164
165
166
167
ТЕХНИКАГРУЗОВИК: VOLVO FH16ДВАЖДЫ ЗЕЛЕНЫЙ По сложившейся традиции журналисты ЗР участвуют во многих автопробегах. Едва стартовала во Владивосток экспедиция «Нашей марки», как нас пригласили на демо-тур грузовиков «Вольво» по городам Сибири и Урала. Туда, где есть представительства и сервисные станции «Вольво Траке». Уфа, Екатеринбург, Новокузнецк, Омск, Новосибирск, Красноярск. Из четырех машин две - самосвал FM12 и седельный тягач FH12 собраны в Зеленограде (ЗР, 2003, № 11), третьим стал фургончик FL6, а большой зеленой «изюминой» пробега - «чистокровный швед», топ-модель концерна - «BcuibBO-FH16». В этом году только начинаются их поставки в Россию, и велико было искушение проверить флагмана на трассе. ВЕРНОСТЬ РАЗМЕРУ После модернизации основного для больших «водьво» двигателя D12 (напомним,)НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ. ФОТО: ФИРМА VOLVOэти дизели ставят также на катера, яхты и прочие суда), замены в производстве ветерана D10 на D9A дошла очередь и до 16-литрового мотора. Прежний, тоже рядную «шестерку» с турбонаддувом и интеркулером, выпускали до осени 2001 года. Конструктивно «новичок» - это подросший на 4 литра D12D с размерностью ветерана: диаметр цилиндра 144 мм, ход поршня 165. Распредвал, управляющий 24 клапанами и шестью насос-форсунками, вугоду жесткости переместился в головку, только приводится со стороны маховика через каскад шестерен. Так ив кабине тише, и отобрать 100-киловаттную мощность на агрегаты надстройки легче. (Напомним, подобная схема, только без отбор» мощности, используется на КамАЗе с середины 70-х.) Настройкой «мозгов» двигателя, цикловой подачи электронно-управляемых насос-форсунок и производительности турбокомпрессора164За рулем 10/2004 ГРУЗОВИК: VOLVO FH16\fш\1ш. • 1ч^ИJL^ ^ ^ "»SAт1щ^ЧЩ ч1^ Г ^ аЛ'-слиИ^Ч!^В жилом отсеке*все1b isЧЬЯ Ж*•получают мощность 550 или 610 л. с. При одинаковом (2000 кгс/см2) давлении впрыска применили разные распылители. Более слабому мотору достались «пятидырчатые», мощному - с шестью отверстиями. Учтена каждая капля солярки - удельный расход всего 189 г/кВт-ч. Для России машины оснащают фильтрами грубой очистки топлива с электроподогревом. Конечно, лето не лучшее время, чтобы проверить их в деле, но на нашей товарной солярке на всем протяжении маршрута машины даже не чихнули. Нет и черного дыма на тягунах - требования Евро III соблюдаются не на словах. Неспроста, видимо, машина окрашена в зеленый цвет. Дизели «Вольво» славятся своим ресурсом под два миллиона километров. Для новичка планку опускать, конечно, не стали. Ныне на всех двигателях, начиная с D9A, стоят составные поршни со стальными днищем, бобышками и алюминиевыми юбками - залог долговечности цилиндро-поршневой группы. За качество и стабильность смазки отвечают водомасляный теплообменник, три фильтра - два полнопоточных и один байпасный, перепускной. При засорении двух основных, но чаще при холодном пуске в главную магистраль поступает проце-женное через него масло. Его, кстати, в системе 42 литра, поэтому замена предусмотрена через 90 тыс. км. Но это на автомагистралях Европы, у нас - при строительных и городских перевозках и сернистой солярке - эту операцию придется делать вдвое чаще. АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА В зависимости от настройки «мозгов» двигателя изменяется не только мощность, но и крутящий момент - 2500 и 2800 Н-м, однако трансмиссия машин почти одинакова. Сцепление только двухдисковое диаметром 394 мм, оттяжного типа с диафрагменной пружиной и пневмоусилителем. На Западе давным-давно стандартом SAE унифицированы крепежные размеры картеров КП. На больших машинах это SAE-1: на любую можно поставить коробку ZF или, к примеру, американскую «Итон». Это у КамАЗа, ЯМЗ и ЗИЛа все размеры разные - не иначе, чтобы сбить с толку вероятного противника. Но «Вольво» чужое не нужно, коробки и мосты для тяжелой серии делают сами. Для нового грузовика FH16 разработали коробку VT2814B с прямой или повышающей передачей, взяв за основу известную у нас VT2514B (цифры в обозначении: 28 и 25 - крутящий момент двигателя вН • м, деленный на 100; 14 - количество передач). Это полностью синхронизированный агрегат с трехступенчатой основной коробкой, двухдиапазонным планетарным