136
137
СКОЛЬКО ЗАПЛАТИМЗОЛОТОЙ БЕНЗИН<Модных тем» для разговоров в автомобильной среде в этом году стало больше. И это прежде всего рост цен на топпиво. Сегодня, кажется, даже бабушки, сидящие у подъезда. в курсе, сколько стоит баррель нефти на Лондонской бирже: что уж говорить о тех. кто. можно сказать, изо дня в день заправляет свои автомооили! Собственно, в России беда с бензином летом случалась всегда, пора бы привыкнуть: или он исчезал, или дорожал. либо то и другое вместе. В этом году за какой-то месяц он подорожал на 1 1.5 рубля (а рост за пять месяцев составил более чем 15%). В июне в столице литр АИ-92 стоил в среднем 13.5 рубля, а цена «95-го» вплотную подобралась к 16 рублям. Ответы на многочисленные «почему» в первую очередь стоит искать за пределами родного отечества. Нестабильная обстановка в странах - традиционных поставщиках нефти привела к тому, что цены за баррель на международном рынке с января по май этого года выросли на 25% - с 30 до 40 долл. А поскольку российская нефть, судя по спросу, не хуже венесуэльской, норвежской или любой другой, наше «черное золото» хлынуло на Запад в большом количестве. В результате внутреннему рынку от общемировых цен тоже «перепало». Котировки нефти. оставшейся на российском рынке, в маеиюне этого года уже составляли 4000 руб. за тонну (это. между прочим, в три раза выше. чем в прошлом году). Внес свою лепту в повышение цен и новый порядок взимания акциза на бензин - теперь его платят не НПЗ. а сами АЗС. В результате мелких операторов с рынка практически выжили, а крупные могут спокойно диктовать свои условия. Есть и третья сторона топливного «беспредела». Россияне издревле долго терпели.МАКСИМ ПРИХОДЬКОвыхлоп сВ условиях не самой благоприятной эко номической ситуации немцы вынуждены экономить на многом из того, что считают предметом первой необходимости. В их число попал теперь и бензин. Повышение цен на горючее - одна из самых обсуждаемых сегодня тем Германии. А как же иначе, если это коснулось большинства немцев, которые уже давно не представляют себе жизнь без автомобиля. В среднем питр бензина стоит сейчас 1,2 евро - самая высокая цена, когда-либо существовавшая здесь на горючее. Чем бы ни объяснялось подорожание - ростом цен на европейской бензиновой бирже в Роттердаме, общим повышением цен на нефть, возросшим спросом американцев на европейский бензин - легче от этого не становится. Тем более, что цены на бензин растут быстрее, чем цены на нефть: последняя с начала года подорожала больше чем на 17%. а цены на бензин подскочили на 43%. Самая распространенная в Германии марка бензина «супер» стоит уже 1.24 евро за литр!а потом начинался народный бунт, бессмысленный и беспощадный. О соляном бунте 1648 года мы знаем только из учебников истории. а вот «табачный бунт» 1991 года, когда возмущенные курильщики перекрывали московские улицы, помнят даже те. кто сроду никогда не курил. Не стоит забывать ио том. что автомобильное топливо в нашей стране - продукт ценообразующий, то есть рост цен на бензин и дизтопливо автоматически поднимает их на все товары народного потребления. А это затрагивает уже не только «автомобилизированных»граждан. В Российском топливном союзе, объединяющем 35 региональных топливных ассоциаций. это хорошо понимают. В свое время его специалисты даже подсчитали «предел прочности» для наших автолюбителей: до 15 руб. за литр «девяносто второго» они еще как-то выдержат (пусть и жутко при этом ругаясь). а вот дальше... Дальше реакцию предсказать трудно. Проанализировав ситуацию по стране в целом, РТС предложил правительству разработать принципы ценообразования на топливном рынке. Хотя по нятно. что крупные нефтяные компании вряд ли склонны к компромиссу, пока экспорт нефти и нефтепродуктов приносит баснословные доходы. Ныне, правда, ко всем гневным снизу «доколе» сверху оперативно присоединился глава правительства: он поручил профильным министерствам детально