136
137
138
139
140
141
142
143
ЮРИИ НЕЧЕТОВ. ФОТО АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ. ГЕОРГИИ САДКОВ, КОНСТАНТИН ЯКУБОВБОЛЬШОЙ - ЗНАЧИТ БЕЗОПАСНЫЙ? Один знакомый, присматривая машину для жены, остановил выбор не на симпатичном малыше «Пежо-206», не на популярном компакте «Форд-Фокус», а на здоровенном подержанном «Вольво-940»: «Этот танк в полтора раза тяжелее - пока он будет морщить свой двухметровый нос, у других уже мотор в салоне вылезет!» Что тут возразишь? В теории все так, законы физики никто не отменял - два столкнувшихся автомобиля двигаются туда, куда до удара двигался более тяжелый. Он лишь замедлился, в то время как легкий остановился и затем пошел назад. Соответственно и перегрузки будут различными, точнее, обратно пропорциональными массе. С зоной деформации тоже все понятно - чем она 136 За рулем 11/2004больше, тем ниже перегрузки, здесь тоже справедлива обратная пропорция. При соударении длинный моторный отсек спасает пассажиров в обоих автомобилях: зоны деформации суммируются. Словом, в большой тяжелой машине есть реальный шанс остаться в живых, «вписавшись» в максимально допустимую перегрузку для головы 88 g - это соответствует удару силой примерно полтонны! Если повезет, уложитесь в границы «зеленой зоны» - 72 g. Однако в крэш-тестах, предписанных и отечественными, и европейскими правилами, влияние массы автомобиля не учитывается - удары проводят в здоровенный бетонный куб, массой не менее 70 т. Любая машина при этом замедляется до нулевой скорости - ни больше ни меньше. То, что на кубе установлено деформируемое препятствие (блок с сотовым наполнителем), дела не меняет оно имитирует другой, но все-таки закрепленный неподвижно автомобиль. В жизни «противников» не выбирают - в лоб «Жигулям» могут вылететь и «Ока», и «Мерседес», и КамАЗ. Насколько различаются шансы их пассажиров? И как практика согласуется с теорией? Чтобы ответить на эти вопросы, мы решились на необычный, не предусмотренный никакими правилами крэш-тест - лобовое столкновение двух машин... СУДЬБА-ЗЛОДЕЙКА КамАЗ, пожалуй, слишком, а вот пара разнокалиберных легковушек в самый раз. Роль малыша, не сговариваясь, отвели «Дэу-Матиз» - современной, наиболее популярной в России иномарке А-класса. Насчет соперника долгих раздумий не было - любая модель «десято- МНЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ, ЗНАКОМЫХ С АНОНСОМ КРЭШ ТЕСТА НА САЙТЕ www.zr.ru- Бесспорно, российская машина намного лучше любой узбекской! - Узбекские машины лучше! Хотя классызарДО*ЕСТго» семейства ВАЗ, самого нового из отечественных. Это тоже лидер продаж в своем классе. Чтобы приблизить условия теста к реальным, решили бить не новые машины, а с пробегом - есть ведь такое понятие, как старение металла, да и ржавчина может ослабить конструкцию, тут-то все и вылезет. Однако покупать «темную лошадку» нельзя - неизвестно, была ли она в авариях раньше и как это сказалось на машине. Скрепя сердце отдали на заклание науке два автомобиля из редакционного парка «Дэу-Матиз» 2002 года выпуска, только что закончивший ресурсные испытания на отметке 100 тыс. км, и ВАЗ-2112 такого же возраста, пробежавший 56 тыс. км. Биография их нам доподлинно известна - работали честно, в авариях замечены не были, мелкие повреждения кузовных панелей не в счет. Такая вот неблагодарная судьба... К БАРЬЕРУ! Определение массы в снаряженном состоянии дало 831 кг у «Матиза» и 1081 кг у «двенадцатой». Плюс пара манекенов в каждую машину и измерительная аппаратура - итого 991 и 1253 кг, соответственно. Разница составила 262 кг - маленький автомобильчик легче на 21%. Чтобы отличие в поведении «объектов» было явным, необходим удар очень жесткий, если не сказать жестокий. Поэтому скорость автомобилям решили задать такую же, как предписано отечественными правилами для удара с частичным перекрытием в неподвижное деформируемое препятствие - 56 км/ч (в Европе по требованиям EuroNCAP бьют КАК ЭТО БЫЛОВот расшифровка данных измерений икинограммы , снятой специальной высокоскоростной камерой, делающей 1000 кадров в секунду. t'iш0,071 с - водитель «Матиза» ударяется головой о руль, машина отскакивает, летит кормой вверх и назад. Носовая часть щита и картер двигателя прижаты к рельсу, чуть выступающему над площадкой. 