158
159
160
162
ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ: ОТКАЗЫ ЭЛЕКТРОНИКИЗАКОН «ЧИЗХОЛМА-БЕНЦА»АЛЕКСЕИ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ«Все, что может испортиться - поральной системой SBC фрау Мюллер заменили, но она теперь никогда не разготится». Первый закон Чизхолма няется выше 130 км/ч (это в Германиито!), постоянно ожидая подвоха. Подобные случаи, увы, не единичны. КОШМАР НА УЛИЦЕ ДРЕЗДЕНА Мартина Мюллер подъехала к очередноНапример, датскому таксисту Дану Пему перекрестку на скорости около терсену «посчастливилось» трижды ис40 км/ч. Зажегся красный, и... педаль пытать отказ SBC ив конце концов по тормоза внезапно провалилась под номилости электроники потерять задний гой почти до пола. Привычного замедлебампер - сбой возник при развороте. ния «Мерседеса-Е320» не последовало, Так началась крупнейшая акция по хотя дама отчаянно давила на педаль. отзыву «мерседесов» с передовой элекМартина, опытный водитель (ежегодно тронной системой тормозов - всего наезжает 30 000 км), вовремя вспомниконвейер успели покинуть 680 000 тала о дополнительной педальке стояночких автомобилей! И не было бы в этом ного тормоза, и он сработал почти у ничего особенного - отзывы сегодня края пересекаемой улицы. Понятное деподобны рекламе (дескать, заботимся о ло, контроллер управления интеллектуклиенте!), если бы не последовавшее158 За рулем 10/2004затем беспрецедентное решение - прекратить установку SBC и вернуться к традиционным тормозам. ЧТО ЭТО БЫЛО? Напомним вкратце, что устройство Sensotronic Brake Control, работавшее в новом Е-классе, а также в «Мерседе1 РОСТ ОТКАЗОВ ЭЛЕКТРОНИКИГад1998 1999 2000 2001 2002 2003 2010 Число отказов на 1000 машин 25,7 26,6 26,6 25.6 25.7 26,1 26,6 Дом отказов во вине электроники, % 45.2 46.4 48.2 49.7 50,5 59,2 66,0 ТЕНДЕНЦИИ: ОТКАЗЫ ЭЛЕКТРОНИКИУ КОГО ЧТО БОЛИТ?Как бы ни ругали электронику, а Интернет - великая вещь (когда он на рабочем столе, а не в автомобиле). Мы решили выяснить, что именно из электроники ломалось и стало причиной отзывов у разных фирм в последние годы. Вот впечатляющий список порой весьма курьезных дефектов: 1. «Рено-Эспас» 1996-1998 гг. - дефект кабеля лебедки подъема запасного колеса мог привести к потере запаски на ходу. 2. БМВ 3 - 7-й серий 2000-2001 гг. перегрев электронного блока вентилятора охлаждения создавал риск перегрева двигателя и даже возгорания самого вентилятора. 3. СААБ-900 1995 года, «Лянча-Федра» - самопроизвольно срабатывали подушки безопасности. 4. «Лянча-Тезис» - датчик угла поворота баранки мог на ходу врубить систему ESP и увести автомобиль с трассы. 5. «ФИАТ-Стило» отметился прямо на СТО, ударяя боковыми подушками техникам по ушам, когда те подключали комбинацию приборов после ремонта. 6. Минувшим летом БМВ обратилась к владельцам с просьбой не ездить до осмотра на автомобилях с моторами V8 и V12 (выпуск с 13 мая по 12 июля) из-за дефектного контроллера. 7. А вот у «Субару» нынче вдруг «заглючили» «легаси» и «импрезы» 1997-1998 гг. - резкое нажатие на кнопку звукового сигнала могло активировать пиропатрон подушки...Машину обстреливают радиоволнами, проверяя, крепка ли броня экранов на узлах и кабелях.ce-SL», SLR и «Майбахе», - это не что иное, как управление тормозами «по проводам»: давление в приводе создает не нога водителя (пусть даже усиленная вакуумом), а отдельный гидронасос. Водитель лишь отдает команду компьютеру, и тот открывает-закрывает нужные клапаны, причем для каждого колеса в отдельности. При этом учитывается множество факторов и параметров движения автомобиля. В итоге, когда все работает как надо,Дает ли применение электроники в автомобиле преимущества? За рулем 10/2004 159 ТЕНДЕНЦИИ: ОТКАЗЫ ЭЛЕКТРОНИКИ...