144
145
146
НОВИНКИ^СЛЕДС/ /Шйтт} (МИСТЕР-«ТВИНСТЕР»Эта презентация на полигоне фирмы «Континенталь» была предназначена не столько для журналистов, сколько для представителей автомобильных компаний. На примере устройства «Мини-Твинстер» инженеры фирмы «Гетраг» (коробки передач) и ее отделения «Драйвлайн» решили показать: нет предела совершенству - управляемость даже такого автомобиля, как «Купер S», можно и нужно улучшить. Итак, в тоннеле пола рядом с выхлопной трубой поместили карданный вал, передающий 95% крутящего момента на задние колеса. По сути, «Мини» стал заднеприводным со всеми вытекающими для управляемости последствиями. Но справедливость этих слов кончается там, где начинаются повороты. Ведь приводы передних колес соединены с главным редуктором через ламельные сцепления, которые только и ждут команды от электронных «мозгов», чтобы вмешаться и подправить траекторию движения. Датчики собирают информацию о пробуксовке колес, боковом и угловом ускорениях, угле поворота баранки, скорости, оборотах двигателя - в общем, всю телеметрию. А уж компьютер в крутом повороте добавит момент на внутреннее переднее колесо и буквально затащит автомобиль на заданную водителем траекторию. Нечто вроде ESP наоборот: вместо подтормаживания колес их подкручивают. у Насколько эффективен такой механизм, показал секундомер. Извилистая трасса пройдена «Твинстером» на 7-9 км/ч, т. е. на 10%, быстрее, чем серийным «Купером». Оснащать серийный «Мини» новой трансмиссией пока не собираются. Но и на других автомобилях выигрыш обещает быть не менее заметным. Ведь коробки передач «Гетраг» используют не только на БМВ, но и на «тойотах», «рено», «ауди». Может, дело дойдет и до такой трансмиссии?В отличие от серийных собратьев, у «Мини-Твистера» в корпусе переднего редуктора между главной передачей и приводом колеса - ламельное сцепление. 144 За рулем 01/2005Задний редуктор вытеснил выхлопную трубу, но для концепта это неважно: на полигоне ухабов нет. МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛИ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВКАТАЛИЗАТОР 'ДЛЯ... ВОДИТЕЛЯУже привычные на автомобилях каталитические нейтрализаторы оберегают, прежде всего, пешеходов, не давая вредным веществам попасть в окружающий воздух. Со временем, когда все автомобили выполнят нормы Евро IV, атмосфера городов, вероятно,станет совсем дружелюбной. Но пока водители и пассажиры в худшем положении: они ведь находятся прямо в гуще транспортного потока. Здесь загрязнение воздуха в 4-10 раз превышает порог ПДК (предельно допустимых концентраций) для некоторых, в том числе канцерогенных веществ. Очистка поступающего в салон воздуха стала актуальнейшей задачей.! виду обычная «Вольво-БбО» внутри буквально нашпигована аппаратурой для контроля и очистки воздуха в салоне.Решить ее удалось компании «Вольво», известной своим комплексным подходом к безопасночасы пик, показала, что наибости. Обычные противопылевые лее эффективно IAQS борется с фильтры здесь дополнили катадвуокисями азота N0 2и серы литическими - их автоматически S02, снижая их концентрации в активирует электронный блок, 15 и более раз! Хуже с угарным работающий совместно с климат- газом, но тут помогает штатная контролем ЕСС (Electro-nic ЕСС, перекрывая поступление Climate Control). Так называемая воздуха, если концентрация СО IAQS (Interior Air Quality System) становится опасной. Что касаетстоит не слишком дорого - всего ся озона, то он практически пол149 евро. А что же она дает для ностью удаляется из «адской здоровья? смеси», заменяющей столице воздух, в том числе благодаря Проверка, проведенная ЗР специальному покрытию «Прис участием специалистов Дмитмэйр» (Premair), нанесенному на ровского полигона НИЦИАМТ на радиатор двигателя. центральных улицах Москвы вНа испытаниях «Вольво» наездила по задымленной Москве не один десяток километров.ПОЛЕТЫ НЕ ВО СНЕ, А НАЯВУПризнайтесь, городские пробки вам изрядно надоели. Если совсем невмоготу, стоит присмотреться к изобретению датчанина Джона Беккера, реализованному в содружестве с голландской фирмой «Спарк дизайн». На первый взгляд, это несколько необычного вида трицикл - трехколесный мотоцикл с закрытым кузовом. Но лишь до тех пор, пока водитель не расправит... сложенный над головой пропеллер. И вот уже PALV (Personal Air & Land Vehicle) завершает короткий разбег и легко взмывает ввысь! Негромко (уровень шума менее 70 дБ) •стрекоча роторным двигателем в 213 л. с. (он приводит небольшой толкающий пропеллер сзади), PALV способен подняться над суетой на высоту до 1500 ми нести седоков со скоростью до 195 км/ч. Возвращение на землю и вовсе простая задача. Ведь посадочная скорость всего 30 км/ч, а нужный для пробега отрезок шоссе не превышает... 