170
171
172
173
НАША МАРКА: МОСКВА - ВЛАДИВОСТОКСТАРТОВЫЙ КАПИТАЛКогда выйдет в свет этот номер журнала, экспедиция ЗР будет в Забайкалье. Год назад мы уже прошли этим маршрутом, а вскоре сквозное движение по автодороге «Амур» было открыто официально. Но одно дело - перерезать ленточку и совсем другое - сделать, наконец, современную автомагистраль. Что же изменилось за прошедший год? Проходима ли эта дорога для обычных легковых автомобилей, независимо от времени года и погоды? Не придется ли снова форсировать вброд разлившиеся ручейки и речушки и стаскивать с дороги камни? Год назад это было обычным делом. Появились ли на трассе гостиницы, кафе, АЗС, а на нихнормальный бензин? Как отразится подобное путешествие на стоимости трех «наших марок» и перспективной «Калины» в денежном эквиваленте? Чтобы узнать, сколько они потеряют в цене, почти новые «Волгу», «десятку» и «Оду» мы продадим вполне реальным людям и непременно расскажем, что повлияло на их выбор и предпочтение «наших марок» подержанным «японцам». Попробуем выяснить, каков ожидаемый спрос и приемлемая цена на «Калину». Ответы на эти и многие другие вопросы цель нашего проекта, а успех будет всецело зависеть от надежности машин на маршруте и технического состояния их на финише. Поэтому едва их одометры напомнили о первом ТО, мы поехали на автосервис.ГАЗ-31105ЗАО «Даниан» - генеральный представитель Горьковского автозавода в Москве. При оформлении документов нам настоятельно рекомендуют дополнительную услугу «протяжку». За 700 рублей мастера берутся проверить все ответственные соединения. Предположение, что «Волга» добросовестно собрана на заводе, считают легкомысленным ив расчет не принимают. Что ж, специалистам виднее... Первым делом - мойка. Тщательная, без спешки и халтуры, будто «Волга», как минимум, директора «Даниана». Но не будем торопиться с выводами, а проследим ход событий до конца. Два мастера работают споро и слаженно. Правы были спецы - «протяжка» оказалась весьма кстати. Потом сменили масло в двигателе, смазали все, что нужно, даже крышку-фланец первичного вала коробки передач, чтобы муфта выжимного подшипника скользила без заеданий - обычная причина тугого сцепления на «волгах». Обошли было вниманием пустые масленки у подшипников ступиц задних колес - их-де следует смазывать через 20 тысяч, а пока рано. Однако смазку в резервуары все же заложили - хуже не будет. С первых километров «Волга» докучала вибрацией: грешили на дисбаланс колес его на станции устранили. Но как избавитьсяот биения дисков и шин, выходящего за рамки приличий? Замену колес ТО не предусматривает - это дело «гарантийки», поэтому пока ограничились оптимизацией: кривые колеса установили на заднюю ось. поровнее - на переднюю. Отчасти помогло, но временами рулевая колонка начинала трястись - того и гляди ключ зажигания выскочит из замка. Для регулировки углов установки колес опытному мастеру хватило линейки. Проверить давление в шинах и люфты в рулевом управлении он посчитал излишним. А зря -Дорога «Амур» сегодня: магистраль или трасса трофирейдов?схождение, измеренное несколько раз подряд по закраинам ободьев, «гуляло» раз от раза на шесть миллиметров! Не будем докучать хронологией обслуживания в «Даниане». Скажем лишь, что под надзором владельца ТО прошло в целом благополучно. Следующий этап - доведение «Волги» до товарной кондиции усилиями гарантийной службы. Основные претензии: при изменении нагрузки раскачивается коробка передач, щелкает кардан, трясется руль.170За рулем 7/2004 НАША МАРКА: МОСКВА - ВЛАДИВОСТОКПричина тряски руля - разогнувшиеся на 4 мм вилки карданного шарнира. Повторно сжатые, они пока держатся, но полной уверенности, что вновь не разойдутся, нет.Мастер ОТК А. Лобов начинает обстоятельный рассказ об устройстве трансмиссии и особенностях работы шарнира Гука при непараллельности осей кардана. В доказательство полной исправности машины в воздухе вычерчиваются синусоиды, на пальцах - мгновенные скорости, моменты сил и прочие декременты затухания. Приятно, черт возьми, поговорить с грамотным специалистом, вспомнить подзабытую теоретическую механику, но... руль трясется, а кардан щелкает. Уличив клиентов в невосприимчивости, мастер разговорного жанра лично проинспектировал злополучный кардан. Крестовину, как ожидалось, «закусывает». Пытаясь доказать. что это случайность, контролер хлестко бьет молотком по одному из подшипников. Странно - кардан упорно не хочет работать. Еще несколько ударов, и вот он, момент истины! - предписана замена вала в сборе. Результат - вибрация от кардана почти пропала, а от кривых колес - уже ослаблена их перестановкой.