разобраться с тем. как остановить рост цен на топливо на внутреннем рынке. Скорее всего, это означает. что нефтяными компаниями вплотную займутся ребята из Федеральной антимонопольной службы. Так что. видимо, в этом го ду мы Европу по ценам на бензин еще не до-ЗА БЕНЗИНОМ В ЛЮКСЕМБУРГЕще совсем недавно для немца было обычным сгонять в булочную за углом на автомобиле. Сегодня с этим покончено. Что уж говорить о дальних путешествиях. приверженцами которых немцы слывут в Европе. Мало того, все больше заядлых автомобилистов пересаживаются в общественный транспорт и на велосипеды. По данным крупнейшей в стране страховой автомобильной компании DA Direkt. каждый четвертый опрошенный пользуется автомобилем все реже, а каждый пятый намерен чаще отдавать предпочтение общественному транспорту (к слову сказать, в Германии он тоже недешев). Особенно велико это желание у людей среднего и старшего возраста. Некоторые даже заявляют о намерении больше ходить пешком. Вместе с тем. жители районов, расположенных близ Люксембурга. Швейцарии или французского Эльзаса, все еще могут не ограничивать свои автомобильные потребности. Правда, для этого приходится поступать непатриотично, отправляясь за бензином к соседям, где он до сих пор значительно дешевле. В Люксембурге можно заправиться, уплатив 85 центов за литр, в Швейцарии - за 90 центов, а на ближайших заправках вш^^^1вв13fiU--.-.'..S КОГДА БЕНЗИН ДОРОЖАЕТКАРТОШКИЭльзасе 95-й" бензин стоит 1 евро. В Германии действуют правила, запрещающие в целях безопасности каждому, кто въезжает на территорию страны, провозить в дополнительной канистре более 20 литров. Экономическая целесообразность в этом случае берет верх над немецкой законопослушностью везут больше.АЛЕКСЕИ ГЛУХОВСКИЙАВТО В СКЛАДЧИНУРастущие цены на содержание авто выдвигают на первый план новые требования при покупке машины. Главным для многих немцев становится теперь ее экономичность, возможность дешевого ремонта и низкие страховые ставки. Поэтому на дорогах все больше небольших «японок» и «кореянок». Они уступают в скорости на автобанах, зато не так прожорливы... В наиболее выгодном положении могут оказаться водители автомобилей с дизельными двигателями. Как выяснилось, для них в качестве топлива вполне подходит растительное или салатное масло. Число автозаправок, предлагающих топливо из огородных культур, достигло в Германии тысячи.Отличие от обычной солярки заключается ив том. что за автомобилем стелется аромат жареной картошки. Но это еще не все: специалисты НИИ биотехнологий при Штутгартском университете разработали методику, с помощью которой отходы от изготовпения сыра могут быть тоже переработаны в биологическое дизельное топливо... Пока, правда, подобные виды горючего еще экзотика, чего не скажешь о нетрадиционных методах использования автомобиля, получающих все большее распространение. Один из них - совместное владение и пользование машиной (car-sharing). По данным исследований, автомобиль в среднем эксплуатируется 45 минут в день. В условиях. когда расходы на его содержание постоянно растут, люди все больше прислушиваются к информации об «автомобиле в складчину». Система тут проста: участники платят фиксированные месячные взносы и дополнительную плату за месячный пробег. Это дает им право время от времени пользоваться «общими» автомобилями из специальных центров. Они уже есть в 250 городах Германии. Что-то будет дальше. а На правах рекламы(095) 349-97-71 (095) 748-36-98>ронеж: (0732)56-64-02; Краснодар: (8612)34-07-06; Москва: (095)165-27-90, 357-02-68,730-20-99; Нижний Новгород: (8312)74-87-30; Новосибирск: (3832)61-24-20; Республика Дагестан и Чеченская республика: (095)746-20-35; (903)423-22-17; Ростов-на-Дону: (8632)99-12-55; Самара: (8462)97-10-03; Санкт-Петербург: (812)560-57-86; Саратов: (8452)59-53-94; Тольятти: (8482)70-68-38; Тула (0872)37-07-77; Челябинск: (3512)67-22-57; Ярославль: (0852)53-09-24.За оулем 8/2004137