176
177
178
АВТОКЛУБАВТОРАЗБОРКИПОЛЕЗНЫЕ• • Ш* Ш • •ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ ФОТО: ГЕННАДИЙ ЕМЕЛЬКИННовая запчасть и старая иномарка плохо совместимы - цена первой порой может превзойти стоимость второй. Неудивительно, что многие автовладельцы предпочитают детали б/у. Отыскать нужные проще всего на так называемых авторазборках. ЧТО СТОИТ ПОКУПАТЬ? Автомобиль - конструкция неравнопрочная. Даже у полностью отработавшего свой ресурс экземпляра всегда найдется, чем поживиться. На разборках, как правило, предлагают товар посвежее. Под «болгарку» идут аварийные, порой еще полные сил, но «проблемные» средства передвижения. Впрочем, к этому мы еще вернемся. Вначале - о технике. Несмотря на огромный выбор деталей, не всякое приобретение полезно. Не задумываясь можно покупать «кузовщину», оптику, зеркала, стекла, элементы салона и декоративного176 За рулем 8/2004оформления. Сюда же отнесем всевозможные бачки, патрубки, кронштейны, болты-гайки и прочий неодноразовый крепеж - словом все то, чье состояние можно определить на глаз. Другая часть агрегатов - из разряда «кот в мешке». Это моторы, коробки передач, карбюраторы, элементы впрыска, стартеры, генераторы, насосы, датчики и т. д. Брать их имеет смысл, если уценка соответствует степени риска. Впрочем, многие продавцы оговаривают условия возврата и обмена. Особый разговор о запчастях, на которых не стоит экономить. Это те, что напрямую связаны с безопасностью движения: тормозные цилиндры, шланги, тросы, диски, барабаны, шаровые опоры и рулевые наконечники. Здесь бесспорное преимущество у новых деталей, купленных в солидных магазинах. Причина понятна - жизнь и здоровье цены не имеют.ТОВАР - КУПЕЦ Разборки отнюдь не российское изобретение. Этот бизнес кормит немало людей по всему миру. Существуют целые ассоциации, издающие даже собственные журналы. Торговля организована по-разному. Где-то покупателю предлагают демонтированные и отсортированные детали, где-то торговая точка подобие автосвалки. Здесь клиент сам выбирает и откручивает понравившуюся запчасть. Нечто подобное есть ив родном Отечестве. Как водится, не без национальных особенностей. Главная - острая нехватка таких вот автосвалок. В России машины живут вечно, постепенно переходя от более-менее состоятельных хозяев к малоимущим умельцам. Даже тридцатилетняя «копейка» у нас не раритет, а обычное транспортное средство. Подобное же отношение ик осевшим в нашей стране иномаркам. Так что не стоит уди- АВТОРАЗБОРКИменяет - хлопотно и дорого. В ход идут в основном «морды», пороги, двери, задняя часть и очень редко - крыша. В среднем же невостребованным остаН 1 BANCHE^ фется до 80% кузовного железа. А вот моторы уходят практически СИП все - целиком и по частям. Проблем с регистрацией номерного агрегата не возникает - требуемые документы «выШ'* 4Рз правляют» еще на таможне. Сложность в другом. Двигатель - вещь в себе, и заВсе по-честному: «электротовары» проЭкспресс-проверка форсунок: на приларанее предсказать, как он поведет себя веряют на глазах покупателя. вок или в утиль? в деле, довольно сложно. Популярны два варианта. Тем, кто берет товар на вынос, разрешают лишь снять поддон и оценить состояние вкладышей. Остальное - коммерческий риск. Тем же, кто платит дополнительно $400, пересадку делают в местном автосервисе. Здесь мотор готовят: проверяют головку, износ цилиндров, обязательно заменяют все ремни и прокладки. Но в обоих случаях гарантия действует лишь до ворот. Впрочем, судя по количеству желающих, это никого не смущает. Опасность купить негодный узел не так уж велика. Все сложные технические изделия - генераторы, стартеры, насосы и т. д. проходят входной контроль. И клиенту приятно, и продавцу спокойнее. Другая группа разборок наскребает сырье по родным сусекам. Это, в основном, битые и нерастаможенные машины. Кузова здесь тоже идут под нож, а вот прочие номерные агрегаты, даже при отсутствии российской прописки, «Автоморда» - бестселлер вторичного рынка запчастей. легализуют как-то через комиссионные вляться, что крупные торговцы запчациализирующихся на утилизации отмагазины. Нравы здесь куда менее стями б/у завозят товар... из-за гранислуживших свое авто. Возраст донора жесткие - на монтаж и проверку двигацы. Импорт к тому же обходится много обычно не превышает десяти лет - ботеля или коробки передач запросто дешевле, чем покупка и разборка авалее древние запчасти постоянным могут дать целую неделю. К покупателю индивидуальный подспросом не пользуются. Путешествуют рийных машин и старья на месте. Так, у хорошо известной в Москве «иностранцы» в контейнерах в виде наход. Готовите технику для себя - брать и области фирмы «Сахалин-Плюс», что бора запчастей - везти машину целихоженые шаровые опоры, сайлент-блона Осташковском шоссе, есть агенты ком невыгодно. И таможня обходится ки, амортизаторы и рулевые наконечв нескольких странах мира. Автолом дороже, и отходы растут. Кузова целиники вам отсоветуют. Имидж дороже закупают у зарубежных компаний, спеком у подержанных иномарок никто не упущенной выгоды! Другое дело, еслиНа правах рекламыЗа рулем 8/2004 177 Цена привода никак не зависит от высоты стеллажа.