230
231
232
234
235
236
«»';КДИ n'i щЩЩЦ^^ш ШДа ; [ ДМОДЕЛЬ, КОТОРОИ-ЛЕГВАДИМ КРЮЧКОВ. ФОТО: ГЕОРГИЙ САДКОВПока на Волжском автомобильном заводе решали, дополнять ли семейство «Самара-2» трехдверным хэтчбеком, на пустующую нишу обратили внимание тюнинговые фирмы. Представленный на фото автомобиль вполне мог бы называться ВАЗ-2113, будь он собран на конвейере. Увы, данной модели заводской индекс присвоить нельзя - по документам это всего лишь «восьмерка», хоть и не совсем обычная.И «ВОСЬМЕРКА» ПРЕВРАЩАЕТСЯ...Как оказалось, переделать ВАЗ-2108 в несуществующий пока ВАЗ-2113 не так сложно. В ход идут стандартные детали «пятнадцатых» и «четырнадцатых»: передние крылья, капот, фары, передние и задние бамперы, пластиковая облицовка. При монтаже особых трудностей не возникает. Во всяком случае, «жесть» встает без проблем. Так, например, передние крылья прекрасно сты230 За рулем 12/2004куются с «восьмерочными» брызговиками, рамкой радиатора и другими кузовными элементами. Установка фар требует минимум доработок - надо только просверлить несколько отверстий. Бамперы и пластик передней части тоже не потребуют много времени - подгонка по месту, чтобы зазоры и стыки были ровными. Что ж - эта беспроблемность заложена специалистами ВАЗа при переходе с одной модели на другую. Не так давно «девяносто девятые» и «пятнадцатые» сходили с одной ветки конвейера. Чтобы не нарушать технологические цепочки, переделку требовалось свести к минимуму. Наверное, никто не будет отрицать, что оформленная таким образом «восьмерка» смотрится вполне достойно. К тому же (в отличие от ВАЗ2114 и 2115) боковины кузова не перегружены громоздкими молдингами. В данном случае, чтобы облик автомобиля не пострадал, сделаны две простейшие операции:бамперы полностью окрашены в цвет кузова, а отверстия для крепления молдингов в передних крыльях закрыты аккуратными заклепками. А теперь о типично тюнинговых изменениях экстерьера. Агрессивный спортивный облик машине придают заднее антикрыло «Актив Аэро», гоночные замки капота и багажника от «Спарко», хромированный ствол глушителя «Ремус» и, конечно же, большие легкосплавные колеса. Ж ИЗНЬ ПОСЛЕ «КОЛЬЦА» Пора открыть секрет, какая «восьмерка» в основе этого тюнингового автомобиля. Донором послужил гоночный ВАЗ-2108-37, некогда состязавшийся на «кольце». Теперь он стал полноправным членом спортивной команды «Актив-Про» в качестве тренировочного автомобиля. Конечно, облик «Самары-2» можно придать и рядовой «восьмерке», но в данном случае требовался аппаратс каркасом безопасности и 16-клапанным двигателем «десятого» семейства - такова модель с дополнительной цифрой 37 в индексе. В отличие от чистокровного боевого, тренировочному автомобилю нужна повышенная надежность. Этому и подчинены все переделки агрегатов. Вместо полуторалитрового двигателя для Кубка «Лады» установлен тюнинговый мотор тольяттинской фирмы «ТоргМаш». В коробке передач оставлен гоночный набор шестерен, а вот главная пара стала «длиннее». Появилась и винтовая межколесная блокировка. В паре со спортивными пружинами работают тюнинговые амортизаторы производства «ТоргМаш». Нашлось место и стандартным деталям: задней балке подвески, рулевому управлению, приводам колес. Разумеется, нет «гоночных» сферических шарнирюв - везде втулки, сайлент-блоки и прочие «резинки». Спартанский интерьер тренировочной «восьмерки» ВАЗ-2108 ACTIVE-PROП одкапотомтюнинговыйдвигательобъемом 1,6 лмощностью120л . с. Опорные чашки стоек связаны растяжкой, сами опоры - усиленные, м одели СС 20.