумок и коробок, но если автобус оборудован «спальней» для второго водителя, то объем уменьшается до семи. Перспективы производства этого автобуса 50-60 штук в год и, похоже, без заказов завод не останется, а значит, будут деньги на новые проекты. •Вконце мая во Львове начата сборка туристических автобусов ЛАЗ-52081. Первенца показали на Российском международном автосалоне-2003, где за конструкцию, яркую внешность и красоту линий отметили двумя дипломами: «Лучший в автомобильном дизайне» и «Лучший междугородный автобус». Это первый в истории завода серийный полутораэтажный автобус европейского уровня, потому имя ему подобрали соответствующее - «НеоЛАЗ».(Travego). Обещанный немцами ресурс для шасси 0C500RF - два миллиона километров. Турбодизель 0M457LA, вертикальную рядную «шестерку» с интеркулером разместили в заднем свесе - такая компоновка традиционна для «Мерседеса» и ЛАЗа. В зависимости от настройки турбокомпрессора и типа электронно-управляемых ТНВД, индивидуальных для каждого цилиндра, мотор имеет два уровня мощности: 354 и 420 л. с. Большая мощность оправдана для туристического автобуса: максимальная скорость 110 км/ч, и эта при полной массе под 18 тонн и внушительной лобовой площади! Коробки передач под каждый тип двигателя свои, но все они шестиступенчатые и управляются с расстояния в 11 метров тросами с пневмоусилителем. Модификаций ведущих мостов две, каждая со своей гипоидной главной передачей. Чтобы не растрясти VIP-пассажиров, переднюю подвеску сделали независимой, пневматической, на двойных поперечных рычагах. Рычаги качаются на сайлент-блоках, со шкворнеНА ОБЩЕЙ ПЛАТФОРМЕМеждугородный, а тем более туристический автобус должен обладать повышенной надежностью: ведь всего за двое суток движения он может оказаться в трех тысячах километров от начала маршрута, в другой стране, где слыхом не слыхивали о двигателях ЯМЗ и мостах из Чувашии. Чтобы разом исключить проблемы с эксплуатацией, экологией и сервисной поддержкой в Европе, заручиться доверием покупателей и пассажиров, НеоЛАЗы собирают на тех же агрегатах, что и «Мерседес-Травего»Пассажиры входят в салон по парадной лестнице.Место водителя - на первом этаже, по коридору налево.Салон в мансарде: соседние машины не мешают обзору.122За рулем 7/2004