98
99
100
ТЕНДЕНЦИИ: АЛЬТЕРНАТИВЫ ДВСПОТОМКАМ БУДЕТ СКУЧНО?СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ. ФОТО АВТОРАКак и на чем человек будет ездить в ближайшие 50-100 лет? Какие источники энергии заменят традиционные - увы, бурно потребляемые? На первый взгляд, проблемы не кажутся повседневными: нам жить сегодня, а остальное - удел писателейфантастов. Это лишь одна, потребительская точка зрения. Но в мире автомобилестроения (и не только) немало дальновидных умов занято поисками альтернативных источников энергии. А если объединить усилия, продемонстрировать друг другу новейшие технологии? Увидеть свои и чужие достижения воочию, обсудить «за» и «против», привлечь прессу. Так родился «Вызов Бибендума» (Challenge Bibendum) - всемирный смотр экологически чистых транспортных средств под патронажем компании «Мишлен». (Напомним: Бибендум, забавный надувной человечек - ее эмблема.) В нынешнем году это мероприятие, ставшее уже традиционным, проводилось в Шанхае. Мы привыкли к велосипедному стереотипу в восприятии Китая. Но времена меняются, сегодня Шанхай - город бурно развивающейся автомобильной индустрии. Здесь расположены крупные сборочные заводы и мощные компании поставщики деталей. Более того, реализуется программа строительства АвтоГлава фирмы Эдуард Мишлен представляет концепцию электромобиля Michelin Ну Light. В его энергетической установке используются водород и кислород, а энергию для электролиза дает солнечный свет. Максимальная ско-града (Automobile City), где будут сосредоточены исследовательские центры, испытательные полигоны, учебные заведения. Доказательство тому - новенькая, с иголочки трасса формулы 1, олицетворяющая гигантские масштабы проекта. Да, сегодня в Китае насчитывается не более 30 миллионов моторных транспортных средств и 530 миллионов велосипедов! Однако, по оценкам специалистов, паркЗа рулем 12/2004 НДЬМЦИИ: АЛЬТЕРНАТИВЫ ДИСClipГ -до-!Спортивный концепт «Пежо» - RC Сир. Главная особенность - биодизель, работающий на смеси эфира и дизельного топлива в соотношении 50:50. При этом двигатель развивает 178 л. с. Весит машина 800 кг и ездит довольно быстро.открытия и пошло-поехало. Обзор стратегии по вопросам дорожного движения, проблемы загрязнения окружающей среды, безопасность, транспорт... Хотя в душе я потихоньку сдаюсь, ибо далек от нюансов международной политики, пусть даже в этих, автомобильных направлениях. Иное дело - несколько десятков машин, выстроившихся рядом с боксами на трассе формулы 1. Вот фирма «Бош»автомобилей в ближайшие 10-20 лет достигнет 176 миллионов единиц, и проблемы экологии, безопасности дорожного движения выйдут на первый план. Уже сейчас ворота Поднебесной открывают для передовых технологий, которыми готовы поделиться развитые страны. Масштабы инвестиций и темпы промышленного строительства, честно говоря, потрясают. Сборочные заводы растут как грибы после дождя, куда там московскому элитному строительству. Признаюсь, от увиденного голова просто идет кругом. Я впервые на подобном мероприятии. По глазам коллег догадываюсь - и они не в силах проанализировать весь поток информации. А «Вызов Бибендума» только набирает обороты. Отгремела церемонияЕще одна демонстрационная модель Michelin. В ней большая часть «стандартных» механических узлов заменена электроприводами. Активные подвески позволяют менять дорожный просвет, наклонять кузов к центру поворота, сохранять стабильное положение при разгоне-торможении. Изюминка - «фирменный» привод на четыре колеса Michelin Active Wheel. За рулем 12/2004 99 ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ: АЛЬТЕРНАТИВЫ ДВСНеобычный прототип изготовлен компанией «Дженерал моторе» еще в 2002 году. В этом электромобиле на топливных элементах вы не найдете руля, педалей и прочего. Главный водительский инструмент - панель управления, до сих пор старательно прикрываемая от взглядов вездесущих журналистов. Солнцемобиль «Аврора». Для водителя места почти нет, зато, используя солнечную энергию и литиевые полимерные батареи, транспортное средство преодолевает до 780 км, развивая скорость до 145 км/ч.НКй^ишюч"Еще одно творение «Пежо» - двухместный Quark. С виду обычный квадрицикл, но внутри... Четыре электромотора (по одному на колесо) питаются от никель-металл-гидридных (Ni МН) батарей. Им в помощь - энергетическая установка (7 кВт, 100 Н-м), работающая на водороде. выставила целую гамму: БМВ, «Ауди», «Фольксваген». На первый взгляд обычные машины, только дизельные. Вся хитрость - в новейших системах впрыска, позволяющих заметно снизить вредные выбросы. Чуть дальше новехонькая «Тойота-Приус» с ее гибридной силовой установкой. Все это знакомые марки и модели, но есть и такие, которые и автомобилем-то назвать трудно. Но ведь движутся - вне зависимости от того, откуда берется энергия. Гирлянды батарей, в том числе и солнечных, водород, кислород и всевозможные комбинации на топливноэлектрическую тему. Вот, кажется, явный макет: ажурный каркас местами прикрыт оргстеклом. А заглянешь в технические характеристики - оказывается, эта штука способна разгоняться до 160 км/ч и запас хода у нее более 400 километров. Сажусь в «Форд-Фокус», по сути, электромобиль, подпиты100 За рулем 12/2004 ваемый двигателем на водороде. Интересно! Короткое напутствие - и под мерное жужжание силовой установки отправляемся в путь. Да-а-а! Скучновато будет ездить нашим потомкам. Где-то там, глубоко в недрах машины меняется тональность звучания, и машина плавно (троллейбус да и только) ускоряется. Так и хочется прокомментировать: «Тридцать секунд, полет нормальный». К исходу первой минуты стрелка спидометра замирает на отметке 100 км/ч. Смотрю на инструктора: дескать, все? Он кивает. Что же, непривычно, очень тихо, а главное, выбросов практически никаких. Перебираюсь в дизельный «МиниКупер». Ну, чем удивишь? Как очень быстро выясняется, все тем же. Машина вроде бы есть, а двигатель... Он, конечно, рыкнул на старте, довольно весело разогнал автомобиль до 100-110 км/ч, но затем стушевался и уныло затянул «экологически чистую» песню. А ведь«Тойота-Приус» последнего поколения. Главное достоинство гибрида - он выпускается серийно, сочетая в себе и экологически, и практически выгодное транспортное средство. «Приус» стал победителем небольшого ралли в рамках «Вызова Бибендума». под колесами азартный асфальт гоночной трассы с хитрыми и коварными поворотами. Эх, здесь бы другой «Мини», с шильдиком «S»! Их было еще много: разных по статусу, мощности, водительскому темпераменту. Иные даже позволяли достичь более 200 км/ч. Но чувство некоторой зажатости, ограниченности возможностей неизменно присутствовало на всем тестовом маршруте. Очевидно, неуклонное ужесточение требований заставляет конструкторов идти на компромисс, усмирять в первую очередь драйверские амбиции. Хотя если всерьез задуматься о том, чем будут дышать наши правнуки и насколько удастся сохранить окружающий мир, стоит кое-чем пожертвовать. По-моему, именно в этом суть «Вызова Бибендума»: в стремлении нащупать оптимальные пути технического развития. •