224
225
226
227
СПОРТ и тюнингДРЕГ-РЕЙСИНГПроцедура отжига: колеса разогреваются до рабочей температуры. iP^*""Кокпит дрегстера. Обратите мание на рулеобразный прид! и спартанскую панель приборов?Термин «дрег-реисинг» стал популярным ив России: то тут, то там слышишь о состязаниях на классической дистанции в четверть мили. Но в большинстве своем это «дикие» или «полудикие» гонки любителей экстремального разгона, проходят они при весьма слабой организации. Лишь немногие российские дрег- и стритрейсеры осведомлены о том, что обожаемый ими вид досуга давно признан Международной автомобильной федерацией (ФИА). Для европейцев это такой же вид автоспорта, как ралли, - ну, может, чуть эксцентричнее. Заглянем, к примеру, на этап чемпионата Европы по дрег-рейсингу в Англии.224 За рулем 12/2004ОБИТАТЕЛИ ДРЕГ-МИРАТрек Santa Pod Raceway - два ряда трибун вдоль широкой асфальтовой полосы. В паддоке - шведские, итальянские, французские, немецкие, британские и чешские команды. Жизнь начинается в восемь утра с тренировок двухколесных снарядов, сделанных на базе мотоциклов. Некоторые заряжены до полутора тысяч лошадиных сил: 402 метра пролетают за 6-7 секунд. Однако отнюдь не они шоу-стопперы гоночного дня, а четырехколесная техника, которая в Британии насчитывает аж 14 классов! Из них четыре получают зачетные очки в первенстве Старого Света.Самый скромный класс - юниорский, для соревнований 12-14-летних мальчишек на дистанции 1/8 мили. Уменьшенные копии настоящих дрегстеров оснащены двухтактными моторчиками. Далее следуют автомобили со стандартными кузовами под общим названием - Super Street (время на преодоление трассы у них - от 10 секунд), эти разбиты на подгруппы в зависимости от степени переделок и форсировки. Но самое интересное начинается с машин класса Funny Car. У них кузова уже из карбона, в баке - нитрометан, мощность около 6000 лошадиных сил, время прохождения дистанции 5-6 секунд и «максималка» до 450 км/ч. ДРЕГ-РЕЙСИНГКоролевские же классы рейсинга дрегстеры Top Methanol и Top Fuel. Огромные задние колеса и почти велосипедные передние, клиновидные длинные кузова, мощные антикрылья и огненный выхлоп, звук которого заставит задрожать саму душу. Мощность этих «зверей» - до семи тысяч, а пять секунд для них - будничная норма. Скорость на финише - 480—490 км/ч. Созданные специально для четырехсотметрового безумия, аппараты способны на такое ускорение, что просто перестаешь верить глазам! Лишь два раскрывшихся в конце трассы тормозных парашюта напоминают, что увиденное - не галлюцинация.К АК ДОБИТЬСЯ 5д Никаких фантастических и футуристических конструкций в чемпионате Европы нет - техническая сторона дела строго регламентирована. Оговорены масса, колесная база (максимум 7620 мм для класса Top Fuel), размеры аэродинамических устройств. На изготовление шасси уходит до 100 метров хромомолибденовых труб, а облицовка выполняется из карбона. Стоимость шасси - 50-60 тысяч долларов. За основу пламенного сердца взята V-образная «восьмерка» от «Крайслера». Изначальный рабочий объем 6980 см3 можно увеличивать до 8193 «кубиков». На впускном коллекторестоит механический нагнетатель с ременным приводом, в буквальном смысле впрессовывающий воздух в цилиндры. На рабочих оборотах (около 11 тысяч) мотор требует 1800 л воздуха в минуту. Во впускном коллекторе возникает гигантский перепад давления, что приводит к его сильному охлаждению. Заслонка в корпусе воздухозаборника мгновенно покрывается инеем, и возникает риск ее заклинивания. Чтобы избежать этого, перед стартом заслонку обрабатывают антифризом. Двигатель в итоге дороже шасси примерно в два раза. Топливо - огненный эликсир, позволяющий выжать из каждого кубичеЗа рулем 12/2004 225 СПОРТ и тюнингДРЕГ-РЕЙСИНГского сантиметра до 13 л. с. По правилам, топливо может содержать до 90% нитрометана (CH3NO2), а остальные 10% - метанол. Дрег-рейсеры называют эту смесь нитрометанолом. В зависимости от влажности воздуха и атмосферного давления пропорции меняют - это целая наука. В двигатель топливо подается насосом, способным накачать 300 литров в минуту. Во время прогрева, отжига и самой четырехсекундной гонки дрегстер съедает 60 л топлива. Неотъемлемый атрибут дрегстера антикрылья. Без них болид улетит, в лучшем случае, на небеса. На максимальной скорости заднее антикрыло создает прижимную силу около трех тонн, а переднее - примерно 900 кг. Попутно оба работают на курсовую устойчивость. Задние тормозные диски (спереди тормозов нет) из углепластика, привод - ручным рычагом. Основная же тормозная система - два парашюта, расположенные в хвостовой части. Они обеспечивают замедление до 5g - сопоставимо с разгоном. Для предотвращения пробуксовки мощность от двигателя передается на задние колеса через сложный механизм сцепления с гидропневматическим управлением. 