демультипликатором и делителем со встроенной тихоходной передачей-«черепахой». Основной КП, «черепахой» и задним ходом управляют рычагом через тросы, демультипликатором и делителем электропневматическим приводом с двумя клавишами. Обязательная для подобных коробок система смазки под давлением оснащена полнопоточным фильтром. По заказу для эксплуатации в тяжелых режимах устанавливают датчик температуры масла, водомасляный теплообменник, аварийный насос гидроусилителя руля, коробку отбора мощности и, конечно, гидравлический трансмиссионный тормоз-замедлитель (ретардер). Известнаяпо «BO№BO-FH12» электронно-управляемая механическая коробка I-shift пока не доросла до крутящего момента 16-литрового двигателя все впереди. Колесная формула нового FH16 гибко учитывает условия эксплуатации. Седельному тягачу достаточно 4x2, магистральному грузовику 6x2, а лесовозу и 6x4 мало, но полноприводных модификаЗа рулем 10/2004 165 ТЕХНИКАГРУЗОВИК: VOLVO FH16Ш 41твлт. *°ций не будет. Ведущие мосты аналогичны FH12 и подразделяются по нагрузке и типу главной передачи. Самое малое передаточное число у одинарных гипоидных мостов низкорамных тягачей с широкопрофильными шинами - всего 2,1, а самое большое - 7,21 у автопоездов полной массой 100 тонн. Конечно же, такому богатырю положены мосты со ступичными планетарными редукторами и всевозможными блокировками. СУДЬБА БАРАБАНЧИКОВ В демо-тур отправили усредненный, хотя и выставочный экземпляр, а ведь уже существует множество модификаций FH16. Предлагают три высоты шасси: 1000, 900 и 850 мм. Еще более разнообразны варианты колесной батзы. У тягачей 4x2 - 3500, 3600, 3700 и 3800 мм; 6x4 3050, 3200, 3400 и 3600 мм, а самые длинные, конечно же, бортовые грузовики. Здесь база доходит до 6500 мм. Любимые скандинавами «ленивые» мосты при схеме 6x2 располагают перед ведущей осью или сзади нее. При заднем расположении их делают подъемными и снабжают рулевым управлением - гидравлическим или обычной механикой, иначе при разворотах такой «крокодил» быстро сотрет шины до корда. Подвеска на выбор: полностью пневматическая, комбинированная - впереди параболические рессоры, сзади пневмоподушки или полностью рессорная для машин 6x4 и 8x4. Есть одна особенность редукторных мостов с рессорной балансирной подвеской: на них устанавлива-ют только барабанные тормоза с S-образными разжимными кулаками, которые на Западе уже сходят на нет. Дисковые тормоза - на мостах с пневмоподвескои: именно такие были на нашем FH16. Горы на Южном Урале не очень высокие, но здесь-то и проявились способности зеленого «Вольво». На подъемах из автопоездов более-менее сопоставимы с «Вольво» суперМАЗы с 400-сильными ЯМЗ-7511. Но абсолютным лидером оказался маленький автопоезд - пожилые «Жигули»-«шестерка» с высоким тентованным прицепом, груженные ив салоне какими-то коробками. Еще бы - 40 «лошадей» на тонну полной массы. А вот на спусках FH16 действительно нет равных. Отечественные грузовики сходят с гор на чуть большей скорости, чем забираются на них, и все равно над трассой стоит запах горелых накладок. Неоспоримо преимущество дисковых тормозов у «Вольво», но самое главное - взаимодействие горного тормоза, компрессионного моторного и гидравлического трансмиссионного - ретардера. Когда рычажок дополнительной тормозной системы в положении «автомат», в первую очередь заработает именно она. Если эффективности почти в 500 кВт не хватает, при дальнейшем нажатии на педаль вступают в работу колесные дисковые механизмы, цепко держа на спуске груженый автопоезд. (Говорят, чертежи отечественного ретардера который год пылятся на кульманах инженеров ЯМЗ...) ГДЕ ДЕНЬГИ ЛЕЖАТ Чтобы сразу внушить почтение и нагнать страху на конкурентов, дизайнеры стремятся подчеркнуть исключительность флагманской модели грузовика. Даже окраска у FH16, как у рюскошных легковых авто, - зеленоватосерым «хамелеоном». На «фасаде» - обилие хрома, в интерьере - натуральная кожа и кирпичного цвета велюр. На имидж работают аэродинамические обтекатели, спойлеры, колпаки колес. Удобные сиденья в трех вариантах исполнения, огромного объема кабина, ширюкие спальные полки, есть даже маленький сейф для денег и путевой документации. «Автономка», кондиционер, холодильник, полочка под TV, шкафчик для микроволновки. Надоело ехать - остановись там, где красиво, отдохни, выпей кофе, поставь видеокассету с культовым фильмом про дальнобоев - «Черный пес» с Патриком Суэйзи. Ты такой же, как он, и даже круче, и ты едешь на зеленом тягаче «Вольво». Вдвоем вам любая дорюга по плечу. •Установленный на коробке передач гидрозамедлитель обеспечивает торможение даже в момент переключения передач. 