200
201
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИСЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ ЗРДЕЛО О КУЧКЕ ГРЯЗИЧЕМ ЗАКОНЧИЛСЯ ВИЗИТ НА РЫНОКВ тот день Ильдар А. решил устроить себе выходной - домашних дел накопилось немало. Да и супруга уже не раз пилила: пора съездить на строительный рынок, купить обои - ремонт в новой квартире идет полным ходом... Служебные дела позволяли: сначала махнули на один «стройрынок», потом на другой, а по пути решили заскочить и на продовольственный. Чтобы подъехать к нему, надо повернуть налево: Ильдар включил поворотник и остановился. Но не прошло и десяти секунд, как почувствовал скользящий, но довольно ощутимый удар - переднее левое крыло его ФИАТа зацепила «31-я» «Волга» с синими номерами. Из остановившейся метрах в двадцати машины вышли двое в милицейской форме и принялись осматривать царапины «Волги». Потом старший из них, с погонами подполковника, двинулся на Ильдара ис ходу стал во всем его винить - не включил указатель поворота, при перестроении резко вильнул в сторону, и пошло-поехало. От неожиданного напора А. сразу не нашелся что возразить - уж очень активен был служитель порядка. «Сейчас гаишники приедут и увидишь, кто прав!» - закончил свой монолог милицейский офицер и сел в машину. Экипаж ДПС подъехал довольно быстро - видимо, его вызвали по рации из служебной машины. Подполковник дал указания своему водителю и уехал на прибывшей за ним другой «Волге». Обычные измерения рулеткой, фотографирование сотрудниками ДПС места происшествия и повреждений автомобилей оформление происшествия не заняло много времени. Спустя четверть часа Ильдару предложили подписать схему дорожно-транспортного происшествия. Помня советы ЗР не пренебрегать в этом случае даже мелочами, он обратил внимание на то, что после удара из-под крыла ФИАТа вывалилось несколько кусков засохшей грязи; 200 За рулем 9/2004 они так и лежали у переднего колеса, но вот на схеме их не оказалось. «Зачем всякую ерунду рисовать, когда здесь и так все ясно», - пробурчал инспектор, но А. настоял, и кучку осыпавшейся грязи все-таки обозначили. Как выяснилось потом, очень кстати. Когда машины убрали с проезжей части и водители написали объяснения, гаишник пригласил Ильдара к себе в машину, где объявил, что составляет на него протокол. «Как же так? Я же стоял на месте и меня ударила «Волга», - возмутился пострадавший. На что инспектор ответил заученной фразой: «В группе разбора разберутся». В результате на свет появился протокол с таким текстом. «Водитель Ильдар А.... перед поворотом, перестроением налево, не включил левый указатель поворота, не убедился в безопасности маневра, в результате чего совершил столкновение с а/м ГАЗ-3110 г/номер м 0082 50 под управлением Филатова Н. М., движущегося слева в попутном направлении». На языке Правил дорожного движения это означает: не было выполнено требование пунктаСЕРГЕИ ВОЛГИН8.1. Разбор был назначен спустя неделю.МИЛИЦИОНЕР ФИЛАТОВ НА РАЗБОР НЕ ЯВИЛСЯРешив, что с таким протоколом в ГАИ он окажется мальчиком для битья, Ильдар пришел за советом в редакцию и попросил, чтобы кто-то сопровождал его в группе разбора. Как это часто бывает, времени, чтобы досконально изучить материалы дела и подготовиться к защите, не было; единственное, что успел оформить у нотариуса доверенность на право представлять интересы Ильдара в качестве защитника. Без этого документа в ГАИ с юристом даже не стали бы разговаривать. Разбор назначили на 11 часов, но г-н Филатов не явился видимо, посчитал ненужным терять время, когда «и так все ясно». У Ильдара было двое свидетелей, но их мы решили пока не приглашать - при необходимости заявим соответствующее ходатайство. Кстати, так можно будет выиграть время для тщательного изучения материалов дела.