ет нормально, однако для полной уверенности нужно проехать хотя бы пару тысяч километров, а к этому времени мы надеемся перевалить за Урал. ВАЗ-2110 Среди «наших марок» «десятка» - наиболее массовая, поэтому она активно участвует ив других проектах журнала. Об одном из них материал «Косая сажень» в этом номере. В приемном покое технического центра «Северянин» немноголюдно. После оформления заказа нам предлагают проехать на площадку-накопитель. Тут-то и выясняется, что нелюдимость эта обманчива - в очереди стоит десяток автомобилей. Повезло - уже через час (!) распорядитель запускает нашу машину на мойку и далее на ТО. Качество мойки заказывает клиент - для себя, то есть мыть как следует, или для ТО - сбить грязь. Цена услуги, естественно, разная. Обслуживание идет в присутствии владельца. Его задача- обеспечить мастера маслом, фильтрами и прочим, что понадобится. Может привезти с собой или купить тут же в магазинчике - не дороже, чем в среднем по городу. Если вместо хорошего масла клиент, к примеру, пожелает залить в двигатель «веретенку», попросят прежде расписаться, что предупрежден о последствиях. Перед работой на рулевое колесо и сиденья надевают полиэтиленовые чехлы - правило хорошего тона (на многих станциях ими пренебрегают, а зря. Затраты-то копеечные, зато польза - налицо). Не повредил бы имиджу и динамометрический ключ для контроля затяжки ответственных резьбовых соединений. Но не будем придираться: во-первых, сам ключ -Для оптимизации положения карданного вала под коробку передач и на кронштейн промежуточной опоры установили прокладки.«Наша марка» плюс 11000 км - сколько это стоит?Хотелось еще устранить тряску руля, но мастер, распознав в нас склочников и скандалистов, от дальнейшего сотрудничества отказался. Дефект же здесь заключался в том, что вилки кардана рулевой колонки разогнулись, дав крестовине четыре миллиметра свободы по осям. Сырой ли это металл или плохая сборка, пока неизвестно. Разобрав шарнир, мы сжали вилки в тисках, вновь собрали и установили на место. Пока он работа•хбЗОнс'иЗадшжзиЗа рулем 7/2004 171 АВТОКЛУБНАША МАРКА: МОСКВА - ВЛАДИВОСТОК уверенно выставляет оптимальные, по его мнению, 1,5% СО ив довершение светит на шкив стробоскопом - порядочек! Естественно, работу пришлось переделывать самим. Повышенный расход топлива объяснялся просто - карбюратор был едва затянут... Подтянули, вернули регулировки к исходным - машина поехала как надо. Углы установки колес проверили столь же молниеносно. Закрепив кое-как зеркальца на передних колесах, мастер-угломер не спеша обошел автомобиль и подытожил - норма! Этой нормой был объявлен перекошенный на семь миллиметров задний мост и заваленные в одну сторону, что было видно даже на глаз, передние колеса. Итого из 25 пунктов ТО в сервисной книжке выполнен один - замена масла. Остальные лишь сымитированы. Требовать добросовестного проведения всего комплекса бессмысленно. Знает ли «Иж-Авто», что за контингент трудится на его станции? Ну да ладно, впереди гарантийный ремонт. Претензий к «Оде» гораздо больше, чем к «десятке» и «Волге», вместе взятым. Наиболее существенные: мало напряжение зарядки (всего 13,3 В), буксует сцепление, щелчки в шлицевом соединении карданного вала, отклеилась шумоизоляция потолка, перекошен задний мост. За десять часов нашего пребывания на СТО не устранили ни одной! Зато генераторов заменили три. Меняли бы и дальше, но иссяк складской запас. А дефект-то заложен в саму схему - стоило чуть-чуть подумать. Вместо этого нам предложили... поменьше слушать радио - будто бы в нем причина недозарядки батареи. Не вдаваясь в подробности, скажем, что дополнительный диод, включенный в провод к регулятору напряжения, поднял напряжение до нормы. На приведение машины в порядок своими силами нам понадобилось четыре часа. Дешевый автомобиль - убогий сервис?еще не гарантия качества работы, а во-вторых, опытный мастер чувствует гайку и так. Внушила доверие степенность, с которой обставлена регулировка зазоров в ГРМ. Сняв клапанную крышку, слесарь установил над ней «жигулевский» вентилятор «печки», накинул на клемму батареи провод и оставил машину на 40 минут - пусть остывает. Увеличенные зазоры трех клапанов были тут же приведены в норму.Патриоты «наших марок» на Дальнем Востоке, кто они?На просьбу смазать петли и замки дверей откликнулся арматурщик с «паровозной» масленкой. На ВАЗе экономят - мастер это знает, поэтому льет, не жалея. Будем считать, что первое ТО нашей «десятке» сделали добросовестно и до следующего она доедет без проблем.