166 За рулем 10/2004 На правах рекламыТЕПЛАЯ ПОДДЕРЖКАХолодная российская зима ни одного автовладельца не оставит равнодушным к здоровью своего автомобиля, возможности сэкономить деньги и избавиться от ежедневных неудобств, вызванных запуском двигателя. Именно поэтому тема электрического подогрева двигателя неоднократно затрагивалась на страницах журнала. В последние годы электроподогреватели двигателей пользуются у автолюбителей все большей популярностью. Для этого есть, по крайней мере, три веские причины. Во-первых, "теплый" старт - это быстро и приятно: при - 30°С машина заводится так же легко, как и при плюсовой температуре. Во-вторых, предстартовый прогрев двигателя позволяет увеличить срок его службы. По оценкам специалистов, один запуск холодного двигателя по износу деталей эквивалентен 500 км. пробега. В-третьих, система подогрева обеспечивает экономичное использование топлива - ежедневное использование электроподогревателя позволяетВАШЕГОДВИГАТЕЛЯ• •сберечь до 150 литров топлива в год. Сегодня ведущим в стране производителем электрических подогревателей двигателя является ЗАО "Лидер" (г.Тюмень), созданное на базе Тюменского завода автотракторного электрооборудования. Предприятие, которое уже более 17 лет специализируется на производстве электроподогревателей двигателя, сейчас выпускает модели третьего поколения. Кстати, только у него есть собственная испытательная лаборатория, где проверяется качество сырья, запчастей и готовых подогревателей, что позволяет гарантировать высокое качество, надежность и долговечность продукции. Основной продукт "Лидера" - "СЕВЕРС" электроподогреватель средней мощности (1; 1,5; 2 кВт) для легковых автомобилей. Принцип его работы прост и надежен: подогреватель встраивается в систему охлаждения двигателя, и поступающая в него жидкость нагревается, вытесняя холодную. При нагреве двигателя до 85°С "СЕВЕРС" автоматически отключается. Всравнении с другими производителями данная модель оснащена более надежным импортным терморегулятором. Кроме того, "Лидер" выпускает подогреватель в алюминиевом корпусе, который, в отличие от пластмассового, гарантирован от возгорания и механических повреждений. Модель "БЕСПРИЗОРНИК" - это встраиваемый электроподогреватель малой мощности (0,5, 0,6 кВт) для легковых автомобилей. А название его вполне оправданно: включенный электроподогреватель можно оставить без присмотра на всю ночь он постоянно поддерживает рабочую температуру двигателя. Электроподогреватель "НАПАРНИК" повышенной мощности 3,5 кВт предназначен для грузовиков и автобусов. Так же, как "СЕВЕРС", он быстро разогревает двигатель, а при достижении нужной температуры автоматически отключается. "ГЕЙЗЕР" - электроподогреватель топливозаборника - выпущен специально для грузовой техники, работающей на дизельном топливе. Конструкция электроподогревателей "Лидера" позволяет их без труда устанавливать на автомобиль. Внимательно прочитав инструкцию, с монтажом справится даже неопытный автолюбитель. Словом, если заранее позаботиться об установке электроподогревателя, зима не покажется столь холодной.СПЕШИТЕ !!!ВПЕРВЫЕ Вы можете приобрести*ЗАп6лни"купонI IIIIIII ттФамилия, Имя, Отчество Индексапо ценам про»Не упуститеПО ПОЧТЕ наложенным платежомQU lLiIласть/Край/АО, Район (Деревня/Посе/юк/станица и т.п.)Город. Населенный пунктi iiiiiiiii~. Разборчиво топните купон и отправьте по дресу: 625002, Россия, -,Имень, ул. Циолковского, 1, с пометкой "Надежный старт". i действительны только до 7 мая 2005 г. Улица/проспект/переулок и mjn.i iii ij iiimпроизводитель: ЗАО "Лидер" г. Тюмень. По возникшим вопросам обращате&гпо — л . (3452ffjfcJ£z32, 24-06-75 (отдел либо на сайт www.podogrev.ciLIМодель автомобиляTun двигателя: Инжекторный• Uдом. корпус/стр. квартираLJКарбюраторный Да* НетХотите ли Вы получать информацию о новинках ? Дата рождения ТелЛТП гттп TTJT•яефон мшш ВНИМАНИЕ Ш Доставка осуществляется только по