174
175
АВТОКЛУБПАРК ЗР. TOYOTA PRIUS«TOYOTA PRIUSИзготовитель: Год выпуска:»ПОЧИНЯЕММАКСИМ САЧКОВ«ТОЙОТА МОТОР» 1998В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»:с декабря 2003Неисправность проявилась буквально на ровном месте. Закончив приготовления к отпуску, собирался отогнать машину в редакцию. Не тут-то было - на приборном щитке зажглись сигнальные лампочки, зазвучал зуммер: тормозная педаль «стала колом». До гаража ковыляли очень осторожно - усилие заметно выросло, ко всему прочему электроника отключила режим рекуперации (когда тормозитько с двигателем внутреннего сгорания и тормозной системой (что и требоваПробег на момент отчета: 20 тыс км лось!) сканер находит общий язык. Общий пробег 156 тыс. км Считанный код указывал, что проблеПредыдущие публикации в журнале: 2004, № 3, 6 ма - в электронасосе тормозной системы. Что это за зверь? Так как двигатель помогает электромотор), ABS и задние на определенных режимах выключаетмеханизмы (вернее, их регулятор, отчеся, постоянного разрежения для вакуумго машина стала тормозить только пеного усилителя, «смягчающего» педаль редними колесами). на большинстве автомобилей, здесь нет. Увы, фирменные станции «Тойоты» Поэтому на «Приусе» водителю помогаправорульные машины не обслуживают. ет дополнительный электронасос; он наПришлось искать человека со сканером. гнетает и поддерживает рабочее давлеКстати, диагностический прибор для евние в гидравлическом приводе. Чтобы ропейских машин не сможет проверить убедиться, не нарушены ли питающие все системы - например, выявить неисили управляющие цепи этого прибора, правность гибридной установки. Однапод капот вывели сигнальную лампочку.Контрольные лампы «Приуса»: 1 - общий сигнал о каких-либо неисправностях; 2 - нет зарядки; 3 - низкое напряжение аккумуляторных батарей; 4 - неисправности в электронной системе управления двигателем; 5 - неполадки или сбои в гибридной системе; 6 - гибридная система не работает в полную мощность; 7 - не работает ABS; 8 - двигатель перегревается; 9 - неисправности усилителя руля; 10 - неисправна система, отвечающая за работу подушек безопасности. 174 За рулем 12/2004 ПАРК ЗР: TOYOTA PRIUSСтоило плавающей неисправности вновь проявиться, диагноз подтвердился - причина в самом электронасосе. Найти в Москве новый узел, как, впрочем, и другие детали на «Приус», оказалось несложно - самый дешевый (примерно за... 1000 долларов) нам привезли бы через месяц. У официального дилера срок доставки оказался короче, но и цена на 250 у. е. выше. Фирма во Владивостоке через свой интернет-сайт предложила более приемлемые условия - 730 долларов и две недели на доставку. Оставив этот вариант на крайний слуДобраться до салонного фильтра несложчай, попытались отыскать нужную дено. Поворачиваете две пластиковые заталь на столичных разборках. Тщетно - глушки внутри «бардачка» и опускаете его. гибридных «тойот» в Москве пока неНажав на пластиковые усики на панели много. Выручили знакомые в том же воздуховода, вытаскиваете фильтр. Владивостоке - поработавший электронасос обошелся нам в 300 долларов, не считая расходов на рабочую жидкость и установку, которую выполнили своими силами. В общем, вернули «Приус» в строй, хотя и дорогой ценой. Вообще, что касается затрат, он показал себя нескромным. К нам «Приус» приехал на шинах 165/65R15 не первой молодости. Пробег до Ижевска, в котором мы «убили» сразу два узеньких колесика, заставил хлопотать о новой резине. В Москве искать родные покрышки такого размера бесполезно. Вооружившись каталогом шин и калькулятором, стали подбирать гибриду подходящую обувку. Выбор остановили на «Мишлен-Энержи» размерности 185/60R15 - иные варианты были еще шире! И, отмечу, дороже... К счастью, других внеплановых покупок «Приус» не требовал, а на реглаИз-за отказа электронасоса тормозной симентных