146
147
148
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИРЕЙДМАКСИМ ПРИХОДЬКО. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВСПАС-НА-ТРАССЕкювета. Причина аварии понятна - край дороги покрыт ледком, машину развернуло - и все. Трос подцеплен, лебедка потихоньку начинает вытягивать «Газель» на дорогу. Тем временем у нас в машине снова забурчало радио. Это диспетчер вызывает «таблетку» - нужна помощь..... .С самого раннего утра мы с фотокорреспондентом сидим в маленьком домике недалеко от телевизионной вытки в Пензе. Вместе с нами в комнате - женщина-диспетчер службы «АвтоСпас» (вернее, мы с ней, ведь она - на дежурстве). Остальные члены дежурной смены отдыхают в соседней комнате. Время от времени динамики оживают, но все какая-то мелочевка: где-то «Жигули» не заводятся, у железнодорожного вокзала мелкое ДТП (надо же - в 7 утра друг друга нашли!)... Это все не к нам, тут управятся сами водители и гаишники. Но вот звучит сигнал: требуется помощь «АвтоСпаса». На въезде в Пензу «Газель» улетела с дороги в кювет. Экипаж (и мы вместе с ним) быстро загружается в «таблетку» - так спасатели именуют специально снаряженный «уазик». За рулем - сам руководитель службы Андрей Бычков. На месте происшествия мы уже через 25 минут. Вот и «Газель» торчит из146 За рулем 12/2004ЧТОБ НЕ ПРОПАСТЬ ПООДИНОЧКЕВ 1994 году Андрей Бычков, уволившись из рядов Вооруженных сил по выслуге лет (служил в ВДВ, между прочим!), купил «Газель» и занялся грузоперевозками. Изрядно поколесил по родной Пензенской и соседним областям. Постепенно бизнес расширился, но даже став директором, Андрей нередко садился за руль и тянул лямку наравне со всеми. На дальних маршрутах пришел он к простому выводу: случись что на дороге, выкручиваться придется самому. Нет, шоферское братство неумерло, но бывают такие случаи... Однажды поздней осенью Андрей Бычков увидел, как огромную 20-тонную фуру стащило по гололеду в кювет. Это словно подвело итог размышлениям: нужна специальная служба «автоспасения». По книгам, передачам и газетным публикациям он представлял, как работают подобные службы за границей. Например, знаменитая немецкая ADAC. У них на вооружении могучие тягачи-эвакуаторы, мобильные медицинские отряды, эскадрильи вертолетов, экстренная связь. У Андрея же была только идея, с которой он пришел в местное отделение МЧС, где его поддержали (бывает и такое в России!). Одобрили идею Бычкова ив Минтрансе (там, между прочим, существует федеральная целевая программа, но многие ли об этом знают?). Однако пришлось обойти немало кабинетов, чтобы собрать все разрешительные доку- РЕЙД«Голову» - в починку, фуру - на охраняемую стоянку. «Служба «АвтоСпас», слушаю вас!» Между прочим, ремонт в провинции дешевле.менты. Так в 1997 году родилась компания «АвтоСпас». ...Один из спасателей быстро осматривает машину: оказывается, просто кончился бензин! Съездить с канистрой на заправку - дело пяти минут. Заливаем топливо, а прибор показывает, что уровень на нуле - понятно, не работает! «Я об этом знала, но как-то забыла», - оправдывается девушка... Собрались было двинуть на обед, но диспетчер по рации докладывает: «В 40 километрах от города на трассе сломался тягач МАЗ, может возникнуть пробка». Возвращаемся на базу, пересаживаемся из «таблетки» в эмчеэсовский КамАЗ и двигаем к месту происшествия. ТЯНИ-ТОЛКАЙ Помня про фуру в кювете, Андрей начал свою службу спасения с эвакуаторов. Роль технички отвели армейскому «уазику», установив на него съемнуюмощную лебедку. В списке оборудования поначалу был лишь прицеп для транспортировки автомобиля (теперь есть два «настоящих» эвакуатора ИВЕКО и «Бычок»). Открыли центральный диспетчерский пост, где дежурный круглосуточно принимал сигналы «SOS» - по телефону или радио на частоте 27 МГц. «АвтоСпас» заключил договоры с несколькими СТО и охраняемыми стоянками - и пошла работа! ...