0.080-0.100 С водители деформируют головами рулевые колонки, пассаж иры бьются головами о собственные ко-Т™"™Лг>0,000 С - автомобили соприкоснулись бамперами, начался отсчет времени.0,011 - 0 , 0 16С - раскалываются фары, складываются домиком капоты. Короткая носовая часть «Матиза» сминается заметно быстрее вазовской.все регистрируемые манекенами параметры достигли пиковых0,031 С - нос «Матиза» начинает опускаться: его увлекает уцелевший прочный подрамник, который уходит под ВАЗ-2112. Вверх бьет фонтан осколков. 0,042 с - сближение передних колес закончилось, замедление кузовов достигло пиковых значений: в районе пола около 40 gу «Матиза» и 33 gу ВАЗа. Носовая часть «Матиза» продолжает проседать, раскрылась щель между крышей и дверью. Головы манекенов пошли вперед. Рулевая колонка «двенадцатой» сдвигается внутрь салона.0,131 С - манекены начали движение назад, «Матиз» - паде-0,170-0,191 с - о т ­ брошенные назад манекены ударяются о0 , 0 54С - продольное движение кузовов прекратилось. «Матиз» продолжает опускать нос, одновременно задирая корму. Сдвинувшиеся вперед манекены ударились коленями о передние панели. хотя и довольно мягко - в ВАЗе в 2-7 раз слабее предельно допустимых значений.0,062 С - «Матиз» продолжает наклоняться. Водитель ВАЗа бьет лицом по придвигающемуся рулю с силой 400 кг - перегрузка 74 g (регламентированы только перегрузки дольше 3 мс). КРЭШ-ТЕСТ: DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112на скорости 64 км/ч). Но у нас-то «препятствия» как раз подвижные и движутся навстречу с суммарной скоростью намного большей - 112 км/ч! (Вы, кстати, не ездите по встречной?) Предполагая, что если у кого и есть шанс уцелеть, то у пассажиров более тяжелого ВАЗ-2112, а также учитывая большую распространенность подобных машин, именно в «двенадцатую» усадили оснащенные датчиками манекены «Гибрид-Ш», единственным комплектом которых мы располагали. «Матизу» достались седоки не столь «умные». Итак, все готово: в баки вместо топлива для безопасности залита вода, салоны и головы манекенов обработаны разноцветными меловыми растворами, чтобы фиксировать точки контакта, руки водителей скотчем закреплены на рулях. Машины разведены в разные концы зоны разгона и прикреплены к стальным башмакам, которые кольцевой трос лебедки тянет по центральному рельсу. Отгремели из репродукторов команды отсчета готовности и, наконец... «Старт!» Зажужжал трос, разгоняясь все быстрее. Вот на размеченную площадку влетают две машины. Негромкий удар, фейерверк осколков, в проемах открытых окон мелькнули головы манекенов- и все мгновенно кончилось. Глаз фиксирует лишь медленно откатывающийся «Матиз». Все, финита. Оценим результаты. ЧЕМ ЭТО ЗАКОНЧИЛОСЬ «ДЭУ-МАТИЗ». Более легкий, он откатился назад на 5,4 м. Причем именно откатился - колеса вращались свободно. Полностью смята верхняя часть моторного отсека, облицовка радиатора оказалась почти под обрезом ветрового стекла. Чуть сместился назад прочный подрамник с элементами подвески, на вид целыми. Передние колеса ушли назад на 50 мм слева и на 65 мм справа. МоторПередние стойки деформировались довольно сильно, но все двери открылись без проблем.Левое переднее колесо ушло назад на 50 мм, правое - на 65 мм. У ВАЗа смещение колес больше - 104) и 105 мм, соответственно. За рулем 11/2004 139 ТЕХНИКАКРЭШ-ТЕСТ: DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112Пассажир сломал коленями крышку «бардачка», но головой до панели не достал.Водитель «Матиза»ударился головой об обод и ступицу руля.Выпускная труба до бензобака не достала, он абсолютно целый.