5 м. Плюс, конечно, 4 метра на сам аппарат. Впрочем, с посадкой можно и не торопиться: запас лёта при полном баке целых 550 км! Лишь на 50 км меньше, чем запас хода по шоссе. На земле PALV тоже доставит удовольствие: он разгоняется до сотни всего за 5си способен совершать умопомрачительные виражи, наклоняясь на 30°. Для безопасности полетов очень важен выбор технологии так называемых автожиров. В отличие от вертолетов, у них несущий винт не связан с двигателем, а раскручивается потоком воздуха. Это, с одной стороны, требует разбега при взлете, но с другой гарантирует планирование при отказе двигателя. За рулем 01 /2005 145 НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯАНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯНа дорогах все теснее от автомобилей. Под этой фразой из прессрелиза фирмы «Бош» подпишется любой российский водитель или пешеход. Поэтому примем на веру утверждение, что две трети всех ДТП происходит из-за невнимательности водителя. И что 60% этих аварий и почти треть лобовых не случились бы, успей шофер среагировать хотя бы на полсекунды раньше. «Бош» утверждает электронные помощники сократят на 90% (!) количество аварий типа «догнал-въехал». Основную роль отводят проекту CAPS (Combined Active & Passive Safety), объединяющему воедино существовавшие до сих пор порознь системы активной и пассивной безопасности и распланированному вплоть до 2009 года. Так называемая «предсказывающая система» (Predictive Safety System) будет внедряться на серийных авто в три этапа. Сначала, уже в 2005 году, машина издалека учует возможное препятствие на своем пути, подтянет ремни безопасности, придвинет тормозные колодки к дискам, подготовит «брейк эссист» к режиму возможного экстренного торможения. Так водителю подарят несколько долей секунды. Одновременно в салоне раздастся тревожный звуковой сигнал.Для реализации своей задумки «Бошу» понадобились разнообразные датчики, перекрывающие диапазон 0-150 • от автомобиля.Ультразвуковой Инфракрасный Радар £150 м сенсор S150M Видеокамера £80 м датчик £3мВидеокамера Зона сзадиВторое поколение должно пойти в серию в 2006 году. Автомобиль не только недовольно пискнет зуммером, но и сделает предупредительный резкий толчок «по педали» тормоза. Тут уж только мертвый не среагирует. И, наконец, на 2009 год планируется освоить автоматическое экстренное торможение без участия водителя.Будут совершенствовать уже существующие системы. «Дистроник», поддерживающий безопасную дистанцию, научится работать во всем диапазоне скоростей. Парктроник станет сам выполнять утомительную для некоторых процедуру парковки задним ходом... Может, и впрямь человеку останется лишь приглядывать, как его везут?Видеокамера не только опознает препятствие, но и следит за разметкой (если она есть).А пока люди пытаются научить электронные «мозги» уму-разуму, подсказывая верную реакцию на то или иное событие в реальной дорожной обстановке. За кажущейся простотой патентованной конструкции стоят нешуточные усилия разработчипросто, как бак - бензином. Это ков и технологов, самые соврестало возможно благодаря хитменные материалы и долгие серроумному пистолету «СейфФилл» тификационные испытания. Пистолет работает при температу(SafeFill) фирмы Win. Внешне устройство мало отлирах от -40 до +85°С, гарантирует чается от привычного бензиновоотсутствие электростатического го пистолета. Оно позволяет одразряда, не дает перекрутить ной рукой совершенно безопасно шланг. А если все же не до конца заправлять машину горючим ганадеть его на штуцер или недозом, хранимым под давлением до давить рычаг фиксатора, газ тШ 350 атм. (Этого в перспективе поколонки просто не пойдет в балтребуют водородомобили.) Досталон. Подача перекроется также, точно открыть лючок заправочноесли забывчивый водитель рего штуцера, надеть на него пистошит уехать вместе со шлангом лет и нажать рычаг, который сам конструкторы учли и такую возможность. зафиксируется защелкой.БЕЗОПАСНЫЙ ПИСТОЛЕТБурный рост цен на нефть в очередной раз подстегнул интерес европейцев к природному газу в качестве топлива для автомобиля. Как грибы растут газозаправочные станции - и, конечно, хотелось бы заполнять баллон сжатым до 250 атм газом так жеРазмеры пистолета из нержавеющей стали, алюминия и латуни стандартизированы, а его конструкциязапатентована.146 За рулем 01/2005