затем собирают так называемую «доску» - нулевой цикл будущего автомобиля, где вся электронная начинка учится «жить дружно».торможение получается эффективным и безопасным. Если же вступает в силу первый закон Чизхолма, то в комбинации приборов загорается красный знак STOP, скорость автомобиля ограничивается 90 км/ч ив тормозной системе выделяется аварийный контур для передних (только!) колес. Причем такой, как был на машинах 40-х годов: без всяких усилителей, ABS и прочих систем стабилизации. Немудрено, что путь до остановки возрастает метров на 30 (при 100 км/ч) и самое неприятное - неисправность может возникнуть не только при безобидном развороте задним ходом, как у датчанина, но и на автобане при самой высокой скорости. В этом случае вежливое предупреждение компьютера о сбое рискует несколько запоздать. Тут мы, пожалуй, оставим в покое весьма уважаемую фирму и поговорим, о том, Н УЖНАЛИ ВООБЩЕ ЭЛЕКТРОНИКА? В известном анекдоте о русском и американце, хвастающихся достижениями своих автопромов, наш соотечественник поразил оппонента тем, что его автомобиль сам доедет до дома безо всяких компьютеров: «Куда ж он из колеито денется!». Возможно, в этой шутке есть доля истины? Ведь чем сложнее система, тем выше вероятность поломки. Взгляните на таблицу количества отказов электроники, их долю в общем числе неисправностей. Ученые продлили ее до 2010 года, и, вероятно, их прогноз не так уж далек от истины. Есть и более детальные сведения на этот счет с раз160 За рулем 10/2004бивкой по изготовителям. Не будем вываливать всю информацию на головы читателей, но отметим: если общее количество отказов соответствует рейтингу надежности марок, то доля сбоев электроники удивительным образом колеблется в районе 50% с незначительными отклонениями. Это подтверждает, что проблема системная, и случай с «Мерседесом» лишь показал ее в новом свете - безопасности автомобиля. Вспомним теорию вероятности: при надежности каждой электронной системы на уровне 0,99 (вероятность отказа - 1%) безотказность автомобиля с шестью компьютерами составляет всего 0,99 6 =0,941 (вероятность отказа уже 5,8%!). Кстати, в «Майбахе» около семидесяти контроллеров! Ученые сформулировали условия, когда и при электронных устройствах автомобиль имел бы в целом уровень надежности 0,99. Оказывается, для этого нужно создать «компьютер» с надежностью 0,998 (опасность отказов не более 0,2%). Мало того, что электроника такого уровня могла бы по цене превратить «Гольф» в «Майбах» - становится очевидным, что труд электронщиков будет сизифовым. Едва вознамерятся определить под капот очередную (7-ю, 8-ю и т. д.) новинку, сразу возникнут супертребования к надежности не только ее самой, но и предыдущих шести. Иначе проблемы будут расти, как снежный ком! Но, возможно, множить и усложнять электронную начинку автомобиля вовсе не надо? Что, кстати, думают по этому поводу автовладельцы - ведь только они, в конечном счете, вправе решать, что им нужно, а что нет. Приведенные на диа-граммах ответы на три основных вопроса весьма красноречивы. Что ж, все понятно. И почему только наши «лады» не слывут самыми надежными в мире? ЗАПОВЕДНИК КАРБЮРАТОРОВ Их давно уже занесли в исчезающие виды. А зря: кое-где стоило бы создать заповедники! В доказательство пара свежих историй. Представьте: скорость под 80, вы в тоннеле. И вдруг... мотор глохнет, усилители руля и тормозов отказывают, сигнальные лампочки и стрелки приборов начинают бешеный танец. Ужас! Хорошо хоть автомобиль по инерции преодолевает участок с нечистой силой и все нормализуется. Такой случай произошел с Францем ЭльКакие электронные помощники вы считаете излишними?