сместился назад, но вниз не пошел. Аккумуляторная батарея разбилась, «застраховав» от короткого замыкания и возгорания. Бак остался цел, не испытав ударов от каких-либо других элементов. Левая часть кузова деформирована чуть сильнее. Стойки, передав часть энергии удара крыше, приподняли ее, образовав щели над дверями - 80 мм слева и 20 мм справа. Левая стойка чуть сложилась и потеряла внутреннюю облицовку. На дверях видимых следов деформации нет, все четыре открылись, водительская - с усилием, но без помощи инструмента. Три двери по-прежнему можно закрыть. Все стекла целы, кроме ветрового - оно сильно растрескалось в нижней части, но осталось в проеме. НаружныеУ ВАЗ-2112 больше деформирован низ носовой части.зеркала даже сохранили регулировки. В салоне деформированы каркасы передних сидений - подушки заметно наклонены вниз, что спровоцировало подныривание седоков под ремни безопасности. Руль погнут, колонка смещена на 40 мм назад и 45 мм вниз, на ней следы от удара головы водителя. Обломан левый подрулевой переключатель. На передней панели - отметки контакта с коленями, крышка перчаточного ящика проломлена. На коленях пассажира следы удара головой. Контакта со стойками, крышей и передней панелью не произошло. Ремни безопасности целы, механизмы их стопорения не повреждены. Деформация пола незначительная, хотя передняя часть заметно взды-билась. Жизненное пространство в салоне сохранено полностью. Так что маленькая машинка - не такая уж хрупкая мыльница. ВАЗ-2112. После удара автомобиль остался на месте. У него сильнее деформирована нижняя часть передка, капот же смят лишь наполовину. С лонжеронов, будто с шампуров, сдвинулась назад вся «навеска», а сами они проткнули переднюю часть «Матиза». Повреждения элементов передней подвески более заметны. Боковины моторного отсека сложились внутрь, чашки передних стоек ушли к центру и назад. Мотор сдвинут назад до касания щита впускным коллектором. Аккумуляторная батарея сохранила работоспособность (после140За рулем 11/2004 КРЭШ-ТЕСТ: DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112Деформации передних стоек и крыши меньше, чем у «Матиза».Водительскую дверь ВАЗ-2112 пришлось открывать ломом...Подвижностью шеи и других органов манекен «Гибрид-Ill» полностью имитирует человека.удара в салоне горел свет), что повышает опасность пожара. Бензобак не поврежден, но есть следы удара выпускной системой. Деформация передних стоек и крыши заметно меньше, чем у «Матиза». Двери - без видимых повреждений, хотя водительскую заклинило, пришлось орудовать ломом. Другие две-ри открыли без инструмента, переднюю правую - с усилием. А вот закрыть теперь можно только задние двери. Ветровое стекло растрескалось у нижней кромки, но осталось в проеме. В салоне заметна деформация подушек передних сидений, повреждены механизмы их продольного перемеще- ТЕХНИКАКРЭШ-ТЕСТ: DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112Водитель ударился переносицей в обод руля, а затем подбородком о ступицу. Опущенное боковое стекло чуть выдвинулось в проем.Пассажир достал головой собственные колени, но до передней панели не дотянулся. СМЕЩЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АВТОМОБИЛЕЙЭлемент Смещение (деформация), мм «Дэу-Матиэ» ВАЗ-2112 слева справа слева справа Ось переднего колеса Щит моторного отсека Передняя стойка Центральная стойка Передний бампер Задний бампер Ширина переднего проема Ширина заднего проема Передняя панель в салоне Высота салона Рулевая колонка назад вниз влево Педальный блок, назад вверх 50 65 100 105ния. Сами кресла несколько подались вперед из-за прогиба пола у передних точек их крепления. Передняя часть пола «стала дыбом», однако место для ног, как и жизненное пространство в целом, сохранено. Деформированы обод и ступица руля, колонка сместилась (в основном назад) на 80 мм. Кожух колонки разрушен, коленями пассажира сломана крышка перчаточного ящика, вылетел блок управления климатом. Ремни безопасности целы, механизмы их торможения работоспособны. А ЛЮДИ-ТО КАК ? Главный вывод в отношении пассажиров ВАЗ-2112 - с высокой степенью уверенности можно утверждать, что манекены остались «живы». Хотя водитель, скорее всего, получил сотрясение