114
115
116
118
Как вы думаете, сколько лет официально существует такси: сто? Двести? Так вот - первые лицензии на извоз пассажиров начали выдавать в Великобритании в... 1639 году! Причем последний конный таксомотор сошел с линии только к окончанию Второй мировой войны. Если же говорить о моторизованных, то первенцем следует считать электромобиль «Берси». Несколько десятков таких машин разъезжали по улицам Лондона с конца XIX века. Шумные и малоэффективные электрокэбы уже спустя несколько лет спасовали перед зарождающимся классом бензиновых собратьев. Очень скоро прозорливые предприниматели смекнули, какой потенциал скрыт за автомобилем-извозчиком. И пошло-поехало: по обе стороны океана десятки фирм принялись изготавливать машины специально для такси: «Моррис», «Юник», «Чекер», «Рено», «Винчестер» и, конечно же, «Остин».114 За рулем 11/2004НА РОДИНЕ КЭБОВ Практически с первых дней таксомоторы отличались от обычных легковушек. Например, «остины-РХЗ» сороковых годов были оборудованы гидравлическими домкратами для подъема передней или задней частей машины, что выручало водителя в случае нередких по тем временам поломок. На крыше устанавливали видимые издалека повторители указателей поворота; тогда же вошли в моду и световые табло, по которым таксомотор безошибочно опознавали в потоке. Следующей модели FX4 было уготовано стать настоящей классикой и символом Лондона наряду с двухэтажным автобусом. «Черный Кэб» с характерным высоким кузовом позволял настоящим джентльменам входить в салон почти не нагибаясь и вольготно размещаться втроем на просторном сиденье. Причем для доставки шумных компаний были предусмотрены два дополнительных откидных места. Ради пущего комфорта пассажирские места оснащали отдельным отопителем и подсветкой, а работу водителя облегчали мощные гидравлические тормоза и рекордно малый по тем временам радиус поворота - 7,6 метра. Эта модель работала в такси почти 40 лет! Лишь в 1997 году ее господству пришел конец, когда на рынок вышла модель ТХ1 фирмы «Лондон таксиз Интернэшнл» (LTI) - по сути, «римейк» классики. ТХ1 сохранил не только классическую «осанку», но и архитектуру салона, который построен по традиционной английской схеме: водитель отделен от пассажира перегородкой, а багаж размещается рядом с ним. Впрочем, некоторые, еще недавно неоспоримые черты такси все же меняются в духе времени: на протяжении десятилетий кэбы в столице Великобритании окрашивали исключительно в черный цвет, а сегодня все чаще встречаются бордовые машины. С ПРИСТАВКОЙ ..СПЕЦ»На колесах этой «Краун Виктории» колпаки с рекламой сети ресторанов мексиканской кухни. При вращении колеса колпак остается неподвижным. «Краун Виктория» работает в такси с 1978 года.ИЗ ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ТАКСИ• К1912 году в Санкт-Петербурге и Москве насчитывалось 328 таксомоторов марки «Лаурин-Клемент» и 225 - НАГ, с 1925 года таксопарки пополнили больше сотни «рено-KG». В 1940-м в Москве работало три таксомоторных парка. • Отличительная черта советских такси - зеленый огонек, просуществовавший до середины 80-х и вновь возрождающийся. А появился он в 1949 году. Примерно тогда же водителям выдали «униформу» - кожаные кепки с литерой «Т». • К началу 90-х по Первопрестольной бегало около 17 000 «официальных» такси - это были «волги» ГАЗ-24, а позже и 31029. Сегодня в такси трудится ГАЗ3110, но постепенно набирают обороты другие машины российской сборки - например, «Ситроен-Берлинго» и «ХёндэАкцент».Лондонское такси LTI ТХ1 вмещает до семи пассажиров, при этом средний расход топлива составляет 9,5 л.Таксометры в большинстве стран уже давно электронные и располагают их на самом видном месте. За рулем 11/2004 115 С ПРИСТАВКОЙ «СПЕЦ»Трудно придумать лучшую рекламу возвращению гонок формулы 1в США: заезд «Ягуаpa-F1» с популярнейшим в течение четверти века такси «Чекер».Год 1902-й: электротакси «Джи-Эм-Си - Модель 1» подано!автомобильная страна мира, Америка. В отличие от той же Японии, разнообразия моделей и цветов в такси здесь не увидишь. Практически все машины - это «форды-краун виктория» лимонного цвета. В Америке их зовут «желтыми кэбами». Заднюю дверь где-нибудь в Детройте вам никто распахивать не будет, как и удерживать в машине - себе дороже! В 1967 году в США появились первые такси с пуленепробиваемым стеклом между водителем и задним диваном пассажиры частенько попадались неспокойные... На «белые перчатки» тоже рассчитывать не приходится: в основном в такси идут иммигранты, причем более половины желающих - выходцы из Индии, Пакистана и Бангладеш. Этот вид транспорта чрезвычайно популярен в мегаполисах, поскольку на парковке личного авто недолго и разориться. Больше всех в США за такси платят жители Сан-Франциско: поездка на 2,8 мили продолжительностью 4 минуты 45 секунд обходится им в 10,8 доллара, тогда как в Нью-Йорке аналогичное путешествие съедает 6,8 доллара. И не забудьте про чаевые! С технической точки зрения «краун виктории» в желтой раскраске мало чем отличаются от серийных собратьев. Те же неубиваемые подвески, те же бензиновые двигатели объемом 4,6 ли мощностью 242 л. с, автоматические трансмиссии стойко выдерживают среднестатистический годовой пробег в 64 000 миль. Исключение составляет электронная начинка машины. Времена, когда шиком считалась радиосвязь между машиной и «базой», давно