С кузовами не церемонятся - здесь это не товар, а отходы производства. хотите установить эти же детали на машину для продажи. Маленький бизнес высоких доходов не приносит. Поэтому при небольших разборках, как правило, есть мастерские, занятые восстановлением деталей. Вариант промежуточный - и по качеству, и по цене. Упомянутые источники, предлагающие автомобильные «органы», не единственные. Ведь запчастей, подлежащих идентификации, в машине всего две кузов и блок двигателя. Все остальное можно реализовать без ссылок на происхождение. Конечно, торговать только краденым никто не рискует. Но растворить автомобиль-другой среди легального товара весьма соблазнительно. Вряд ли криминалисты станут выяснять родословную каждого крыла или рулевой тяги. Судя по обилию порезанных кузовов в подмосковных лесах и оврагах, дело поставлено на широкую ногу. А чего стоят объявления типа: «Куплю авто с любыми проблемами!». Так что делайте выводы. ДЕНЬГИ И ВРЕМЯ Начиная поиск, надо исходить из своих возможностей. Если денег достаточно, лучше сразу обратиться в крупную фирму. Здесь всегда богатый ассортимент (в той же «Сахалин-Плюс» контейнеры с запчастями поступают раз в два-три дня). По соседству - прилавок с новыми деталями. Выбор - на любой вкус. Сравнивая ценники, не удивляйтесь, что, допустим, новое неоригинальное кры178 За рулем 8/2004Оплаченный заказчиком двигатель обязательно вскроют для проверки. ло стоит дешевле, чем оригинал с разборки. «Фирма», хоть и бывшая в употреблении, часто ценится дороже китайской копии. Для покупки не обязательно везти с собой образец - достаточно свидетельства о регистрации автомобиля: в нем есть вся необходимая информация для работы с компьютерной базой данных. Клиент окружен заботой, но прав не всегда. Фирма жестко защищает себя от недобросовестных покупателей, что в известной мере сказывается на остальных. Чтобы вернуть купленную здесь деталь, нужны веские основания. Хотя человеческий фактор все же не исключается. Так, на наших глазах у священника приняли назад неисправный двигатель - «божий человек не обманет!». Но, пожалуй, самый существенный недостаток солидных фирм уровень цен. Увы, развитая инфраструктура требует немалых расходов. Если времени навалом, можно сосредоточиться на мелких разборках. Цена здесь, как правило, ниже. Кроме того, всегда можно найти повод поторговаться. Свой товар метят и здесь, но договориться о возврате или обмене гораздо проще. Порой такие разборки превращаются в клуб интересных встреч, где можно не только купить запчасть, но и узнать много полезного о ремонте и особенностях эксплуатации любимой модели. К сожалению, портит картину нестабильность ассортимента. Ведь сырье здесь подыски-Разбирать дверь «до основанья» на разборке не будут - лишний труд. вают, в основном, по объявлениям в газетах и Интернете. Поэтому владелец разборки не в состоянии сказать, когда поступит нужная вам деталь. ЧАСТНЫЙ СЕКТОР Самостоятельно нажиться на разборке собственного старичка, скорее всего, не получится. Во-первых, чтобы продать машину по частям, нужно время. Ведь постоянных клиентов у вас, разумеется, нет, а разовые объявления обвального спроса не гарантируют. Кроме того, трудно продать все дотла - чтонибудь обязательно останется. Куда девать невостребованную часть кузова, подрамники, балку моста? Во-вторых, для разборки требуется кое-какой инструмент и крыша над головой. Если своего гаража нет, аренда чужого вряд ли окупится. Да и зачем продавать машину по частям, если ее можно пристроить целиком. Выйдет быстрее и нередко дороже. Не возьмут на рынке, обратитесь к разборщикам. Если «ласточке» не больше 10 лет, долларов 500-800 можно выручить. Несмотря на обещанный рост благосостояния, количество разборок на убыль не идет. В самом деле, где еще можно приобрести вполне годные к употреблению детали по более чем умеренной цене? А то, что деньги любят счет, знают не только у нас. Свалкимагазины процветают ив благополучной Европе, и в еще более благополучной Америке. Что ж, закон есть закон. Даже если он - рыночный.