Бортовой контроль состава выхлопа«Дистроник» (радар, измеряющий дистанцию)ASR (противобуксовочная система) ТЕНДЕНЦИИ: ОТКАЗЫ ЭЛЕКТРОНИКИ Возможно, уже в скором будущем на АЗС появятся такие колонки для... перезагрузки и апгрейда. За определенную плату можно будет заправить обновленную версию с «заплатками» на обнаруженные дефекты программы.1сШ\\\\\\\\ \\\\\\ \\\\\vмигером в районе тоннеля Губрист под Цюрихом. Его «Сценику» поменяли «мозги», но все повторилось так же и там же. Тогда рядом сел техник сервисцентра с диагностическим ноутбуком. О-па - компьютер вырубился вместе с контроллером автомобиля! Аналогичные шутки в этом проклятом месте откалывали и конкуренты - «Пежо-406». «Что-то носится в воздухе, вероятно, какая-то недопустимая для «французов» смесь радиоволн», - был вердикт специалистов. А вот в Германии рядом с бундесверовским средневолновым передатчиком местные жители до сих пор предпочитают... карбюраторные автомобили без противоугонных систем. Во-первых, их и так не угоняют, а во-вторых, двери не блокируются сами по себе. Впрысковые машины здесь долго не живут - «сходят с ума». И это несмотря на миллиарды, которые тратят автоконцерны на исследования электромагнитной совместимости - видно, не все комбинации полей удается смоделировать в лаборатории... . Впрочем, кое-где на неосведомленности заезжих водителей можно и заработать. В одной немецкой деревушке есть, например, хитрый банкомат, который не отпускает автомобиль, припарковавшийся рядом: он его просто... глушит. Житель соседнего дома, недолго думая, купил эвакуатор и не знает простоев: в день выручает по десятку бедолаг.162 За рулем 10/2004jИ, наконец, пожалуй, самое примечаЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? Этим извечным вопросом задались ветельное. Все более мощные и миниатюрдущие мировые производители автомоные процессоры позволяют реализовать билей и комплектующих. Разумеется, все новые и новые функции, но это усникто всерьез не помышляет о возврате ложняет интеграцию устройств, преврак карбюраторному прошлому - слишщает руководство по эксплуатации в ком много преимуществ у моторов, уп300-страничный том и порой... просто равляемых электроникой. Даже военникому не нужно. Ну, скажем, автоматиные, традиционно считавшие механическая установка люка в «противошумческие системы более надежными на ное» положение на автобане или запослучай ядерного взрыва, напрочь убиминание регулировок сидений чипом вающего микросхемы электромагнитв ключе зажигания... Специальная групным импульсом, давно уже сдались. Но па на «Мерседесе» уже выявила 600 (!) вот сделать электронику по-настоящелишних «примочек» и намерена удалить му сильным и стойким звеном в иерарих из будущих автомобилей. хии автомобильных устройств - настоМожет, скоро «догоним и перегоятельное веление времени. ним»? Будь проще, и к тебе потянутD Застрельщиком новых инициатив ся... выступил «Даймлер-Крайслер». Здесь взялись за разработку так называемой «нуль-дефектной культуры» производства, которая опирается на ряд заповедей и будущих стандартов. Теперь изготовителей комплектующих будут аттестовывать по пятиступенчатой шкале: лишь взобравшиеся на пятый, высший уровень смогут претендовать на поставку чипов для «Мерседеса». Спешно разрабатывают стандарты и новые правила игры для производителей микросхем автомобильного назначения, а испытывать их будут обязательно в комплексе всей электронной начинки. Ведь связи между системами нынче стаНе знаю ли столь сложны, что дефекты могут появиться именно в ходе нештатного взаиДелает ли электроника машины менее надежными? модействия отдельных контроллеров.