Огромный заглохший МАЗ скорее напоминает уставшее вьючное животное, загнанное до полусмерти. КамАЗ берет его на жесткую сцепку - и вперед, до Пензы. «Голову» (так дальнобойщики называют тягач) - в ремонт, фуру на охраняемую стоянку. Интересуюсь у водителя МАЗа, откуда он узнал про службу «автоспасения». «У меня радиостанция работает постоянно, мы друг с другом информацией делимся: где на трассе можно поесть повкуснее, гденочлег нормальный, ну и эвакуатор или техпомощь откуда вызвать... Жаль, до Саратова совсем чуток не дотянул», сокрушается Александр. Увы, кажется, сегодня нам вожделенного борща не видать - «АвтоСпас» ждут в городке Нижний Ломов. Серьезное ДТП - обед отменяется. Приезжаем: у «десятки» начисто отсутствует передок! Пошел водитель на обгон да, видимо, что-то не рассчитал или навыков водительских не хватило. Хорошо живой остался, хотя пару ребер точно сломал. Эвакуатор вызвал дорожный мастер, который видел аварию. Водителя «скорая» увезла в местную больницу, а о машине позаботимся мы, отвезем в Пензу (адрес владелец оставил)... ДОБРОДЕТЕЛЬ ИКОММЕРЦИЯ Поначалу сотрудники «АвтоСпаса» оказывали лишь помощь на дорогах Пензенской области, но скоро сигналы от дальЗа рулем 12/2004 147 СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИРЕЙДК счастью, «Газель» улетела недалеко.Управились быстро.нобойщиков стали поступать из Ульяновска, Саратова, даже из-под Челябинска. Так получилась некая цепочка филиалов «АвтоСпаса» в Москве, Рязани, Шацке, Пензе и Саратове. На этом отрезке федеральной трассы М5 уже работают 15 постов, но ведутся переговоры с Тамбовом, Саранском, Самарой, Ульяновском и Челябинском. При поломках в дороге (или, не дай бог, аварии) достаточно позвонить по телефону (или рации), обратиться к гаишникам или на АЗС они подскажут, как вызвать спасателей. Помощь придет из ближайшего филиала. Пока сломавшийся автомобиль тянут к цивилизации, оператор «АвтоСпаса» предложит варианты ремонта, цен на запчасти, ночлег и т. д. Так что пострадавший сразу ясно представляет, что, где, когда и почем. Централизация заказов и подбор вариантов эвакуации и ремонта - главные козыри компании. При этом «АвтоСпас» - не благотворительная, авполне коммерческая фирма. Так, километр пробега (в оба конца) для эвакуатора стоит 10 рублей. Эвакуация, скажем, грузовика от Пензы до Ульяновска обойдется примерно в6 тыс. руб. (хотя можно сэкономить, организовав ремонт в самой Пензе). Недешево! Но сколько шансов, оставив сломанную машину на дороге, через несколько часов застать ее в том же виде? Кстати, в некоторых ситуациях спасатели могут получить деньги задним числом (это предусмотрено правилами) . В любом случае, по словам Андрея Бычкова, высокодоходным и прибыльным предприятием «АвтоСпас» считать не стоит (деньги он, как и раньше, зарабатывает на грузоперевозках). Но ведь не прибыли ради затевалось это дело, а чтобы помочь на трассе таким же, как и он, водителям... Если нет единой государственной системы помощи на дороге - надо кому-то это дело начинать. В конце концов, и немецкийЭвакуатор «АвтоСпаса» всегда наготове.ADAC когда-то начинался с группы энтузиастов! ...Все сотрудники «АвтоСпаса» помнят случай, когда вечером 31 декабря под тяжелой фурой рухнул пролет старого моста. Грузовик встал свечкой в воде параллельно опоре, кабина торчала над оставшимся пролетом метра на два, полуприцеп лежал в воде и крошеве льда... Работать пришлось вместе с Пензенским управлением МЧС. В общем, тогда и Андрей, и руководитель областного МЧС встретили Новый год на рабочем месте. Есть уже у «АвтоСпаса» и постоянные клиенты. Среди людей серьезных (в основном из числа дальнобойщиков) особняком - некий пензенский бизнесмен. Осенью, зимой и весной он настойчиво испытывает внедорожные качества своего «джипа», каждый раз закапывая его по самые ступицы в окрестных лесах. А потом звонит в службу: «Вытащите меня отсюда...» Почему бы и не помочь? Такая ведь работа... • СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙ В случае поломки на дороге вы рассчитываете:только на себя 11% на помощь других водителейщ 20% на удачное стечение обстоятельств148За рулем 12/2004