232
233
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИРАЗГОВОР с отцом АВТОГРАЖДАНКИсти трехмесячный полис (сейчас минимальный страховой период 6 месяцев) и полис выходного дня. - Для дачников? - Не только. Например, меня, как депутата, пять раз в неделю возит на работу ис работы служебная машина, а в выходные я езжу на своей... Еще одна проблема, которую нужно срочно решать, мелкие ДТП. Раньше их участники в большинстве случаев разъезжались «по-доброму», а теперь часами ждут милицию, парализуя движение. Руководство ГИБДД нам плачется: не хватает сотрудников! Думаю, надо законодательно закрепить право ГИБДД не выезжать на мелкие происшествия. - Правила ОСАГО и сейчас позволяют обойтись без вызова милиции при взаимном согласии сторон и отсутствии вреда жизни и здоровью (пункт 39). - Но этой возможностью практически никто не пользуется. Менталитет у нас такой! - А какое происшествие будет считаться мелким? - Вот это пока самый трудный вопрос. Царапина на борту «жигуленка» и «Мерседеса» - совершенно разные суммы...О нашем собеседнике: профессор Владимир Тарачев, водитель с 30-летним стажем. Депутат Госдумы с 1996 года, был председателем подкомитета по страхованию. Инициатор и первый разработчик закона об ОСАГО. НАЗРЕВШИЕ ПОПРАВКИ-Владимир Александрович,удовлетворены ли вы действующим законом? - Здесь как нельзя более кстати крылатая фраза: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Если бы работала первая версия законопроекта, подготовленная несколько лет назад, сегодня не было бы самых острых вопросов к нам, законодателям. Ко второму чтению выбросили много ценного (в том числе льготы пенсионерам и инвалидам), и я ничего тут не мог сделать... Но жизнь продолжается. Над этим законом придется работать и Госдуме, и правительству. Думаю, нужно три-четыре года, чтобы он был идеально вычищен, всем понятен и всеми исполнялся. - Какие поправки назрели? - Прежде всего, снижение базового тарифа для инвалидов и пенсионеров. Это надо прописать не в подзаконном акте, а прямо в федеральном законе, и пускай госбюджет находит средства! Государство себя не уважает, если оно не заботится о своих инвалидах и стариках. Предлагается также вве232 За рулем 10/2004живут газовые и нефтяные магнаты и просто бандюги и платят за иномарки с коэффициентом 0,4, а пенсионеры из оренбургских коммуналок за свои жестянки - в два с половиной раза больше»... Он предлагает вообще отказаться от территориальных коэффициентов, установив базовый тариф в размере 1 % остаточной стоимости автомобиля: «Имеет пенсионер «копейку» в Москве стоимостью 10 тыс. рублей - ставка для него 100 рублей, а другой пенсионер в деревне Барвиха имеет джип за 100 000 у. е. - пусть платит 1000 у. е. Это и будет социальной справедливостью». - Ну и как вам эта идея? -Думаю, в ней есть рациональное зерно. Но должна быть единая методика оценки страховыми компаниями остаточной стоимости автомобиля. - Что вы делаете с подобными предложениями от народа? - Обсуждаю их со страховщиками - членами экспертного совета. Если они сочтут предложение дельным, это может послужить толчком для подготовки соответствующей поправки к закону.О БЕЛЫХ ПЯТНАХ ИО ЛИЧНОМ- Владимир Александрович, известно ли вам, что думают россияне об ОСАГО? - Недавно было проведено социологическое исследование. 18% опрошенных не имеют претензий к закону об ОСАГО, а 30% в целом его поддерживают, но считают, что он нуждается в доработке.0ТАРИФАХ- Есть ли надежда, что правительство снизит базовые тарифы? - Для пересмотра тарифов необходима статистика страховых сборов и выплат хотя бы за год. Завершается обработка данных, и с1 января возможны новые тарифы. - В какую сторону они могут измениться? Ваш прогноз? - Я бы очень хотел пойти навстречу своим избирателям и себе как автовладельцу, но аварийность растет. А значит, надеяться на снижение тарифов вряд ли стоит. Давайте, однако, подождем статистику. - Много нареканий и на территориальные коэффициенты. - Да, они часто несправедливы. Вот что написал нам Александр Евгеньевич из Оренбурга: «У нас вокруг города в коттеджах- Сторонников этого закона, наверняка, было бы больше, если бы не «белые пятна» вокруг него. - Таких пятен, увы, немало. До сих пор нет централизованной информационной системы с единой базой данных. - Чем и пользуются страховые мошенники... - Не создана служба независимой автотехнической экспертизы. Те эксперты, к которым направляет потерпевших страховая компания, финансово от нее зависят. - Как минимум арендуют у нее помещение. - Совершенно верно. Нет единой методики оценки вреда жизни и здоровью... - На Западе потерпевший обращается за возмещением к своему страховщику, а не в компанию виновника Так ему проще и удобнее. А уж потом обе компании производят взаимозачет. Придем ли мы к