У двери отдела образовалась большая очередь. Это грозило потерей целого дня в ГАИ, что нас никак не устраивало, и мы написали ходатайство начальнику отдела ГИБДД: «В связи с большой очередью попасть в указанное время в кабинет № 311 было невозможно, поэтому, в соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ, просим назначить новую дату рассмотрения нашего дела, о чем уведомить водителя А. в установленном порядке». С такой бумагой (составленной в двух экземплярах!) мы отправились к начальнику отдела. Его на месте не оказалось, нас принял заместитель, и уже через пять минут мы сидели в группе разбора. Нам повезло. Первое - надо было внимательно ознакомиться с материалами дела, о чем я сразу и заявил. Меня, пусть это не удивляет, интересовало,в первую очередь, отражена ли в схеме та самая кучка грязи и место ее расположения. Это было отнюдь не праздное любопытство. При столкновениях автомобилей обычно образуется осыпь грязи, как это имело место ив нашем случае, но, если бы автомобиль Ильдара в момент столкновения двигался, он бы эту осыпь непременно переехал. По схеме же было четко видно: грязь осыпа- СЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ ЗРНа правах рекламылась кучкой в нескольких сантиметрах перед колесом. А раз так, то никакого маневра Ильдар не совершал; может, только собирался это сделать. Поэтому и пункт 8.1 к нему неприменим. Конечно, на одном этом защиту построить нельзя, но данное обстоятельство существенно облегчало задачу. Весьма помогли и фотографии места происшествия, которые сделал сотрудник ГИБДД (к сожалению, камеры у них встречаются довольно редко, даже в Москве). На снимках отчетливо видно, что «Волга» находится на встречной полосе. Вот только вменить это в вину ее водителю было невозможно. Из схемы происшествия следовало, что дорога хоть и была шириной около 12 метров, разметки не имела. А раз так, то водители самостоятельно определяют количество полос. Значит, формально водитель «Волги» мог считать дорогу двухполосной, а в этом случае выезжать на «встречку» Правилами не запрещено.концов, руководитель группы разбора принял решение перенести встречу на неделю и обязательно вызвать второго участника ДТП. Через неделю мы были в ГАИ уже во всеоружии. Предварительно составили ходатайство о допросе двух свидетелей - супруги Ильдара, с которой он ехал в машине, и работника рынка (он присутствовал при инциденте). Вообще-то, обязанность водителей искать свидетелей дорожно-транспортного происшествия закреплена пунктом 2.5. К сожалению, редко кто об этом вспоминает. А юридически показания свидетелей, будь то близкие родственники или абсолютно незнакомые люди, равны (статья 26.11). К нашему удивлению, водитель-милиционер вновь в ГАИ не явился. Видимо, это сыграло решающую роль. Через минуту было подписано постановление: производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях А. состава административного правонарушения.Automotive % Components %КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ ПДДРазбор происшествия напоминал соревнования по знанию Правил дорожного движения. Основным доводом милиционера было то, что ФИАТ стоял под углом к краю проезжей части и даже если и не двигался, то все равно его водитель нарушал пункт 8.1 Правил, так как должен был убедиться в безопасности своего маневра заранее. Мы же доказывали, что водитель «Волги», перед тем как выезжать на встречную полосу, тоже должен был убедиться в безопасности своего маневра (тот же пункт 8.1) и вообще обязан действовать «таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда» (пункт 1.5 ПДД). Очень на руку нам сыграли и показания водителя «Волги». В объяснении он написал, что Ильдар «шарахнулся» от автобуса, который стоял на остановке и ударил «Волгу» в заднюю дверь. Опровергнуть это можно было только при помощи свидетелей. После почти часа жарких споров мы отправились смотреть повреждения ФИАТа. Но тщательный осмотр не дал ничего. В концеВМЕСТО ЭПИЛОГАМожно было бы, конечно, бодро написать, что, мол, «в очередной раз справедливость восторжествовала», что подполковник милиции посрамлен. Только вот стопроцентной победой результат не назовешь. Фактический виновник аварии оказался безнаказанным. К тому же участники ДТП находились в разных условиях. Первоначальный протокол, составленный на Ильдара А. (фактически незаконный, как показал разбор), если бы его не отменили, стал бы основанием для выплаты страховой компанией Ильдара стоимости ремонта «Волги». А значит, в будущем году ему пришлось бы платить за свою страховку больше. Водителю же «Волги» вообще до страховки дела нет - машина-то государственная! Когда мы вышли из ГАИ, Ильдар рассказал, что сегодня снова видел ту же «Волгу» № м 0082 50. Точно так же «впритирку» она объехала его ФИАТ по встречной полосе и умчалась, пока Ильдар и другие стояли у светофора в ожидании зеленого света. Так что кому-то неприятности еще предстоят. D За рулем 9/2004 201