мозга, травмы шеи и правой голени, а пассажир - травмы шеи и грудной клетки: показатели травмирования по этим зонам достигают 80-90% от максимально допустимых. С экипажем «Матиза» не все столь однозначно. К сожалению, здесь манекены не в состоянии поведать о перенесенном, потому точность наших заключений ниже, чем для ВАЗ-2112. Манекены не защемлены, двери открылись свободно, риск возгорания машины невысок это уже хорошо. Но разница в массах машин (у «Матиза» на 21% меньшая) обу-20 60 30 130 0 20 10 45 4040 45 5 45 3515 10 15 215 0 10 0 15 1560 35 15 320 20 25 0 20 1080 50 70 1540 65 5 305 0 25 0 30 10--РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИИ ВАЗ-2112 ПРИ ФРОНТАЛЬНОМ СТОЛКНОВЕНИИ С «ДЭУ МАТИЗ» НА СУММАРНОЙ СКОРОСТИ 112 КМ/Ч Пасса- Маним. жир допустиНоги манекенов не зажаты, пол вздыбился в передней части. Заднюю дверь деформировали при открывании уже после удара. 142 За рулем 11/2004Перегрузка головы, g 74 Изгибающий момент шеи. Нм 44 Растяжение шеи. Н 3000 Сдвиг шеи. Н 1130 Сжатие груди, мм 40 Коэф скорости сжатия, м/с 0.37 Смещение коленного сустава, лев/прав., мм 0,1/2.1 Усилие сжатия бедра лев. 4800 прав., Н 2700 Усилие сжатия голени лев 2000 прав., Н 5000 Показатель травмирования голени TI: вблизи колена. лев./лрав. 0.49/0.63 вблизи стопы.левУправ 0.65/1.0265 432500 280088 573300 3100430.21 0.4/0.1 2600 130050 1.015.0 9070 8000-V--/-1,30 1,30 КРЭШ-ТЕСТ: DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112На правахрекламыSMT3612/296lUl SMT3614/444IM SMT3621 / 946 мл SMT3623 / 946 ил SMT3625/1.892n DIESEL ANTIGEL -56°Дизельантигель -56" Депрессорная присадка к дизтопливу Предназначен для предотвращения застывания (превращения в парафиновый гель) дизельного топлива при низких температурах. Разработан для улучшения низкотемпературных свойств дизтоплива: температуры застывания и предельной температуры фильтруемости. Обеспечивает надежный пуск и бесперебойную работу дизельного двигателя при сверхнизких температурах. Содержит уникальный комплекс активных ингредиентов: SMT2, модифицированных сополимеров и полиэфиров. Активные компоненты присадки скапливаются на поверхности зарождающихся в топливе кристаллов нпарафинов, препятствуют их росту и ассоциации в пространственную гелеобразную структуру. Наличие в составе кондиционера металла SMT2 способствует увеличению срока службы дорогостоящей топливной аппаратуры. Применение антигеля при каждой заправке в зимнее время позволяет полностью исключить проблемы, связанные с загустеванием дизельного топлива.Аккумуляторная батарея уцелела - в салоне после аварии включался свет.Выпускная система уперлась в бензобак, но не повредила его.словливает настолько же более интенсивное его замедление при соударении. Значит, примерно так же увеличатся и показатели травмирования, хотя меньший встречный ход рулевой колонки снизит самую критическую нагрузку на шею и голову водителя. В общем, удар такой силы для «Матиза» окажется, скорее всего, предельным - когда у экипажа еще сохраняется шанс выжить. А исход реального столкновения будет зависеть уже от случайных факторов - направления и угла удара, положения седоков в креслах, их роста, веса, физической крепости, наконец.РЕЗЮМЕ При встречном столкновении наК сожалению, мы непростительно наплевательски относимся к своему здоровью и безопасности - и ремнем-то пристегиваются далеко не все, а уж «переплачивать» за дополнительные средства безопасности, когда только-только наскреб на недорогую машину, и вовсе ни к чему. Но ведь если кому и нужна дополнительная зашита, то в первую очередь «малышам»! В Европе тот же «Матиз», например, обязательно комплектуют пиротехническими натяжителями ремней и фронтальными подушками безопасности - с таким набором он наверняка сберег бы жизнь экипажа. D112км/чВАЗ-2112сохранил прекуда качж изнь экипажу. Для« Д эу - М атиз » столь жесткийудар - т отдел, на которомпассажирыимеютшансвыжить . А уж учтенные факторы.н етсячаша весов вкаждомконкретномслучае - б удутрешать нешьЗа рулем 11/2004 143