этому? - Постепенно должны прийти. Думаю, вмешиваться в этот процесс нет нужды - страховые компании в борьбе за клиента сами пойдут ему навстречу. - И напоследок, с вашего позволения о личном. В каких пределах вы застраховали свою автогражданскую ответственность? - В предусмотренных законом об ОСАГО. - А есть ли у вас полис добровольного страхования? - Есть, по «Автокаско». - Кстати, какая у вас машина? - (Смеется) Хорошая! В беседе принимал участие Леонид Сапожников. a об отказе в продлении срока действия договора, последний считается продленным на новый срок (постановление Правительства РФ № 263 от 7 мая 2003 г.). Сам полис выдается при уплате страховой премии. В случаях, когда страхователь решил поменять страховую компанию, он должен направить письменное заявление с отказом от продления срока действия договора и получить там справку о наличии или отсутствии страховых выплат. Этот документ потребуют в новой страховой компании для определения скидок и надбавок к страховому платежу.ПЕРЕЗАКЛЮЧАЕМ ДОГОВОРРоссийский союз автстраховщиков (РСА) объявил о новой схеме перезаключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Те, кто впервые сделали это год назад и не намерены менять страховую компанию, должны, как известно, обратиться к своему страховщику за продлением действия договора на новый период. При этом если за два месяца до истечения срока действия договора от страхователя не получено письменного заявления• СТРАХОВАНИЕСоветы от страховщикаII ШаШНаконец-то, кажется, российское общество пришло к заключению, что Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности нужен. Так во всяком случае говорят данные многочисленных опросов. Но вопросов от этого к новому закону меньше не стало; особенно много по поводу того, как себя вести водителю, если ДТП всетаки произошло. Ответить на самые типичные из них мы попросили заместителя руководителя Департамента автострахования крупнейшей компании страны «Росгосстрах» Игоря Дерягина.— Итак, что должен, во-первых, сделать человек, попавший в ДТП? Причем для усложнения задачи давайте решим, что полис выдан, скажем, в Рязани, авария же случилась в Уфе. — Одним из требований закона об ОСАГО является наличие у страховщика представителей в каждом регионе (их перечень выдается страхователю вместе с полисом). Наша страховая компания — единственная в стране, имеющая филиальную сеть, сравнимую по охвату с Почтой РФ и Сбербанком: у нас более 2300 агентств и страховых отделов — от крупных городов до самых мелких населенных пунктов. Каким филиалом выдан полис и где произошло ДТП, значения не имеет — помощь будет оказана потерпевшему в любой точке страны. Потерпевший имеет право по своему выбору урегулировать убыток либо по месту совершения ДТП, либо по месту своего проживания. В Москве, например, порядка 30% всех рассматриваемых страховых случаев как раз происходят с потерпевшими, которые пострадали от иногородних автомобилистов. Когда клиент обращается в страховую компанию с заявлением о страховом событии, страховщик обязан провести авторизацию полиса, то есть проверить, действительно ли этот документ выдан нашей страховой компанией, выписан именно на этого человека и является действующим. Процесс авторизации — наиболее сложный во всей процедуре урегулирования, но в рамках одной страховой компании, имеющей филиалы во всех регионах страны, авторизовать полис, безусловно, проще, чем между двумя разными страховыми компаниями в разных регионах. Так что в этом смысле мы имеем серьезное преимущество. У нас сформирована единая база данных, доступ к которой имеют все региональные подразделения компании. — Что входит в пакет «необходимых документов», которые человек должен предоставить в страховую компанию, чтобы получить возмещение ущерба по ОСАГО, и с момента предоставления которых начинается отсчет оговоренных законом 15 дней? — Я бы разделил это вопрос на две части: вред, причиненный имуществу, и вред, причиненный жизни и здоровью. Понятно, что во втором случае срок сбора документов может занять немало времени: пострадавшему требуется пройти определенный курс лечения, надо получить заключение медико-социальной или судебно-медицинской экспертизы и т.