На правах рекламы(2Ш23 КАРЛ АЙН и.МТЧхимкиМосква, м. «Полежаевская», 2-й Магистральный тупик. 5А Тел. (095)780-7700 Факс(095)940-0915 e-mail: rolf-center@rolt ru Москва. Рязанский проспект, 24, корп. 3 Тел (095)780-9000Факс(095)784-7366e-mail: [email protected]Москва. Алтуфьевское шоссе. 31. стр. 1 Тел. (095) 780-7788 Факс (095) 401-4851 e-mail: sale-diamant@rolf ruул. Обручева, 27, корп. 1 Тел (095) 788-6262 Факс(095)334-1440 e-mail: mitsubishi-soutn@rolf ruСанкт-Петербург. Витебский проспект. 17/6 Тел.(812)320-0020 Факс (812) 320-0023 е-тай: [email protected]Москва. Ленинградское шоссе стр. 22 км Тел. (095) 788-8-788 Факс (095) 788-8-788 e-mail: [email protected]Гарантия - Э года или 100 тысяч кмWWW.HOLF.RU WWW . M nSUBISHI - M OTORS . R UMitsubishi Outlander 2005, сочетающий качества спортивного универсала ивнедорожника , покорит вас своей яркой индивидуальностью. Обратите внимание на новый дизайн переднего и заднего бамперов с серебристыми накладками , на стильные фары головного света и задней оптики , на задний спойлер, придающий завершенность спортивному облику автомобиля. И это далеко не все дизайнерские находки, которыми Mitsubishi Outlander 2005 готов удивить вас. + Ьокооые обтекатели порогов нового дизайна (OutJander 2.4. Intense) + легкосплавные колесные диски увеличенного диаметра + серебристые накладки пультов электростеклоподьемников и передней панели (OutJander 2.4 MIVEC Intense)MITSUBISHI MOTORSЗ арулем 12/2004231 СПОРТ итюнингВАЗ-2108 ACTIVE-PROСалон автомобиля облагородили: «европанель», фальшпол и фирменный набалдашник рычага коробки передач.Преимущество тренировочной машины: руль и сиденья по вкусу и комплекции пилота.немного облагорожен; она стала двухместной. Сиденья «Рекаро поул позишн» - с фирменными салазками для продольной регулировки. Ремни безопасности - четырехточечные клубные «Спарко». Доработанный короткоходный рычаг коробки передач венчает удобный набалдашник «Спарко». Той же фирмы и небольшое рулевое колесо, обтянутое замшей. Под ногами по-прежнему «железо», но не стандартная кузовная деталь, а алюминиевый фальшпол. Но, пожалуй, самое заметное изменение - панель приборов нового образца.На ходу тренировочная «восьмерка» почти не уступает гоночному предку. Столь же интенсивный разгон, почти такие же малые крены в поворотах, грохот от любого камешка, стукнувшего по кузову, лишенному большинства обивок. А вот шум выпускной системы заметно тише. Стоило дополнить гоночный «прямоток» зарубежным глушителем, как звуковое давление снизилось. Рулевое управление стало чуть тяжелее - сказывается действие межколесной блокировки. Интересное впечатление оставляет коробка передач. На гоночной «восьмерке» пере-дачи переключаются легче, чем в серийной машине, хотя ходы рычага по-прежнему велики. В нашем же тренировочном «зубиле» спортивную легкость дополняют еще и короткие ходы доработанного рычага. В результате по механике получилась прекрасная тренировочная машина для начинающих спортсменов, по внешнему облику - привлекательный автомобиль для всевозможных шоу и корпоративных мероприятий, а по сути - прошедший фейслифтинг трехдверный хэтчбек, столь необходимый разным потребителям. DВАЗ-2108 ACTIVE-PRO• Кузов Хэтчбек количество дверей - 3, количество мест - 2 . оборудован каркасом безопасности, комплектом деталей семейства «Самара-2», растяжкой опорных чашек передних стоек с дополнительной опорой двигателя, задним антикрылом. • Двигатель ВАЗ-2112.1.6 л. 88 кВт/120 л. с . контроллер управления «Январь 5.1». распределительные валы ТМ-3. кованые