226 За рулем 12/2004Окончательно оценить серьезность аппарата позволяют цифры. Круглые 100 км/ч дрегстер Top Fuel набирает за 0,7 секунды, пройдя дистанцию всего 10 метров - чуть больше своей длины! Через три секунды после старта скорость достигает 300 км/ч и продолжает динамично расти. 4,832 СЕКУНДЫ ВЕЧНОСТИ Старт дрегстера сродни запуску «Бурана» на Байконуре. Пилот готовится к заезду примерно 40 минут. Только чтобы правильно усесться в кокпите, требуется минут двадцать. Пилот, одетый в гоночный комбинезон, пристегивается «пауком» из пяти ремней, шлем его гибко фиксируется, а шею дополнительно защищает специальный хомут. Руки также закрепляют ремнями. Пока участники «упаковываются», на обе стороны полосы выходит необычный персонал: работники трека в огнеупорных костюмах и масках, до зубов вооруженные огнетушителями. На старте дрегстер заводят и дают полминуты на прогрев. Когда двигатель прогрелся, пилот должен выполнить отжиг - «ритуал», необходимый для прогрева шин. Он выключает противобуксовочное устройство и коротко жмет на газ: задние колеса немедленно срываются в пробуксовку, трассузаволакивает черный дым горелой резины, а дрегстер улетает вперед метров на тридцать. После отжига механики команды откатывают снаряд обратно на стартовую линию. Оранжевые огни гаснут: три, два, один! Из выхлопных труб монстров летят метровые струи пламени. Задние слики, разрываемые чудовищной центробежной силой, заметно увеличиваются в диаметре, а их борта под воздействием циклопического вращающего момента покрываются складками. К концу полосы машины буквально «телепортируются», оставляя за собой оглушенных зрителей и черное облако распыленной резины. На табло всплывает результат победителя: 306,33 мили в час, 4,832 секунды. В наступившей тишине диктор торжественно объявляет о новом рекорде Европы для такого-то класса машин. Десятки людей во всех странах Старого Света с необъяснимым упорством занимаются дрег-рейсингом. Что заставляет нормального человека - в буквальном смысле - стрелять собой? Чемпион Европы Энди Картер объясняет так: «Мне сложно понять, как видят наши гонки зрители. Но для меня пять секунд, отделяющие старт от финиша, целая вечность. Я хочу переживать ее снова и снова». • Под общей редакцией начальника Главного управления Государственной инспекции по безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта милиции В.Н. КирьяноваВ книге содержатся разъяснения Правил дорожного движения Российской Федерации и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, введенных в действие с1 июля 1994 г., с учетом изменений и дополнений, внесенных в эта документы постановлениями Правительства Российской Федерации в 1996, 1997, 1998, 2000, 2001, 2002 и 2003 г.г. Комментарии базируются на действующих в Российской Федерации законодательных и иных нормативных актах в сфере обеспечения безопасности дорожного движения по состоянию на 1 июля 2004 г. Книга предназначена для сотрудников правоохранительных органов, специалистов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, преподавателей автошкол и других образовательных организаций, может быть также полезна водителям и работникам автомобильного транспорта в качестве пособия при изучении Правил дорожного движения Российской Федерации и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.АДРЕСА ФИРМЕННЫХ МАГАЗИНОВ «ЗА РУЛЕМ»: в Москве: ул. Бакунинская, 72,тел. 261-22-95; ул. Долгоруковская, 36, тел. 973-14-00; ул. Краснопрудная, 30/34, тел. 264-92-94. в Воронеже: ул. Хользунова, 112, тел. (0732) 14-34-90. в Кирове: ул. Степана Халтурина, 2, тел. (8332) 56-50-16. в Перми: ул. Боровая, 24, тел. (3422) 22-72-04. в Харькове: Харьковский книжный рынок, пер. Кравцова, 19, тел. (0572) 17-04-71. Любую книгу издательства «За рулем» можно найти и заказать в Интернете по адресу: http://knigi.zr.ru По вопросам оптовых приобретений обращайтесь по телефонам. (095) 261-37-61; 261-07-23.