работах можно попытаться сэстемы (на фото - в сборе с главным торкономить. Замена масла, свечей, мозным цилиндром и аккумулятором давфильтров вполне по плечу людям, дерления) «Приус» надолго стал на прикол. жавшим гаечный ключ. РАСХОДЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ. Масло в двигателе рекомендуют меОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЯ нять каждые 10-12 тыс. км. Редакцион«ТОЙОТА-ПРИУС». РУБ. ный «Приус» круглогодично перевариПРОБЕГ В РЕДАКЦИИ 0-20 ТЫС. КМ вает синтетику «Кастрол» (5W30). В принципе смазка может быть любой Средний расход топлива, л/100 км 7,2 17120 Расходы на бензин марки, лишь бы качество по API было Расходы на ремонт и обслуживание не ниже группы SJ. Несмотря на нема0-2500 км 21 144 ленький пробег и возраст, масла наш Расходы на ремонт и обслуживание гибрид практически не ест, разве что на 2500-20 000 км 48140 Из них: высоких скоростях - при заправочном Фары (2 шт.) 13 200 объеме двигателя 3,5 л до следующей Масло моторное 1880 замены хватает одной четырехлитроФильтр масляный (2 шт) 350 вой канистры. 260 Свечи зажигания Фильтр воздушный 540 Сейчас на «Приусе» стоит оригиПриводной ремень 750 нальный масляный фильтр. Кстати, Шины «Мишлен-Энержи» 18 000 любые детали и расходные материалы Защитные чехлы амортизаторных с надписью «Genuine parts» можно закастоек 1650 зать у дилера или компаний, которые Тормозная жидкость 480 Электронасос тормозной системы 8700 ими торгуют. Если желаете немного сэ2330 Стоимость работ кономить, возьмите неоригинальное Итого: 86 404 изделие именитой фирмы. Например,10 тыс. км до последнего техобслуживания честно отработал фильтр «Манн» (маркировка W68/1). В гибридной трансмиссии залито фирменное масло типа Т4. Аналогов нет, по крайней мере, «Тойота» не дает никаких рекомендаций. Ходимость смазки - 5 лет. Воздушный фильтр меняют в два раза реже масляного. Кстати, не забывайте регулярно чистить, а по мере необходимости и менять салонный фильтр. Эту операцию можно выполнять через определенный пробег, например, каждые 5-7 тыс. км. Иначе об этом напомнят потеющие стекла. Свечи на «Приусе» менять не очень удобно - они утоплены в колодцах, сверху прикрыты индивидуальными катушками зажигания, а двигатель немного «завален» назад. Помимо свечной головки «на 16», удлинителя и трещотки, может понадобиться переходник с карданчиком, иначе ключ будет упираться в стенку моторного отсека. Строгих сроков замены «Тойота» не оговаривает предписано проверять свечи каждые 10 тыс. км и менять при необходимости. Гидронатяжитель берет на себя заботу о цепи ГРМ, а вот в приводе клапанов гидрокомпенсаторов нет. У нашей машины износ деталей минимальный ив регулировке они не нуждаются, однако для надежности раз в 50-70 тыс. км стоит контролировать зазоры и при необходимости подбирать регулировочные шайбы нужной толщины. Не забывайте также следить за поликлиновым ремнем, который приводит насос системы охлаждения и компрессор кондиционера. Наш вывод после 20-тысячной эксплуатации «Приуса» - бояться гибридного автомобиля не стоит... а вот опасаться следует. За 10 месяцев автомобиль потребовал несусветных денег (справедливости ради: большую часть отдали за европейские свет и шины см. табл.). Новые запчасти купить можно, но неходовые позиции придется заказывать и ждать от нескольких дней до пары месяцев. Да и цены кусаются, поэтому многие владельцы подержанных машин ищут «бэушные» детали. Увы, гибридных «тойот» в Москве немного и на разборки попадают единицы. Неразвит и сервис - найти грамотного мастера, который точно определит и устранит неисправность, непросто. Утверждение, будто есть вещи, которые не ломаются, в корне неверно. Со временем из строя выходит все - от швейцарских часов до японских автомобилей. Увы, наш «Приус» подтвердил эту истину. •За рулем 12/2004 175