поршни, фильтр нулевого сопротивления. настроенная система выпуска с резонатором и глушителем «Ремус». • Трансмиссия Коробка передач - пятиступенчатая («07-й» ряд), главная пара 4,1. винтовая межколесная блокировка дифференциала. доработанный короткоходный механизм переключения. • Подвеска Пониженный дорожный просеет, доработанные пружины, газонаполненные амортизаторы «ТоргМаш». опоры стоек СС-20 увеличенной жесткости. сварные кронштейны растяжек, передний стабилизатор поперечной устойчивости увеличенного диаметра. • Тормоза Передние - дискоеые вентилируемые. задние - дисковые. • Колеса Диски - 6.5jx15, шины Michelin Pilot Exalto 195/50R15. • Оборудование Руль Sparco. сиденья Recaro. четырехточечные клубные ремни безопасности Sparco. накладки педалей. фальшпол, наружный выключатель «массы», спортивные замки капота и багажника, приборная панель нового образца. _ __ • Цена $14-14.5 тыс.. в том числе стоимость доработок экстерьера $2000-2500.232З арулем 12/2004 СПОРТ и тюнингРАЛЛИИНАЯ ТЕХНИЧКАЕВГЕНИИ БОРИСЕНКОВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВНаука побеждать - учение универсальное. Недаром ее гранит прилежно грызут не только военные. Вот и раллийная команда - ни дать ни взять боевое подразделение. Есть командир (начальник команды), комиссар (пресс-секретарь), техника с экипажами. И, конечно, основа жизнеобеспечения - служба тыла. Ее главная движущая сила - автомобили технической поддержки (в просторечии - технички). О них - наш рассказ.ТРАНСПОРТНАЯ РАБОТА Хотя проселков ив Подмосковье не счесть, раллийные трассы, как правило, проложены вдали от больших городов. В малонаселенной глубинке проще перекрыть движение транспорта на спецучастках и контролировать ситуацию на трассе, тем самым обеспечивая234 За рулем 12/2004безопасность и зрителей, и участников. А так как этапы нередко отстоят друг от друга на сотни километров, то команды почти круглый год кочуют с места на место. Технички - главная тягловая сила обоза. Помимо штатного груза, везут бытовой скарб, амуницию и продовольствие. А на хвосте зачастую висит прицеп с боевой машиной. За сезон (около пятнадцати гонок) только холостого пробега набирается тысяч пятьдесят. И это не все. В ходе ралли обычно предусмотрены две зоны сервиса - путь туда-обратно добавляет еще километров пятьсот. Значит, и машина, и люди должны быть особо надежными. С КЛАД НА КОЛЕСАХ Раллийный автомобиль, как известно, работает на пределе, отчего постоянно нуждается в запчастях. Например, «вечная» в обычной жизни коробка передач в спорте редко живет дольше одного этапа. Тормозные диски, рулевые тяги и элементы подвески - и вовсе расходный материал. Большим спросом в ралли пользуются зеркала, стекла и светотехника. Все это надо иметь с собой. В среднем резерв запчастей на одну боевую единицу в денежном выражении равен ее стоимости (в кубке «Ситроен-Саксо», например, $15-20 тыс.). Естественно, значительная часть объема технички отведена под склад. Здесь же хранятся бочки с горючим - дозаправка спортивных машин разрешена только в зоне сервиса. Кладовщика в штате команды нет, и дебет с кредитом сводит один из механиков. ПОЛЕВОЙ СТАН Итак, главная задача тыловой службы - поддерживать боеготовность спор- РАЛЛИИНАЯ ТЕХНИЧКАтивных авто. Дело, прямо скажем, непростое. Фактически каждая техничка - это мини-СТО на колесах, со всеми основными участками стационарного сервиса. Правда, трудятся здесь поиному. Заявки на ремонт принимают... по рации. Обнаружив неполадки, пилот выходит на связь и сообщает об этом