д. Урегулирование ущерба жизни и здоровью потерпевших — это особая, достаточносложная процедура, которую вряд ли имеет смысл здесь подробно описывать. Гораздо больше всех интересует ущерб, нанесенный транспортному средству потерпевшего, поскольку именно на него проходится основная часть выплат страховых компаний. Прежде всего, при наступлении аварии потерпевший обязан совместно с другим участником или участниками заполнить бланк извещения согласно инструкции на обороте бланка и вызвать сотрудников ГИБДД, а также при первой возможности уведомить страховщика о ДТП ив течение 5 рабочих дней представить извещение о ДТП и подать заявление о страховой выплате. К заявлению должны быть приложены копия протокола об административном правонарушении, постаноачение по делу об административном правонарушении, а также справка ГИБДД установленной формы с указанием лиц. нарушивших требования Правил дорожного движения, а также с описанием повреждений транспортных средств. В некоторых случаях вместо постановления и протокола в ГИБДД могут выдать другие документы — определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении или постановление о прекращении такого дела. Потерпевший также представляет в страховую компанию свой паспорт (или заменяющий его документ), водительское удостоверение и документы на машину — свидетельство о регистрации ТС (или ПТС), талон техосмотра, доверенность на право управления транспортным средством (договор аренды или лизинга, для юридических лиц — путевой лист), а также нотариально заверенную (для юридических лиц — печатью организации) доверенность на представление интересов собственника в страховой компании. В том случае, если извещение о ДТП участниками не составлялось (например, по состоянию здоровья страхователя), потерпевшему необходимо взять у страхователя копию полиса, а если это невозможно, хотя бы записать данные о нем (фамилия, имя. отчество, серия и номер полиса, дата и место его выдачи, срок действия). Эти данные также представляются в страховую компанию. После этого потерпевший представляет свою машину страховщику для осмотра и организации экспертизы. Результат экспертизы также входит в пакет документов. Кстати, если потерпевший хочет получить выплату в безналичной форме, ему необходимо сообщить страховщику о реквизитах банка, куда будет перечисляться страховое возмещение. При урегулировании убытков наши специалисты укладываются в 15-дневный срок, установленный законом. В большинстве регионов урегулирование занимает даже меньше времени. В Тюмени, например, срок урегулирования убытков составляет 8 дней, во Владимире — 5 дней, а в Мордовии ЦУУ вообще укладывается в3 дня. Но я хочу еще раз подчеркнуть, что установленный законом срок отсчитывается с момента предоставления последнего документа. Потому что бывает так, что потерпевший приносит часть документов, а остальные потом, и искренне считает, что отсчет пошел с того момента,. --д^.'^НItкак он написал заявление в страховую компанию. Это мнение ошибочно. С момента представления последнего документа страховщик в течение 15 дней обязан составить страховой акт ив течение 3 дней после этого произвести страховую выплату. —С какими основными проблемами вы сталкиваетесь в процессе урегулирования убытков? — Автовладельцы, к сожалению, до сих пор не могут понять, что ОСАГО — это не возмещение всего вреда, нанесенного транспортному средству. Лимит ответственности страховщика законодательно ограничен, с одной стороны, страховой суммой. По ущербу ТС это 120 тыс. руб. при повреждении одной машины и 160 тыс. руб. —двух и более, а по причинению вреда жизни и здоровью — 160 тыс. рублей на одного потерпевшего и 240 тыс. рублей — на двух и более. С другой стороны, законодателем закреплено в законе возмещение при замене запасных частей автомобиля с учетом износа, который считается по общепринятым экспертным методикам. Кроме того, при определении стоимости восстановительных работ страховщики обязаны руководствоваться среднерыночными ценами на нормочасы в данном регионе. — А что же делать потерпевшему, если он не удовлетворен той суммой, которую выплатила ему страховая компания? — Подавать в суд на виновника ДТП, Получив часть возмещения от страховщика и имея на руках документы, подтверждающие фактические расходы по восстановлению автомобиля до первоначального состояния, потерпевший имеет право обратиться к виновнику ДТП с просьбой возместить разницу. В случае, если страхователь откажется сделать это добровольно, остается только одно — идти в суд. Но не менее важно, я считаю, сказать о другом. Страхователи, покупая полис ОСАГО, забывают (а зачастую просто не понимают), что они страхуют в этой ситуации не свой автомобиль. а свою гражданскую ответственность на случай причинения вреда третьим лицам. Это подтверждает и такой пример: летом, когда в результате сильных лесных пожаров в Курганской области пострадало несколько населенных пунктов, в наш Курганский филиал звонили люди, застрахованные по ОСАГО, и просили возместить им стоимость сгоревших машин. Поэтому, если вас беспокоит сохранение собственного автомобиля, если вы хотите быть уверены, что в случае ДТП вам будет возмещен ущерб, нанесенный вашей машине (независимо от того, являетесь вы его виновником или потерпевшим) , нужно покупать полис страхования КАСКО. Только тогда ваш автомобиль будет во всех отношениях защищен. D