Поплавок датчика топлива завис на отметке «полбака». Подвижность восстановили, укоротив пружинку.ИЖ2126Для проведения очередных ТО и гарантийного ремонта в Москве «Иж-Авто» рекомендует ООО «Рускон-сервис» - адрес этой артели приведен в сервисной книжке. Начинаем, как положено, с мойки: всего 50 рублей, но и качество соответствующее - ритуальное. Кузов едва окропили водой и приступили к таинству собственно обслуживания. Меняя масло, мастер кряхтит - хорошая работа стоит денег, но узнав, что они уже в кассе, теряет к железному брюху всякий интерес. Размеренный ритм станции неожиданно прерывает милицейская облава. Работяг выстраивают в шеренгу, собирают паспорта, сличают фотографии и проводят блицдопрос. Вскоре, сомкнув поредевшие ряды, благонадежные, среди которых и наш мастер, разбредаются по рабочим местам. Следующая операция - регулировка тепловых зазоров в ГРМ. Перво-наперво нужно остудить двигатель, поэтому над ним, как водится, закрепляют вентилятор от системы охлаждения. Спустя час и сорок минут самобытный кулер задергался, загрохотал, и подоспевший мастер обесточил агрегат, сочтя охлаждение достаточным. Регулировка зазоров заняла буквально мгновение - и сморщенный гармошкой щуп с гаечными ключами грохнулись прямо на чумазое крыло «Оды» - гото-Кронштейны реактивных штанг «посажены» на антикор и уже уплыли на несколько миллиметров. Выровняв положение моста, их для надежности прихватили сваркой.Выскакивающую ручку стеклоподъемника можно расклинить саморезом. во, хозяин! Проверили: клапаны перетянуты. цепь ГРМ прослаблена. Следующий пост - диагностика. Засунув в глушитель шланг газоанализатора, мастер приступает к регулировке карбюратора. Мотор то завывает на максимальных оборотах, то глохнет. От такой тряски шланг из глушителя вскоре вываливается, однако сервисмен«ЛАДА-КАЛИНА» ВАЗ-11183Вместе с «нашими марками» - «Волгой», «десяткой» и «Одой» - в дорогу отправится и «Калина». Но не та, предпилотная, что была представлена в ЗР, 2004, № 3 и 4, а настоящий первый «пилот». Дело в том. что «пилотами» называют лишь те машины, в которых не менее половины узлов, агрегатов и комплектую-172За рулем 7/2004 НАША МАРКА: МОСКВА - ВЛАДИВОСТОКE£^SПилотная «Калина» тоже участвует в пробеге. ром, доработанным для крепления задней опоры двигателя. Вторые «пилоты» с кузовами, сваренными в сборочно-кузовном производстве завода, появятся в июле, а вскоре и третьи, собранные на 90% по основным технологиям. Они - установочная серия конвейера. Задачи «пилотов» помочь освоить технологии нового автомобиля и его компонентов, отработать сборку на конвейере и проконтролировать сопряжение кузовных деталей на готовом кузове. На них же пройдут завершающие фазы испытаний новых для заводского конвейера комплектующих - кондиционеров, САУКУ (управления климатом), подушек безопасности, ABS и прочего. Кроме того, «пилоты-2» предназначены для проведения приемочных и сертификационных испытаний. Часть серии пойдет в продажу. А тем временем «первый пилот» «Калины» в составе экспедиции «Наша марка» отправится в разведку - как-то его примут?Для обеспечения норм Евро III нейтрализатор на «Калине» размещен вплотную к коллектору. щих изготовлены по основной технологии той, которая будет работать в серии. Наша сделана уже в опытно-промышленном производстве (прототипы собирают в экспериментальном), с «нормальными» стеклами, фарами, фонарями, сиденьями и обивкой салона. На «Калине» восьмиклапанный двигатель объемом 1600 см 3 (индекс 21114). Именно в такой модификации первые машины (ВАЗ11183) сойдут с конвейера. Шестнадцатиклапанные, с 14-дюймовыми колесами и «десятыми» передними тормозами появятся позже. Двигатель собран в механосборочном производстве, но еще не на конвейере и оснащен катколлектором (Евро III)* и пластмассовым впускным ресивером - он проще и дешевле. Коробка передач - 2110, с карте• См. статью «Бездымный порох» в этом номере.ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ФИНИШИтак, первый этап проекта завершен, машины к путешествию готовы. Пока лидирует, без сомнения, «ДЕСЯТКА». Неплохо собрана, требует минимального внимания в эксплуатации, обеспечена нормальным сервисом, да и езда на ней более приятна. «ВОЛГА». Качество изготовления - посредственное, услуги автосервиса также не на высоте, но тенденция к улучшению этих параметров все же заметна. «ОДА». Единственное утешение - машина стала лучше, чем собранная два-три года назад. Покупая ее, нужно трезво оценивать свои возможности - на фирменный автосервис рассчитывать не приходится. а