экипажу технички. Механики, прикинув объем работ, встречают «клиента» во всеоружии. Так экономятся воистину драгоценные секунды. Ведь на текущее обслуживание в середине дня отводят лишь двадцать минут, а в конце - всего сорок. В эти, считай, мгновения мастера успевают «перекинуть» коробку передач, заменить сцепление, стойки, рычаги, привода и т. д. Много дел по «жестянке». После путешествия через кювет у болида надо отогнуть крылья, закрепить бампер, заменить фары, радиатор, вклеить (!) новое ветровое стекло. Требуют забот и не пострадавшие «в бою» экземпляры. У них обязательно протягивают подвеску, заменяют колеса (30-50 км для резины «чемпионской» машины - предел!), заправляют и еще успевают помыть! Яркость красок - непременный атрибут праздника, а на чистых бортах заиграет реклама спонсора. Разумеется, трудовые подвиги совершают не голыми руками - в недрах технички есть необходимое оборудование, включая шиномонтажный станок. Энергоносителями его обеспечивают дизельный генератор и автономный компрессор. Так как ралли проходят днем и ночью в любую погоду, в набор имущества непременно входит огромный складной шатер и мощные софиты. На задней двери скромно ютятся непрофильные топор, пила и лопата. Шанцевый инструмент нужен при эвакуации техники. Тягач организаторов (так называемая «метла») подбирает лишь «легкораненых», транспортируя их к финишу ближайшего СУ (спецучастка) . Выковыривать же остальных пострадавших из кустов и складок рельефа и доставлять их на базу входит в задачу механиков. БОЕКОМПЛЕКТ Экипаж технички - три человека - по числу мест в кабине. Старший, он же водитель, отвечает за все: следит за приходом-расходом материальных ресурсов, комплектностью и исправностью ремонтного оборудования и агрегатов самой технички. Нелегкая это ноша! А еще надо иметь права категории «Е» (на случай буксировки прицепаЗа рулем 12/2004 235 РАЛЛИИНАЯ ТЕХНИЧКАТесновато, зато все нужное под рукой.Пара подкатных домкратов - полевая альтернатива подъемнику.Шанцевый инструмент помогает извлечь пострадавшего из придорожных кустов.автовоза), загранпаспорт (некоторые этапы проходят за границей - в Прибалтике) и к тому же - навыки наставника (чтоб учить уму-разуму молодежь). Добавьте умение ремонтировать все, не считая часов, и в любую погоду, - и зарплата в тысячу у. е. не покажется чрезмерной. Новички, правда, зарабатывают поменьше - от $500.*СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ Очевидно, на роль технички годится не всякий фургон. Чтобы поглотить в своих недрах и увезти все необходимое, нужны высокая грузоподъемность и внушительный внутренний объем. Важнейшая из координат пространства - высота, чтобы механик, работая в кузове, не сгибался в три погибели. Любимый «кольцевиками» трейлермоторхоум в ралли не подойдет - мала мобильность. Плод компромисса двухосный длиннобазный фургон с высокой крышей. Человековместимость, как мы и упоминали, - не менее трехчеловек. Силовой агрегат - непременно дизель. Во-первых, он обладает повышенными надежностью и ресурсом, а во-вторых, много экономичнее бензинового. В команде «Ситроен-ЦентрМосква» предпочли, что вполне логично, «Ситроен-Джампер». Помимо рабочей зоны, в нем дооборудовали кабину экипажа. К штатному оснащению добавили рацию, телевизор и... штурманское оборудование - без него сложно пользоваться дорожной книгой. Дада, своя «легенда» есть не только у гонщиков, но иу технарей. Они, хоть и тыловая служба, всегда на передовой. •Для развертывания шатра мобилизуют силы всего экипажа.236За рулем 12/2004