канули в Лету. В Сан-Франциско уже несколько десятков машин оборудованыЗа традиционным обликом скрываются современные инженерные решения. Зависимые подвески уступили место независимым, а место под капотом занял дизельный двигатель «Ниссан» объемом 2,7 ли четырехступенчатый «автомат», а затем турбодизель «Форд» с системой «коммон рейл». Микроклиматом ведает кондиционер, а двери распахиваются на 90°, облегчая посадку. ЧИСТЫЕ РУКИ Если вам доведется побывать в Японии, то, поймав такси, не пытайтесь «ворваться» в салон -дверь открыть не удастся. Секрет в том, что японские кэбы оборудованы электрическими доводчиками обеих задних дверей, работающими по команде водителя! Трудно сказать, зачем такой «сервис» в относительно спокойной в криминальном плане стране, но факт остается фактом: выйти из ма116 За рулем 11/2004шины не расплатившись вам не удастся, пока водитель опять-таки не нажмет кнопку. Любопытно, что именно в Японии появились такси, специально предназначенные для... слабого пола! Пока эксперимент проходит в префектуре Канагава близ Токио. Подтолкнули к нему результаты опроса, показавшего, что более 60% японок гораздо охотнее сели бы в машину с шофером-женщиной, особенно в позднее время. Сам таксопарк Страны восходящего солнца на редкость разношерстен. Стандарта на окраску тоже не существует: можно встретить и черные, и сине-белые, и желтые, и красные авто. А вот водителя такси узнаете всегда по белоснежным перчаткам... ОПАСНАЯ РАБОТА Высоченные небоскребы, широкие улицы и «дорожные крейсеры» - это самаяМногие европейские и американские такси приспособлены для перевозки инвалидов. С ПРИСТАВКОЙ «СПЕЦ..Типичная картина на улицах немецких городов: извозчиками здесь работают «мерседесы» Е-, А- и S-класса.Барселона, год 2004 й. Такими велотакси охотно пользуются туристы - на радость защитникам окружающей среды.мониторами с доступом в Интернет. Так что время поездки можно скоротать за проверкой почтового ящика или чтением финансовых новостей. Для Америки, как ни для какой другой страны, актуальна система глобального позиционирования - GPS, в корне меняющая понятие о безопасности. Подобно кассиру в банке, водитель может в любой момент поднять тревогу, нажав потайную кнопку в машине или на брелоке в кармане. В следующие секунды местоположение автомобиля будет запеленговано и на подмогу отправится наряд полиции. Подобными системами оснащают такси ив Европе. Но здесь упор сделан на вызов службы спасения в случае аварии. Система TELE-AID вручную или автоматически посылает сигнал на ближайший форпост спасателей. С СОЛЯРКОЙ В КРОВИ В Германии традиционная марка такси - «Мерседес», который оккупировал 75% рынка: почти 40 000 немецких таксомоторов носят трехлучевую звезду. Ганс Мейснер, президент Федеральной ассоциации пассажирского транспорта, объясняет это просто: «Мерседес-Бенц» при перепродаже теряет в цене на 15-20% меньше, чем авто другихмарок». Как выгодно продать машину, немцы думают еще при покупке. Поэтому многие приобретают такси не традиционного желтого, а, например, белого цвета. Затем увешивают его наклейками с шашечками, которые с «отставного» авто элементарно отдираются, и перед вами обычный белый седан, например, Е-класса... Именно Е-класс пользуется особой популярностью у таксопарков. Зачастую машина простаивает лишь пару часов в сутки - водители работают в три смены, наматывая до 70 000 км в год. В Старом Свете таксомоторами работают дизельные машины, что вполне понятно, учитывая цены на топливо. Возможно, Е200 CDI со 116-сильным мотором и не самый быстрый из «мерседесов», но для такси гораздо важнее расход - 6,2 л солярки на 100 км. Производители стараются привлечь таксопарки самыми разными способами: например, интервал между ТО увеличивают до 30 и более тысяч километров; дают четырехлетнюю полную гарантию с даты регистрации; обеспечивают доставкой нужной запчасти 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Наконец, это может звучать фантастически, но с 1998 года «Мерседес» декларирует гарантиро-ванный срок службы узлов и кузова при правильной эксплуатации машины и должном обслуживании... 30 лет! Все чаще речь заходит о переводе извозчиков на альтернативные виды топлива. В Лондоне работает гибридный дизель-электрический кэб совместного производства «Лондон таксиз Интернэшнл» и «Ажур дайнамикс корпорейшн». По сравнению с традиционной ее силовая установка экономит 35% топлива и снижает вредные выхлопы на 90%. По обе стороны океана все большее число машин переводят на сжиженный газ. Каким же будет такси через 5-10 лет? Попытку ответа на этот вопрос материализовала в концептуальной разработке «Кэб 2010» лондонская фирма «Рэйдио таксиз». Помимо спутниковой навигации, выдающей информацию о дорожных заторах, электроника позволяет пассажиру связаться с банком и оплатить счет за поездку, приложив палец к сканеру. Водитель сможет глотнуть чаю, не отрываясь от дороги - для этого предусмотрен «поильный» аппарат; бока машины украшают электронные рекламные щиты, а логотип такси на крыше - голографический. Фантастика? Кто знает, кто знает... •На правахрекламыСпрашивайте в автосалонах и автосервисах Вашего города!S6PNTO«*'<Со^ШШМ рГа<р| p§i.. IВсе! подробности на сайтеwww.dragon.ru.все модели отечественных и более 1000 моделей импортных автомобилей . Индивидуальное проектирование ! 118 За рулем 11/2004